СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание существительных в творительном падеже после шипящих и Ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Правописание существительных в творительном падеже после шипящих и Ц

 

Цель  урока: ознакомить с творительным падежом, создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся начальных классов через включение их в учебное исследование.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание существительных в творительном падеже после шипящих и Ц"»

Русский язык

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»

(2 четверть)

Урок 56


Тема урока: Правописание существительных в творительном падеже после шипящих и Ц


Цель урока: ознакомить с творительным падежом, создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся начальных классов через включение их в учебное исследование.

Задачи:

1. Увидеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
2. Спланировать ход работы и зафиксировать результаты в отчётном листе.
3. Проанализировать результаты исследования, сделть вывод.
4. Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
5. Продолжить формировать волевые качества , коммуникативные отношения.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;


Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО: учебник, тетрадь, карточки


Этапы и структура урока.


1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

2.

Проверка домашнего задания.


Упр. 301






-Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним



3.

Чистописание .


На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.
В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).
В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.

Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.

У. Сегодня повторим написание строчной и прописной буквы Ц. Будем следить за наклоном прямых элементов буквы Ц, а также за длиной петли.

Учитель показывает образец на доске. Учащиеся контролируют себя по листу- помощнику, который подкладывается под страницу тетради. Лист-помощник - это разлинованный лист с линиями под углом в 65 градусов.


4.

Постановка учебной проблемы.

У. В данных словах вставить орфограммы, объяснить.

На доске записаны слова:

за школ…й
над пашн…й
перед дуб…м
под камн…м
за мес…ц…м
с каш…й
за стор…ж…м

Ученики пишут в тетрадях, выделяя части слов с орфограммами, доказывая. После выполнения задания - фронтальная проверка. Один ученик отвечает, другие сигнализируют карточками – светофорами правильность ответа. На доске появляется продолжение записи.

за школой –в Т.п. -ой, или за сестрой ,
над пашней –в Т.п. -ей, или над землёй,
перед дубом –в Т.п. -ом, или столом,
за месяц...м – словарь, в Т.п. -ом или -ем?
с каш...й –в Т. п. -ой или -ей?
за сторож...мсторожка, в Т.п. -ом или -ем?

У. Сколько же в нашем классе мнений? Почему?
Что особенного вы заметили в словах, где не можем объяснить написание?
Какая у вас возникает тема урока?

При затруднении учитель предлагает обратить внимание на основу слов, на шипящие согласные и Ц.
На доске записывается тема урока. “ Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц”.


5.

Разъяснение нового материала.




- Посмотрите внимательно на слова душОй, ландышЕй. Ребята, оба слова являются существительными, у обоих слов - орфограмма в окончании перед шипящим, но буквы пишутся разные. Что же является условием выбора орфограммы? Я приготовила вам подсказку. На доске написаны слова с пропущенными буквами, нужно вставить буквы и объяснить написании слов. На партах есть белые листочки, вы будете работать с ними, а я записывать ваши ответы на доске (коллективная работа: учитель спрашивает, дети отвечают, учитель заполняет таблицу).

Ч…десный
На…писать
Сл…гать
(Р,р)остов
З...леный
Ю(нн,н)ый
Нарц…сс
(на) опушк…

- Выделите цветным карандашом вставленные буквы по вертикали.
- Какое слово получилось. (Ударение).
- Правильно, ребята. Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы.
- Определите ударение в словах душОй, ландышЕй.
- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?!
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.




6.

Наблюдение над особенностями правописания окончаний сущ. В Т.п. после шипящих.


Работа с правилом






комментированное письмо.


Физкультминутка



7.

Зрительный диктант.


Отгадай загадку.

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(п—х)

8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.



9.

Итог урока.




- Задайте друг другу вопросы о.


Домашнее задание.




Рефлексия





4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!