СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православие и Отечественная война 1812г. Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов по ОПК

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно проводить для учащихся как уроках ОРК так и на внеурочных занятиях.В сценарии переплетаются известные факты войны 1812 года и мало упоминаемые в книгах и учебниках духовные источники победы русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Православие и Отечественная война 1812г. Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов по ОПК»

Пояснительная записка.


Данное мероприятие, театрализованное представление «Не нам, не нам, а имени твоему», как внеклассное, разработано для учащихся 4-6 классов, изучающих курс ОПК.

ЦЕЛИ:

  1. Показать роль православия как одного из значимых факторов, определивших победу русского оружия в 1812году.

  2. Воспитывать патриотизм и чувство национального самосознания учащихся.

Данное мероприятие - театрализованное представление, дает возможность посмотреть на известные события 1812 года со стороны, которая не отражена в учебниках истории. Религиозные чувства русского народа, жившего в XIX веке, современному человеку, тем более ребенку не понятны, но на примере событий Отечественной войны 1812года вера и любовь к Отечеству сливаются воедино. Это позволяет учащимся понять, как наши предки любили Родину и Бога, религия и патриотизм были не разделимы для русского человека. Учащиеся, изучающие ОПК, на данном историческом примере имеют возможность воспринять православие как живую часть истории нашего народа. Не догму, а веру, помогающую справляться с самыми страшными и тяжелыми ситуациями в жизни страны и человека. Актуальность данного мероприятия в том, чтобы учащиеся смогли понять значимость православия для жизни российского государства и его истории.

В разработке рассказывается от имени участников войны 1812 года о ситуациях, связанных с религиозными чувствами русских людей: императора Александра I, священнослужителей, простых солдат, ополченцев и партизан. От имени этих героев рассказывается о роли православной веры и священнослужителей в поддержании боевого духа и стремления к победе в период наиболее опасных и тяжелых событий Отечественной войны 1812года.

Театрализованное представление готовится силами учащихся более старшего возраста( 8-9 класс), т.к. текстовая информация, содержащаяся в сценарии должна быть полностью понята и осмысленна учащимися исполняющими роли. Возможно, некоторые тексты сложны для восприятия, поэтому оно сопровождается слайдовой презентацией, которая позволит концентрировать внимание слушателей.

Длительность данного мероприятия составляет 20-25 минут, условное можно разделить на две части, первая- непосредственно само театрализованное представление, вторая часть-это обсуждение, разговор с учащимися 4-6 классов, просмотревших представление. В процессе, которого делается вывод о роли православия в победе над армией Наполеона.


















Православие и Отечественная война 1812г. Внеклассное мероприятие для учащихся 4-6 классов по ОПК

«Не нам, не нам, а имени твоему».



Действующие лица:

Экскурсовод( учитель или ученица старших классов)

1-й ученик,

2-й ученик.

Александр I

Святитель Филарет

Священник "

Ф.Н. Глинка

Ополченец.

Солдат.

Партизан (крестьянин)


На сцене расположен экран, т.к. представление сопровождается презентацией . Так же расположены некоторые экспонаты, это может быть самодельный кивер с шашкой, Икона и крест. Деревянное ружье, стилизованное под ружья Отечественной войны, Портрет Александра I,М.В. Кутузова. Около этих экспонатов в глубине сцены стоят герои театрализованного представления.


На сцене два ученика . (Слайд2)

1-й ученик Куда мы с тобой пришли?

2-й ученик Это музей, но не обычный музей, с секретом. Если начать разговаривать с экспонатами, то они могут услышать тебя и ответить.

1-й Шутишь! Так не бывает, я много раз бывал в музеях и ничего подобного не видел, Чем же этот музей особенный, что экспонаты могут говорить?

2-й Точно, ты верно сказал -особенный. В этом музее есть душа, вернее дух веры русского народа. Именно эта вера помогла нашим предкам победить в 1612году, в1812году и даже в 1945году.

1-й Откуда ты это знаешь?

2-й Просто я уже был здесь и все видел и слышал, вот сейчас и ты все поймешь и услышишь.

Музыка. Входит экскурсовод.

Экскурсовод . В наш музей сегодня пришли те кто сражался с войсками Наполеона в 1812году, они сами расскажут вам о том что помогло им победить сильного, умелого, хорошо вооруженного врага.

1-й ученик –Да знаю я все, Кутузов, партизаны, мороз, что нового они могут рассказать?

Экскурсовод .Вот тебе сейчас все понятно, а людям испытавшим нашествие, победившим Наполеона не было понятно, как они смогли справиться и осилить все. Да, мы довольно много знаем об этой войне, но давайте послушаем самих участников.

2-й ученик. Вот , вам письмо.

Экскурсовод .. В самом начале 1813 года президент Российской академии художеств Алексей Николаевич Оленин обратился к архимандриту Филарету Московскому с просьбой написать рассуждение о том, почему России удалось сокрушить несокрушимую силу Наполеона. Оленин потерял на войне своего 19-летнего сына Николая, прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка, погибшего в Бородинском сражении.

2-й ученик . В письме к Филарету он писал: «Кому же, если не служителю святого алтаря, приличествует доказать происшествиями нынешней войны, что неимоверные подвиги народа русского начало и основание свое имеют в беспредельной вере к Богу, в верности к царю и в любви к Отечеству».

Филарет Святителю Филарету суждено было стать первым, кто дерзнул осмыслить значение великой победы. Архимандрит Филарет откликнулся на просьбу Оленина и написал трактат «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне». (Слайд 3)

«Взирая, с одной стороны, на почти целую Европу, вовлеченную в авантюру одного властолюбца, с другой – на Россию, оставленную союзниками и в тишине ожидающую приближения опаснейшей бури – кто мог бы сомневаться, что Наполеон, еще не начав войны, уже побеждает? Но кроме сил физических и политических, государства воодушевляются и действуют высшими нравственными силами. Правота всегда могущественнее коварства и злобы. Высокоумный повелитель надменного мнимой своей образованностью народа не изучил простого языка нравственности...»

1-й ученик Господин Филарет, а нравственные силы- это что, хорошие поступки?

Экскурсовод .Это прежде всего Православная Вера и следование ее законам. Отечественная война 1812 года стала воистину войной Православной Руси против безбожной Европы. Сразу после вторжения Наполеона началось возрождение религиозных чувств во всем народе России, от беднейшего крестьянина до самого государя императора.

(слайд 4)

Александр I 18 июля 1812 года Император Александр I обратился с воззванием ко всем своим подданным:«...Благородное Дворянское сословие! Ты во все времена было спасителем Отечества. Святейший Синод и Духовенство! Вы всегда тёплыми молитвами своими призывали благодать на главу России. Народ Русский! Храброе потомство храбрых Славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров! Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют!»

1-й ученик. «С крестом в сердце и оружием в руках», теперь мне понятно, о чем говорил святитель Филарет. 

2-й ученик. Это портрет Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургский Амвросия, который своими речами вдохновлял людей на борьбу с Наполеоном.( Слайд 5)

Александр I Церковь призывала российское общество выступить на защиту Отечества и Христовой веры. Священный, освободительный характер войны раскрыл он в своем послании к ополчению. "воспламенить души любовью к Отечеству, требующему защиты", проявить "приверженность и Избраннику Божию Государю нашему", сохранить почтительность и повиновение властям и вооружиться против "врага Церкви и Отечества"

Экскурсовод Церковь в 19 веке для русского народа значила очень много Здесь прочитывались Высочайшие манифесты и указы, здесь велось воспитание народа на языке священных книг и описаний жития святых. Через молитвы и богослужения Церковь воодушевляла верующих любовью к царю и Отечеству до готовности отдать за них свою жизнь. (слайд 6)

Филарет Война –это убийство, т.е грех, Но наша православная церковь, считая войну вообще бедствием и несомненным злом, войны в защиту Отечества полностью оправдывала, объявляя их священными, а погибших в них воинов - совершившими жертвенный подвиг во славу России.

Экскурсовод .. Главное обвинение в адрес Наполеона заключалось в том, что он отступил от Бога и теперь является гонителем христианской Церкви.

Простой священник.(в одежде монаха) Духовенству предписывалось укреплять людей в вере, призывать к участию в организации и деятельности ополчения. "Внушайте сынам силы в упование на Господа Вооружайте словом истины простые души, открытые нападениям коварства. Всех научайте словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме Веры и Отечества" ( слайд 7)

2-й ученик. Я читал, что по приказу императора Александра I епископ Августин (Виноградский) 17 июля написал молитву "о победе на врага" для ежедневного чтения на литургии в церквах. Текст молитвы был напечатан в 1500 экз. и разослан по монастырям и церквам.

Священник "научить всех словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме Веры и Отечества". Церковь стала примером пожертвований на нужды армии и ополчения -2405076 руб. 60 коп. , кроме этого была пожертвована золотая и серебряная утварь. (слайд 8), в ополчение поступило 412 человек духовного сословияi. Среди них значительное место занимают ученики духовных академий, семинарий и уездных училищ.

Из глубины сцены выходит ополченец.

Ополченец. Перед выступлением ополчений в поход духовенство, как правило, служило молебен и вручало командирам отрядов иконы и освященные хоругви. Московскому ополчению император Александр I передал образ преподобного Сергия Радонежского, присланный ему митрополитом Платоном. После войны этот образ был помещен в Успенском соборе Московского Кремля.(слайд 9, слайд 10)

Священник. В регулярной армии каждый полк имел своего священника, свою походную церковь и, как правило, свою икону, считавшуюся покровительницей его. Во время Отечественной войны в русской армии находилась также общая святыня - Смоленская икона Божией Матери, воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница - Одигитрия. (слайд 11)

1-й ученик. Это какая-то особенная икона? Что в ней такого.

Экскурсовод .Дадим слово участнику событий поэту Федору Николаевичу Глинке

Ф.Н. Глинка Смоленское сражение. « Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы... Наконец, утомленный противоборствием наших, Наполеон приказал жечь город, который никак не мог взять. Тучи бомб, гранат полетели на дома, башни, , церкви – и все, что может гореть, запылало. В это время раздался голос: Спасайте икону Смоленской Богородицы! Этот голос скоро сделался всеобщим кличем и навел начальство на распоряжение к спасению иконы... В глубокие сумерки вынесли из города икону Смоленской Божией Матери. Унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражения, сопровождал печальное шествие сие. Блеск пожаров освещал его. С тех пор Пресвятая Владычица последовала за войском, внимая молитвам готовящихся на славную смерть или умирающих».

Священник Смоленская икона Божией Матери, воспринималась народом нашим как истинная Путеводительница ко спасению, а во время войны еще и к победе.

1-й ученик А в Бородинском сражении как вера помогала?

2-й ученик День Бородина – это одна из самых великих, овеянных легендами, битв в русской истории. (Слайд12)

Экскурсовод .О Бородинской битве написано немало. Приведем здесь два высказывания – Кутузова: Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно... – и Наполеона: Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех... Русские стяжали право быть непобедимыми.

Что же сделало русские войска непобедимыми? Ответ прост: Православная вера. Выходит ополченец 9 (слайд13)

23 августа пришло из Москвы 12 тысяч московского ополчения. На этом войске было две коренные принадлежности Руси: борода и серый кафтан; третьей и важнейшей принадлежностью Руси христианской был крест. Он блистал на шапке ратников. Вместо знамени над рядами ополчения веяли хоругви. На многих повозках пристегнуты были дедовские складни с изображением святых. Но выше других при этом войске была одна святыня заветная – икона преподобного Сергия Радонежского.

Священник. Бородинское сражение произошло 26 августа – в день празднования чудесного избавления Москвы от нашествия Тамерлана заступничеством Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Горячо молились пред древней святыней и жители Москвы и ее защитники. И хотя ожесточенное и кровопролитное сражение не решило поставленных задач: русская армия в нем одержала безусловную духовную победу

Солдат выходит из глубины сцены.

Солдат. «Тремя плотными колоннами к Бородинскому полю приближались силы “Великой армии”, и, кажется, впервые за всю кампанию увидели ее наши воины во всей мощи:

Три огромных клуба пыли, пронзенные лучами склоняющегося солнца, светлели в воздухе; три стальные реки текли... Русское солнце играло на гранях иноземной стали. Все это шло скоро, но мерно»... Задача наших войск у Шевардина, , была: задержать врага, чтобы завершить подготовку позиций на Бородинском поле, вырыть и укрепить редуты.. Наполеон бросил на Шевардинский редут 40 тыс. чел. защитников было 12тысяч.. Сковывая эти большие силы противника, наши воины, держались до глубокой ночи (слайд 14).

Экскурсовод .. Лишь глубокой ночью Наполеону смогли доложить о взятии Шевардинского редута: Наполеон пожелал видеть пленных. Пленных не нашлось. Генерал Коленкур сказал при этом: “Русских скорее можно в землю втоптать, нежели в плен взять!” – “Ну, ладно, – отвечал Наполеон, – так послезавтра мы всех их втопчем в землю” (слайд 15)

2-й ученик. Весь следующий день обе армии продолжали подготовку к предстоящему генеральному сражению, только по-разному..: Наполеон приказал прочесть воззвание. “Солдаты! Вот битва, которую вы так желали! Победа зависит от вас; нам она необходима; она даст нам обильные припасы, хорошие зимние квартиры и скорое возвращение на родину. Пусть о вас расскажут: “Он был в этой великой битве под Москвой”.. А накануне, 25 августа, из Парижа в ставку Наполеона привезли портрет его сына, Наполеон приказал его поставить на стуле возле своей палатки, чтобы офицеры и солдаты могли видеть наследника своего любимого императора.

1-й ученик Понятно, Наполеон думал, что французская армия воюет только за своего императора Сегодня бы сказали- мания величия.

Экскурсовод. Совсем иная обстановка была в нашем лагере: (слайд 16)

Ф.Н. Глинка. Накануне великого дня Бородинского главнокомандующий велел пронести Смоленскую по всей линии. Это живо напоминало приуготовление к битве Куликовской. Духовенство шло в ризах, кадила дымились, свечи теплились, воздух оглашался пением, и святая икона шествовала... Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить до сытости своею кровью. Везде творилось крестное знамение... Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли. Когда кончилось молебствие, несколько голов поднялось кверху и послышалось: “Орел парит!” Главнокомандующий взглянул вверх, увидел плавающего в воздухе орла и тотчас обнажил свою седую голову. Ближайшие к нему закричали “ура!”, и этот крик повторился всем войском... Это была картина единственная! Михаил Кутузов, главный повелитель всех сил воинских Империи, являлся тут во всей красе военачальника. Над ним парил орел, пред ним была икона Божией Матери, сто тысяч русских кричали “ура!” (слайд 17)

Солдат Священное молчание царствовало на нашей линии. “Водку привезли! Кто хочет, ребята?” Никто не шелохнулся, слышалось: “Спасибо за честь! Не к тому изготовились: не такой завтра день!” И с этим многие старики, освещенные догорающими огнями, творили крестное знамение и приговаривали: “Мать Пресвятая Богородица! Помоги постоять нам за землю свою.

1-й ученик И что вы совсем не боялись предстоящей битвы.?

Солдат. Мы шли в бой после молебна проводимого полковыми священниками, они поднимали моральный дух русской армии, укрепляли наше мужество. Перед сражением, обходя позиции своих полков, священники напоминали солдатам об их долге и присяге. На поле битвы под неприятельским огнем они напутствовали умирающих, а при необходимости воодушевляли солдат личным примером - вставали с крестом в руке впереди полка, увлекая его в атаку. (Слайд 18)

1-й ученик Я не знал. Что священники тоже воевали.

Священник

В Бородинской битве прославился своим подвигом отец Василий Андрианов. Совершив молебен он находился среди своей паствы – солдат и офицеров Литовского полка, стоя на фланге с крестом в руке и ободряя воинов. Не кланялся пулям, но склонялся над ранеными, причащал их, приободрял. (слайд19)

Не менее храбро вел себя протоиерей лейб-гвардии конно-егерского полка Феодор Раевский. Он пребывал со своим полком неотлучно с 1812 по 1814 год, участвовал во всех походах и сражениях, верхом на лошади, с крестом в руке и дароносицей на груди, ободрял воинов, благословляя на храброе исполнение своего долга.

На Бородинском поле погиб священник Черниговского драгунского полка Забуженков.

2-й ученик Вот имена некоторых священников: (слайд 20)

Симеон Александров. Участник сражений войны 1812 года: Витебское,

Смоленское, Бородинской битвы, Тарутинское, Малоярославецкое, Красного;

заграничного похода: Бауценского, Кульмского, Лейпцигского. Награжден

скуфьей и золотым наперсным крестом.

Священник 50-го Егерского полка Иоанн Алексеев. Участник сражений войны 1812 года: Смоленского, Бородинской битвы; заграничного похода: при крепости Модлине и др. до 23.11.1815 г.

.Священник Московского гренадерского полка Мирон Арлеанский. Участник Смоленского сражения и Бородинской битвы. В Бородинской битве получил контузию ядром в левую ногу.

Священник Брестского пехотного полка Феодор Армаковский. Принимал участие в сражениях: Смоленском, Бородинской битве, Малоярославецком, Вяземском, Красном; заграничного похода: Бауценском. Награжден скуфьей, камилавкою.

Протоиерей Киевского гренадерского полка Савва Вайновский. Участник сражений: Смоленского, Бородинской битвы, Малоярославецкого, Красного; заграничного похода: при Бауцене, Лейпциге, Теплице, Вертю, Париже.

Священник Литовского уланского полка, благочинный 4-й кавалерийской дивизии Симеон Вартминский. Участник сражений: Смоленского, Бородинской битвы, Тарутинского, Малоярославецкого, Вяземского, Красного; участвовал в заграничном походе 1813 – 1814 гг. Награжден золотым наперсным крестом (слайд 21)

Священник Всего в войсках в боевых действиях находилось 200священников.Иерей Василий Васильковский в 1810 году был назначен священником 19-го егерского полка В бою под Витебском он шел впереди солдат и был ранен в лицо и в ногу, а затем контужен пулей, попавшей в крест! Далее был его подвиг в сражении под Малоярославцем. Генерал Дохтуров докладывал о его поведении: «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за веру, царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». А затем по личному ходатайству Кутузова государь повелел наградить мужественного священника за неустрашимость и ревностную службу орденом святого Георгия 4-й степени. До этого ни один священник не был удостоен этой награды! (слайд 22)

1-й ученик. Вы говорите, что священники сражались. а наградили только одного.

Экскурсовод. Для лиц духовного звания. Священнослужителей существуют другие награда, кресты и различные религиозные знаки. А орден Георгия давался именно за воинскую доблесть.

1-й ученик. Так много подвигов, но все равно Бородинскую битву мы проиграли.

Экскурсовод Наполеону решающего успеха достичь так и не удалось, а ввести в сражение свой последний резерв, гвардию, он не решился. С наступлением темноты французы оставили занятые укрепления русских и отошли на исходные позиции.

В ходе Бородинского сражения Наполеон потерял убитыми и ранеными более 50тыс. чел.; наша армия не досчиталась более 44 тыс., в том числе 29 генералов.

Солдат. Несмотря на все усилия, Наполеон не сумел сломить сопротивление русских войск – столь высок был боевой дух наших воинов.

Экскурсовод . Кутузов, понимая невозможность восполнить потери, дал приказ отступать, и до рассвета 27 августа наша армия начала отход к Москве.

Отходя к Москве, Кутузов надеялся восполнить понесенные потери и дать противнику бой у ее стен. Но наша позиция под Москвой оказалась очень невыгодной, и на военном совете в Филях 1 сентября, чтобы сохранить армию боеспособной и дождаться подхода резервов, Кутузов приказал оставить Москву без боя. (Слайд 23)

2-й ученик. В первый же день вступления французских войск в Москву, 2 сентября, в городе начались пожары, продолжавшиеся пять дней и опустошившие город.

Экскурсовод Между тем, бесчинства французов в Москве просто потрясали современников. Вывезти удалось далеко не все, многие ценности церковные просто спрятали. (слайд 24)

Священник. Защищая храмы и церковное имущество, многие священники погибли. Например, священник Смоленского кафедрального собора Василий Шировсий был затравлен собаками прямо в храме за то, что не позволил французскому офицеру взять серебряное кадило. Священник церкви Живоначальной Троицы Георгий Легонин спас в своей церкви иконостас от пожара, и, сколько мог, сохранил в ней ризницу, серебра с пуд, книги и прочую утварь. Видя умирающих от страха прихожан, испросил дозволение от французских военных властей служить Божественную литургию и поминал на ней Всероссийского императора. Священник Спасской на Глинищах церкви Петр Семенов, защищая церковное имущество, был жестоко избит. Однако, невзирая на кровавые раны и разграбление собственного дома, он вскоре возобновил богослужение.

Ополченец. (слайд 25)

Протоиерей московской церкви 40 мучеников священник Петр Вельяминов-Святославский пострадал за веру и Церковь Православную во время пребывания французов в Москве. Враги требовали от него ключей от храма, чтобы можно было там спрятаться вместе с лошадьми, то есть осквернить храм. Отец Петр наотрез отказал. Его стали пытать и замучили до смерти. Французы зверски избивали, таскали за волосы и за бороду казначея Богоявленского монастыря иеромонаха Аарона, стараясь получить спрятанное монастырское имущество. Когда в монастыре начался пожар, израненный отец Аарон, собрав последние силы, сумел его загасить. От побоев и пыток скончались иеромонах Знаменского монастыря Павел и священник Георгиевского монастыря Иоанн Алексеев

Крестьянин.

«Войдя в церковь, я увидел следы грабежа, буйства и богохульства: посреди храма пылал костер... На вбитых в иконостас гвоздях висели сбруя и военная амуниция. В алтаре стояла лошадь, покрытая вместо попоны священнической парчовой ризой... Я окаменел от такого богохульства и не смог сдвинуться с места... Неужели западные народы, освещенные учением Евангелия, не знают, что и русские исповедуют веру христианскую?»

Ополченец. (Слайд 26)

в Успенском соборе французы устроили горн для переплавки риз с икон и других серебряных и золотых вещей. На одном из столпов была найдена надпись, гласившая, что здесь переплавлено 325 пудов серебра и 18 пудов золота. В результате роспись сильно пострадала от копоти. Кроме того, в соборе держали лошадей: пол был покрыт навозом, а в иконостас вбиты гвозди для сбруи. Многие иконы оказались исцарапанными, а некоторые осквернены лишением глаз.

1-й ученик. Да французы не уважали православие, ну как же Бог мог допустить такое, неужели он не заступился за святыни. (слайд 27)

Священник. При отступлении из Москвы Наполеон приказал Кремль взорвать, но после взрывов Филаретовской колокольни, Рождественской церкви, некоторых башен и арсенала начался проливной дождь, в результате которого порох отсырел и фитили погасли.

Засвидетельствовано, что при взрыве Никольской башни, верхняя часть которой была совершенно разрушена, остался невредимым образ Николая Чудотворца, причем не только сам образ, но и прикрывавшее его стекло и висевший перед ним фонарь.

2-й ученик Для Новодевичьего монастыря трагическая осень 1812 г. могла бы стать последней: при отступлении французы не только заминировали монастырь, но и уже подожгли фитили. Лишь мужество казначеи Сарры, и еще нескольких сестер спасло древнюю святыню: за несколько секунд до взрыва монахиням удалось залить водой фитили и занявшийся пол. (слайд 28)

Экскурсовод. На оккупированной территории центральных губерний России завоеватели столкнулись с активным сопротивлением мирного населения. Среди партизан было немало церковнослужителей и даже священников, которые часто являлись организаторами и руководителями крестьянских отрядов.

Священник. Священник села Крутая гора Юхновского уезда Смоленской губ. Григорий Лелюхин, увидев, что отряд французских мародеров (человек 50) ограбил церковь и осквернил алтарь, убедил своих прихожан устроить погоню. Вооружившись топорами и вилами, крестьяне неожиданно напали на грабителей в лесу и, перебив их, забрали назад церковное имущество. (слайд 29)

Крестьянин Обрадованные удачей, крестьяне вскоре увеличили свой отряд до 200 человек. На колокольне храма они выставили сторожевого, который при приближении мародеров звонил в колокола, и крестьяне во главе с отцом Григорием отражали нападение.

Экскурсовод. Таким же образом действовали жители и других уездов, на захваченной территории.

Крестьянин В Смоленской губернии. предводителями крестьянских отрядов были также дьячок Савва Крастелев, погибший при столкновении с неприятелем у деревни Козловка, и пономарь Алексей Смирягин, награжденный знаком отличия Военного ордена за то, что смог отнять у французского офицера орден Почетного Легиона и четыре карты Российского государства.

Священник. В Московской губернии. во главе одного из крестьянских партизанских отрядов стоял священник Иоанн Никифорович Скобеев. Собрав тысячу крестьян с их помощью срыл на Земляном валу сделанные французами укрепления, "изыскал во многих домах скрывшихся неприятелей, сжег неприятельские ворота, фуры и брички.

1-й ученик Да священники сражались с Наполеоном как и весь русский народ. (слайд 30)

Ф.Н. Глинка. А Наполеон отступал. 7 октября он оставил Москву, потерпел поражение под Малоярославцем 12 октября, 22 октября он был бит под Вязьмой, 4-6 ноября под Красным и, наконец, 14-17 ноября при Березине. “Великая армия” была полностью разбита, а Наполеон, потеряв в России 570 тысяч . человек., бежал в Париж.

(слайд 31)

Экскурсовод 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал  Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя.

Филарет. Свершилось! Враг изгнан. В день светлого Христова Рождества вышел манифест государя об изгнании неприятеля из пределов Отечества. Тем радостнее звучали рождественские проповеди, читаемые во дни избавления от бедствия, которое еще недавно казалось непреодолимым.

(слайд 32)

Александр I Манифесте императора об окончании войны от 25 декабря 1812 года так говорится об этой победе: «Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у главнокомандующего над войсками нашими знаменитого полководца, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ни вообще у всего храброго нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих... Итак, да познаем в великом деле сем промысел Божий».

Филарет. «Не нам, не нам, но имени Твоему» - повелел выбить на победной медали в честь победы в Отечественной войне русский Император.(Слайд 33)

Все участники отходят вглубь сцены


1-й ученик. Слушал я все внимательно, но все равно думаю, что это только Кутузов и храбрые русские солдаты выиграли войну.

2-й ученик. Ты что так ничего и не понял? А вот я сейчас у наших одноклассников спрошу, что поняли они. Почему Император приказал выбить на памятной медали эти слова? (Слайд 1)

Ученики обращаются к сидящим в зале, если дети затрудняются правильно сформулировать ответ, помогает «экскурсовод». Должен прозвучать общий вывод о значении православной веры в жизни наших мужественных и славных предков.










Список использованной литературы:

  1. Мельникова Л.В.«Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь».Отечественная история. 2002г. №6. С. 27-38.

  2. http://www.1812panorama.ru/virtual/borodino14.html

http://www.mepar.ru/library/vedomosti/62/1220/

http://vedomosti.meparh.ru/2002_9_10/1.htm

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/vneklassnoe-zanyatie-po-opk-na-temu-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-i-otechestv

http://e-vestnik.ru/docs/vsrn_2012_rubezhi_istorii/











ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ








Метериалы на конкурс методических разработок

«Славный день Бородина»



«Не нам, не нам, а имени твоему»


(Православие и Отечественная война 1812 года)

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 4-6 классов

По истории России и Основам православной культуры.












Разработала

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Нелюбинская СОШ»

Томского района Томской области

Прохорова Н.А.
















2012г.







i


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!