СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок пре-при

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Приставки Пре-При"

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок пре-при»

Конспект урока по русскому языку 6 класс


Тема урока: «Правописание гласных в приставках ПРЕ и ПРИ»


Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 

Задачи урока:
.

Образовательные: 

-выявить условия выбора гласных е – и в приставках

-формировать навык написания приставок пре-/ при-

-повторить морфемный разбор слов

-развить умение формулировать определение понятий;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические и умения.

.

Развивающие: 

-осуществление системно-деятельностного подхода;

-развитие критического мышления; развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие -умения формулировать проблему.


. Воспитательные: 

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

  1. уважительное отношение к родному языку;

  2. стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. пополнение словарного запаса;

  4. способность к самооценке на основе критерия

  5. успешности.

Метапредметные: 
1) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
2) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 
Развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


Предметные:
1) развитие творческой самостоятельности; 
2) владение разными видами речевой деятельности; 
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме 
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета 
5) проведение морфемного анализа слов. 

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма 

Тип урока: "открытие" новых знаний 

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация "Приставки пре- и при", раздаточный материал.

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык. Теория. Практика. 6 класс. Развитие речи. Учебный комплекс под редакциейЛадыженской Т.А.). 


Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, групповая, коллективная


II. Актуализация знаний

    1. Фронтальный опрос:

- сегодня я проведу у вас урок русского языка, и мы будем заниматься обычным делом: изучать новые явления и понятия русского языка. Необычным будет только оформление классной работы. Давайте посмотрим на индивидуальные карты, что лежат у вас на столах. Запишите только свою фамилию и имя. Подскажите, над чем вы работаете сейчас, какие темы изучили (приставки).

- напомните мне, что такое приставка? Какую роль в слове играет приставка?

-Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили? (неизменяемые, на з/с,

написание слова, начинающегося на И при присоединении приставки на согласную) (интерес – безынтересный).

Сегодня мы много будем работать с глаголами. Что такое глагол?

Вспомнить о правописании уже изученных приставок и сформулировать тему сегодняшнего урока я предлагаю вам, обратившись к строчкам известнейшей и всеми любимой сказки Пушкина. Давайте посмотрим на экран. Ваша задача выписать только глаголы с приставками. (8)


2. - Выпишите глаголы с приставками в свой лист. Задание номер 1 Выборочный диктант 3 мин.
Выборочный диктант. 1 слайд, 2 слайд (Иллюстрации)

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нрава кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Енисей.

Сват приехал,

Царь дал слово,

А приданое готово:

Семь торговых городов

Да сто сорок теремов.


На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь,

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее»

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет.


Предлагаю вам проверить себя, объясните правописание приставок.

3 слайд

(поднялась, расцвела, сыскался, приехал, перемолвилась, отпрыгнет, замахнет, притопнет)



- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, Е или И, надо писать в словах: приехал, притопнет? Почему?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Гласные в приставках пре- и при-).Записываем тему урока (впишите тему урока(слайд 4).


III. Постановка учебной задачи (проблемы урока)

- Чему мы должны сегодня научиться? Давайте определим проблему, над которой сегодня мы работаем (надо узнать, когда и при каких обстоятельствах употребляются приставки ПРЕ и ПРИ, научиться отличать приставки пре- и при-)


- Сформулируем задачи урока. (Познакомиться с условиями выбора гласной в приставках пре- и при-; научиться отличать приставки пре- и при-)

- мы вернемся к этим словам позже, когда узнаем условия написания приставок ПРЕ и ПРИ. А сейчас постараемся это выяснить.


IV. Проблемное объяснение нового знания

(Изучение нового материала) 


  1. - Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. У вас это задание №2. Материал для наблюдений и анализа.

- пронумеруйте столбики. Внимательно прочитайте слова каждого столбика и подумайте, что обозначают слова каждой группы и чуть позже мы вместе решим, по какому принципу они объединены в группы. (рассмотрите слова 1,2,3,4 групп)Что объединяет слова каждой? Прочитайте и обсудите этот материал в парах. 3 – 4 минуты

Пр..ехать,

пр..лететь,

пр..плыть.


приползти прикатиться

Пр..шить,

пр..клеить,

пр..битъ.


привинтить

Пр..школьный,

пр..дорожный,

пр…морский.


Приволжский

пригородный


Пр..открыть,

пр..сесть,

пр..подняться.


притворить дверь

призадуматься






Пр..добрая,

пр..милая,

пр..мудрая.


прекрасная

прелестная

Пр..градить,

пр..рвать,

пр..одолеть


прекратить





После обдумывания:

- слова, записанные у вас в столбик, у меня на доске записаны в строчку. Обратимся к словам первой строки.

-. Итак, читаем слова первой строчки. Как вы думаете, почему все они объединены в одну группу? Имеют общее значение приближения к чему либо). Какая буква в приставке ? (И). Допишите еще по одному слову с похожим значением. Итак, какое значение объединяет эти слова?


- Поработаем над второй группой слов. Что значит: пришить, приклеить, прибить (соединить что-то с чем-то). Итак, давайте определим второе значение приставки ПРИ (присоединение). Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки. Итак, какое значение объединяет эти слова?


- Обратимся к третьей группе слов. (читает учащийся). Что может быть пришкольным? (участок, находящийся около, вблизи школы), придорожным? (кафе у дороги), приморским ? (бульвар). Какое значение объединяет эти слова в одну группу? (значение близости к чему-либо). Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки. Итак, какое значение объединяет эти слова?


- Прочитайте 4 строчку. Попытайтесь самостоятельно определить значение этих слов? Что их объединяет? (действие чуть-чуть, немножко, т.е.неполнота действия. – как вы думаете, по какому принципу объединены эти слова в группы( близки по смыслу, по значению).

- Поэтому, от чего зависит правописание приставки ПРИ? (от смысла слова, от его лексического значения)


  1. – Опираясь на материалы 7 слайда, давайте попробуем выдвинуть первую версию – вывод: сформулировать условия написания приставки ПРИ.

  2. Анализ материала 8 слайда. Вывод о правописании приставки ПРЕ.


-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется е в приставках?



V/ Обобщение и систематизация полученных знаний.

-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

Давайте прервемся теперь на минутку и немножко отдохнем.


ФИЗМИНУТКА


VI. Первичное закрепление (применение знаний и умений в новой обстановке)


  1. - Вернемся к строчкам пушкинской сказки. Можем ли мы теперь объяснить почему в словах приехал, притопнет (да,объясняем)

  2. – Продолжим работу с приставками. Для этого опять обратимся к пушкинским сказкам. На этот раз ваша работа будет самостоятельной.

  3. На ваших индивидуальных листах это задание под цифрой 3.

  4. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки, приготовьтесь объяснить их написание.

Самостоятельная работа.

1 вариант

  1. А царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И пр…щелкивать перстами.

  1. Ей навстречу пес, залая,

Пр..бежал и смолк, играя.

  1. Час обеда пр..ближался,

Топот по двору раздался.

  1. Вмиг по речи распознали,

Что царевну пр..нимали.

  1. Пирожок лишь разломила

Да кусочек пр..кусила.

  1. Им она не пр..кословит.

  2. И пошел к пустому месту,

На пр..красную невесту

Посмотреть еще хоть раз.


  1. вариант

  1. Только поп один Балду не любит,
    Никогда его непр..голубит.

  2. Пр..задумался поп,

Стал почесывать себе лоб.

  1. Пр..плыла к нему рыбка, спросила:
    «Чего тебе надобно, старче?»

  2. Отыскали старика, пр..вели к ней.

  3. Пушки с пристани палят,

Кораблю пр..стать велят.

  1. Там о заре пр..хлынут волны

На брег песчаный и пустой.

  1. Ей в пр..даное дано

Было зеркальце одно.


  1. – Поменяйтесь листами и проверьте работы друг друга. Исправьте ошибки, если есть карандашом. Верните тетради, объясните правописание приставок.

  2. Из каких сказок Пушкина эти отрывки?

  3. Известно, что Пушкин очень любил осень. Он считал ее лучшим временем года, и конечно вы все помните строки его известного стихотворения: Унылая пора – очей очарованье. Ее богатые краски привлекали многих поэтов, писателей и художников19 века.

Самый простой сюжет порой оживает под кистью настоящего мастера. Так, осень играет всеми своими богатыми красками на картине Исаака Ильича Левитана «Осенний день. Сокольники». Давайте посмотрим на нее и тоже попробуем написать картину. Мы знаем, что художник работает с красками, а мы с вами попробуем это сделать с помощью слов. Наша задача написать небольшое сочинение-миниатюру объемом до 5 предложений. В помощь вам я предлагаю слова, связанные с темой, над которой мы работали на этом уроке. (используя слова 1 и 2 столбиков, составьте 4 – 5 предложений). Разумеется, слва можно использовать в удобных для вас формах.

Пришла,

превратила,

прекрасная,

притихли,

приобрели,

преобразился,

приятно.

Осень,

лес,

в сказку,

птицы,

до весны,

кроны деревьев,

новые краски,

прогуляться…


- Проверка (чтение 1 - 2 текстов). Обратите внимание, на слово ПРИЯТНО. В нем есть буква, так как объяснить почему именно она там пишется, будет сложно, на следующих уроках вы познакомитесь с такими словами, правописание которых трудно определить только по значению, их придется запомнить.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать собственную осеннюю сказку или если затруднительно выполнить упр.203.

VII. Итог урока:

- Давайте вернемся к проблеме урока. Удалось ли нам ее решить? что мы смогли сделать? (определили условия написания гласных в приставках ПРИ и ПРЕ, вспомнили сказки.

.









































АНАЛИЗ УРОКА

Дата проведения:

Класс:_6

Учитель: Леонтьева Л.Н.
Тема урока:_ «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»
Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.

  1. Это первый урок в цикле уроков о правописании приставок ПРЕ и ПРИ. На следующих уроках правила, установленные сегодня будут отработаны, учащиеся также познакомятся с трудными случаями написания приставок ПРЕ и ПРИ.

  2. Структура урока:

  1. Этап самоопределения. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи (проблемы урока)

  4. Проблемное объяснение нового материала (совместное решение проблемы)

  5. Обобщение и систематизация знаний.

ФИЗМИНУТКА

  1. Применение новых знаний и умений в новой ситуации.

  2. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  3. Итоги урока. Рефлексия.



  1. Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 



  1. Задачи:

    1. Образовательные: 
      - выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

- формировать навык написания приставок пре-/ при-;

- повторить морфемный разбор слов;

- развить умение формулировать определение понятий;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и умения.


    1. Развивающие: 
      - осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления; развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему.

    1. Воспитательные: 
      - воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • умение работать в паре, уважительно относится к мнению других.

4. Планируемые результаты: 

Личностные: 
- уважительное отношение к родному языку;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- пополнение словарного запаса;

- способность к самооценке на основе критерия

- успешности.

Метапредметные: 
1) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
2) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 
Предметные:
1) развитие творческой самостоятельности; 
2) владение разными видами речевой деятельности; 
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме 
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета 
5) проведение морфемного анализа слов. 

5. Использована технология проблемного обучения, и также следующие приемы работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, творческая работа.

6.Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности): работа со сказками (связь с литературой), с картиной (живопись).

7. Все этапы урока логично связаны между собой.

8.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий осуществлен в соответствии с задачами урока и возможностями контроля.

9.Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлен этапе применения знаний и умений в новой ситуации в  форме самостоятельной работы и последующей взаимопроверки.










10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!