СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов имён прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. ливн..вый наде..лся погор..вать опрометч..вый рул..вой

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов имён прилагательных»

Тема: Правописание суффиксов имён прилагательных.

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием суффиксов имен прилагательных;

  • развивать монологическую речь учащихся;

  • развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношение к русскому языку;

  • продолжить подготовку к ЕГЭ.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка д/з.

- Опрос уч-ся.

- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (по карточкам).

III. Работа с тестовыми заданиями (подготовка к ЕГЭ).

  1. Орфоэпия.

медикамЕнты, экспЕрт, пЕрчить, ржАветь; (Слайд 3)

корЫсть, соболЕзнование, квартАл, срЕдства. (Слайд 4)

  1. Исправьте ошибки в предложениях. (Слайд 7)

Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.

Писатель подробно описывает о жизни.

Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.

Стихи молодого поэта будут скоро выпущены в журнале.

(Ответы: (Слайды 8-10)

Зная о его приезде, я смог к этому подготовиться.

Писатель подробно описывает жизнь.

Владельцам вишнёвого сада грозит разорение.

Стихи молодого поэта будут скоро опубликованы в журнале.

IV. Работа по теме урока.

1) Сообщение темы урока. Применение материала при выполнении заданий ЕГЭ.

-10 задание ЕГЭ выглядит так:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

ливн..вый

наде..лся

погор..вать

опрометч..вый

рул..вой

-Что необходимо знать, чтобы решить задание (суффиксы прилагательных, существительных, глаголов)

2) Рассказы учащихся о правописании суффиксов

  1. Суффиксы –к- и –ск-.

Пиши –к- (Слайд 13)

а) в качественных прилагательных: резок – резкий, низок – низкий.

б) в относительных прилагательных с основой на –к, -ц, -ч (чередование согласных к,ч//ц): батрак - батрацкий, ткач - ткацкий, немец – немецкий.

Исключения: узбек - узбекский, таджик - таджикский, Углич – угличский.

Пиши –ск- в остальных случаях (Слайд 14)

француз - французский, Кавказ – кавказский

Обратите внимание! (Слайды 15-19)

а) если основа существительного оканчивается на –нь, -рь, то то перед –ск- буква ь не пишется: конь – конский, Сибирь- сибирский.

Исключения: прилагательные, образованные от названий месяцев – июньский, сентябрьский, октябрьский … и день-деньской (но: январский)

2. Суффиксы -ов-, -оват-, -овит-// -ев-, -еват-, -евит- (Слайд 20)

Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- пишутся после твердых согласных (кроме ц), например: беловатый, деловой, угловатый, домовитый

-ев-, -еват-, -евит- пишутся после мягких согласных, после шипящих и ц, например: речевой, ноздреватый, рыжеватый, глянцевитый, рубцеватый.

3. Суффикс -оньк- //-еньк- (Слайд 21)

Суффикс -оньк- пишется после г, к, ж, например: высоконький, лёгонький, сухонький;

после других согласных пишется суффикс -еньк-: синенький, дешёвенький, жёлтенький, молоденький.

4. (Слайд 23)Суффикс -ив- пишется у прилагательных под ударением, суффикс -ев- - без ударения: игривый, красивый, плаксивый, учтивый, но: алюминиевый, горностаевый, гостевой, грязевой, долевой, дрожжевой, калиевый, каракулевый, клеевой, пулевой, рулевой, соевый, стержневой.

Исключения: милостивый, юродивый.

5. (Слайд 24) Суффиксы -лив-, -чив- пишутся только с гласной и (в русском языке суффиксов «-лев-», «-чев-» нет): причудливый, участливый, совестливый, опрометчивый.

V. Зрительная гимнастика.

-Чтобы наши глаза немного отдохнули, сделаем зрительную гимнастику. Положите локти на парту, скрепите руки в замок и положите подбородок, работаем только глазами.

Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

VI. Закрепление.

  1. Тест с последующей самопроверкой. (Приложение 1) (Слайд 28) (для слабых)

  2. Тест с последующей самопроверкой. (Приложение 2) (Слайд 29)

(Тесты 1 и 2 решаются одновременно)

  1. Образуйте возможные словосочетания из прилагательных и заключённых в скобки существительных (Приложение 3)

Героический – геройский (борьба, время, образ, поступок, поход, самопожертвование, усилие). Лирический – лиричный (волнение, герой, жанр, настроение, песня, поэзия, поэт, тенор, чувство). Тактический – тактичный (женщина, задача, замечание, обращение, поведение, поступок). Логический – логичный (вопрос, вывод, высказывание, доказательство, категория, мнение, мышление, ответ, ошибка, противоречие, связь, следствие)

-Возьмите друг у друга тетради, проведите взаимопроверку (в парах), (один учащийся из учащихся читает свой вариант)

  1. Образуйте имена прилагательные с суффиксами -к- или -ск- от данных ниже слов. (Приложение 4)

Кандидат, лейтенант, турок, Урал, посол, конь, богатырь, январь, матрос, Елец, Норвегия, Волга, Астрахань, богатырь, кабак, низ, узбек, Сибирь, Одесса, Томск, знахарь, декабрь, приятель.

VII. Итог урока. Рефлексия.

-Понравился урок?

- Какие знания и умения закрепили на уроке?

VIII. Домашнее задание §38, упр 212




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!