СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православные обители с. Арзгир

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский прект, о православных обителях села Арзгир

Просмотр содержимого документа
«Православные обители с. Арзгир»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 с. Арзгир

Арзгирского района Ставропольского края




356570, с. Арзгир, ул. Горького 31а тел.8-903-413-55-94



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

СОШ №3 с. Арзгир

________ И.Н. Лахно



Исследовательская работа

«Православные обители

села Арзгир»









Автор: Баскакова Юлия

Ученица МБОУ СОШ №3 с. Арзгир

Руководитель: Романов Николай Владимирович

Преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ СОШ №3 с. Арзгир

Содержание.

1. Введение ……………………………………………………………….3 стр.

2. Актуальность ………………………………………………………….3 стр.

3. Цели и задачи………………………………………………………….4 стр.

4. Материалы и методика исследования……………………………….4 стр.

6. Краткая физико-географическая характеристика

места исследования…………………………………………………………4 стр.

7. Результаты исследования…..…………………………………………5 стр.

7.1. Изучить историю православных обителей в селе Арзгир ………..5 стр.

7.2. Новые обители села Арзгир………………………………………….7 стр.

8. Выводы…………………………………………………………………. 9 стр.

9. Применение полученных результатов, перспективы продолжения. .10 стр.

10.Обзор литературы…………………………………………………….11 стр.

11. Приложения.





























Введение.

Сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем лучшею.

Ведь только этим одним и можно её исправить.

Достоевский Ф.М.

Поводом написания данной работы стала экскурсия воспитанников военно-патриотического клуба «Патриот» МБОУ СОШ №3 с. Арзгир в Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Арзгир. Экскурсию нам проводил настоятельхрама Даниил Анатольевич. Участвуя в данной экскурсии, я узнала, что данный Храм расположен в здании бывшей начальной школы №1 с. Арзгир. Об этом нам рассказал наш руководитель, который учился в этой школе. Во время разговора у меня непроизвольно возник вопрос: «А где же тогда раньше была церковь в Арзгире?». В ответе, я услышала много интересного, о белой и красной церкви, о молитвенном домике по улице Лысенко. Заметив мой интерес, Николай Владимирович предложил написать работу обистории православных обителей в селе Арзгир и я с удовольствием согласилась.

Актуальность.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределение народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества.

Актуальность темы данной работы очевидна. На школьное образование возложена высокая миссия духовно-нравственного воспитания наших юных Россиян. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы ориентирует учительский корпус России на интенсивный поиск инновационных воспитательных моделей, на создание социально-педагогических условий, соответствующих требованиям эффективного участия образовательных учреждений в решении приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания юных граждан, патриотов России.

Цели и задачи.

Цель – изучить развитие православия на территории села Арзгир, обобщение и влияние православной веры в селе, и применение полученных результатов в образовательном процессе.

Задачи:

- изучить историю православных обителей в селе Арзгир;

- изучить влияние православия в селе Арзгир;

- применение полученных результатов;

- сделать выводы.

Материалы и методика исследования.

Материалом для исследования послужили литературные, архивные и устные источники, информация с интернет-сайтов.

Методика исследования: составление плана поисковой работы, определение целей и задач, сбор литературных, архивных и устных источников, запись воспоминаний, их изучение, сопоставление анализ и описание достижений, выводы.

Краткая физико-географическая характеристика места исследования.

Свое исследование мы проводили в селе Арзгир, Арзгирского района, расположенного на северо-востоке Ставропольского края, климатические условия резко континентальные. Район, относится к крайне засушливой зоне, частыми пыльными бурями и знойными горячими ветрами.

Район основан в 1824 году. Село Арзгир является районным центром, основано в 1876 году переселенцами из южных губерний России. Название села образовалось от тюркского словосочетания, «Арз» - это имя собственное, а «гир» означает вода. Население села около 18 тысяч человек.

Результаты исследования.

Православные обители Арзгира.

В конце девяностых годов девятнадцатого столетия селение Арзгирское настолько экономически окрепло, что его общество могло более основательно заботиться о сельских нравах и спасении души, выразителем которых был священнослужитель сельской Рождество-Богородицкой церкви Александр Биткин.В окрестных селах уже были примечательностью церковные купола и колокольни, которые виднелись за многие версты. К таким селам относились уважительно. Издали виднеющийся богатый купол церкви, был знаком того, что село зажиточное, крепкое, а живущие в нем люди озабочены не только хлебом насущным, но спокойствие и благодатью в сельском обществе. В Арзгире на тот момент был только молитвенный дом, названный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который был построен из саманного кирпича и шалован досками (фото 1).Арзгирские жители бывали в этих селах не раз и прикидывали, какой храм нужен селу, да такой, чтобы не хуже тех, что в окрестных селениях.

В начале 90-х годов XIX столетия в Арзгире собрался сход граждан, на котором вели разговор о построении новой каменной, во имя Преображения Господня и Святителя Николая церкви. Решение схода было передано Благочинному восьмого округа Ставропольской губернии священнику Александру Лаврову, с просьбой довести его содержание до сведения архиепископа Кавказского и Ставропольского Агафодора. Просьба схода была рассмотрена и жителям Арзгира была прислана храмозданная грамота, которая предоставила право строить церковь на территории села. На постройку требовалось 45614 тысяч рублей серебром, в расположении местного общества было 20000 тысяч рублей. В мае 1896 года священник Александр Лавров пишет Преосвященнейшему Агафодору: «Сего 17 мая мною учинена закладка храма на северной стороне села Арзгир во имя Преображения Господня и святителя Николая. С 18-ого мая общество села Арзгир приступило к постройке храма на избранном и освященном месте…»

Новый храм строился по проекту известного Ставропольского архитектора Григория Павловича Кускова. В качестве строительного материала использовался камень-ракушечник. «Возить камень обязаны все арзгирчане. Две подводы связывали между собой и на них клали двухметровый монолитный камень ракушечник». Стены церкви были покрыты раствором цемента и побелены, отчего арзгирчане назвали ее Белой церковью.

Храм строился по проекту известного Ставропольского архитектора Григория Павловича Кускова (фото 2). Родился Григорий Павлович в станице Новонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил Кубанское реальное училище в Екатеринодаре (сегодня город Краснодар), затем поступил в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. В 1923 году стал Ставропольским губернским архитектором. По его проектам в городах и сёлах губернии построено 40 каменных и деревянных храмов, 5 мечетей, 7 буддийских хурулов, 8 мостов. В Ставрополе построен собор святого Андрея Первозванного, госпиталь семинарии, дом губернатора (ныне городская администрация), здание магазина пассаж.

Освящение нового храма произошло 16 декабря 1901 года. Из архивных документов это событие описывается так: «На следующий день-17 декабря началась божественная литургия, по окончании которой при торжественном звоне колоколов, с пением молебна Спасителю был совершён Крестный ход с иконами и хоругвями в ново построенный храм с перенесением туда священных принадлежностей для богослужения». По описанию местных жителей храм был широкий – три входа, к которым вели высокие ступени. Колокольный звон раздавался на десятки километров, помогая путникам добраться в непогоду домой.

Арзгир был разделен на две части, на первый взгляд, безобидной речкой (балкой) Чограй, которая становится довольно своенравной в весенние паводки и ливневые дожди, что ощутили на себе первые же переселенцы. Бурные дни для Чограя они переживали спокойно, зная, что потоки воды скоро «перебесятся» и Арзгир станет единым целым.Но когда была построена церковь, Чограйское половодье препятствовало «южанам» посещать ее, которые выразили крайнее недовольство.Опять пошли ходоки к церковному начальству с просьбой дать разрешение на строительство в южной части села. Архиепископ Агафодор благословил «южан» на строительство храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, однако в средствах отказал. Иу селян их тоже не было. На сходе решили продать зерно, хранившееся в общественном магазине, а на вырученные деньги построить храм.

Арзгирское общество уполномочило Терентия Наливко и Семена Муленко осуществить эту продажу, что и было сделано. Кроме того, был объявлен сбор пожертвований. За сравнительно короткий срок было собрано 49 тысяч рублей серебром и заготовлено 50 тысяч штук кирпичей. Летом 1903 года был заложен первый камень под фундамент церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Для строительства храма понадобилось пять лет. 10 декабря 1908 года состоялось освящение церкви, после чего священник Александр Виткин направил владыке Агафодору письмо следующего содержания: «Долг имею почтительно доложить, что в селе Арзгир новый кирпичный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы постройкою совершенно окончен. Иконостас в нем временно поставлен из старой деревянной Рождество-Богородицкой церкви, а новый будет поставлен 1 сентября 1909 года. Храм сей церковной утварью и богослужебными книгами снабжен вполне достаточно из старого храма».

В связи с тем, что храм в честь Преображения Господня Богородицы был построен из красного кирпича (фото 3), люди называли его Красным. Простояли они до трагических 30-х годов 20 века.

Вот как описывает эти события жительница с. Арзгир Александра Игнатьевна Масько: «В 1935 году я ходила в первый класс. Наша школа находилась почти напротив Спасо-Преображенского храма. Вдруг во время урока раздался страшный гул. Мы прильнули к окнам. С храма сбрасывали колокола. Они врезались в землю от большой тяжести. Их было не меньше пяти. Выбрасывали и жгли иконы, церковную утварь. На протяжении 10 лет храм служил амбаром. После войны стали разбирать стены. Но они настолько были крепки, что их пришлось взрывать. Отчего в ближайших домах были выбиты стёкла в окнах. В начале 50-х годов ещё разбирали церковные ворота, которые стояли перед храмом. Недалеко стояла сторожка, где жили Шлекарь М., и выдавала камень на нужды села. На месте, где находился храм, старики не разрешали играть детям. Там оставались огромные котлованы от фундамента, простоявшие до 90-х годов двадцатого века. А сейчас там стоит детский сад». На месте разрушенного храма Пресвятой Богородице, построили Кинотеатр и стадион.

Новые обители Арзгира.

На протяжении всех лет Советской власти религию в нашей стране притесняли и уничтожали. Известно сейчас, что Ленин давал секретную директиву о репрессиях против духовенства и ограблении храмов, что при Сталине десятки тысяч церковнослужителей были уничтожены. И в то же время, несмотря на гонения, религия в нашей стране выжила.

В 1952 году в селе Арзгир уже существовал молитвенный дом по улице Лысенко. Из воспоминаний А.И. Масько: «Мой старший сын Вася родился в 1952 году. Он серьёзно заболел, и я думала, что он умрёт. Нашли крёстных родителей и решили Васю крестить. Обряд происходил в новом молитвенном доме». Молитвенный дом был приспособлен из домовладения, который служил верующим до 2000 года, пока не реконструировали новый храм. В 2003-2004 гг. из-за ветхости здания и с благословения Архиепископа Гедеона, молитвенный дом разобрали (фото 4). На его месте решено разбить парк и установить памятный крест.

В 1992-1993 гг. в ведение Ставропольской епархии была передана начальная школа СОШ №1 с. Арзгир, находящаяся в центре села, по улице Матросова. В начале 1999 года по предложению отца Иннокентия в Арзгире был создан организационный комитет под председательством главы администрации Воронкова Н.Г. по реконструкции храма. Восстановление происходило на пожертвования всех граждан села Арзгир и Арзгирского района. Строительными работами занимался прораб Козедуб Н.А.. Непосредственно отделку здания выполняли наёмные рабочие. Купола были сделаны в г. Ставрополе. В 2000 году пасхальное богослужение проходило в восстановленном храмеПресвятой Богородицы.

Храм Пресвятой Богородицы стоит и радует прихожан, по сей день. Храм Божий – это отвоеванный кусочек земли, отвоеванная у греха территория для того, чтобы на этом месте не покупать, не продавать, не садить, не строить, не влюбляться, не разлюбляться, для того, чтобы здесь только молиться Богу. И чтобы имя Божие жило здесь. Да будет имя Твое здесь, и да будут очи Твои открыты на храм день и ночь (ср.: 3 Цар. 8: 29).

Вот мы и на пороге православного храма (фото 5). Храм, как внешним видом, так и внутренним убранством сосредоточивает нас на небесном. За ним прекрасный и удивительный мир, со своей историей и символикой. Внешне храм напоминает очертания корабля, победоносно рассекающего волны житейского моря, несущегося в вечность.

Любуясь храмом нельзя не восторгаться его куполами. Два купола, символ Двух Природ Иисуса Христа - божественной и человеческой (фото 6).Форма купола – луковичная, что символизирует пламя свечи. Красивы и цвета куполов: золотой – символ небесной славы, синий со звёздами посвящён Пресвятой Богородице и напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Рядом с храмом располагается звонница (фото 7).

Поднимаясь по ступеням, ведущим к дверям храма, (фото 8, 9) войдём в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. В нём находится место для продажи свечей, крестиков, икон и других церковных предметов. Здесь же является образ Голгофы – большой деревянный крест с образом распятого Христа. Нижний конец креста укреплён в подставке, имеющий вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображаются череп и кости – останки Адама, возрождённого крестным подвигом Спасителя (фото10). По правую руку распятого Спасителя находится образ Богоматери.

Безусловно, храм и священнодействие – это синтез искусств. Если пройтись даже по нашему скромному храму, можно увидеть, сколько во все это вложено мастерства и труда.Взор устремляется вперёд на восток, к царским вратам (фото 11). За ними главная часть храма – алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. Никто не должен входить в алтарь, кроме тех, кто совершает богослужение или прислуживает священнику. И даже они должны входить в алтарь только во время службы, одетые в особые одежды. От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находится алтарь и иконостас, значительно выступает вперёд, в среднюю часть храма. Оно называется солей (фото 12). В середине солеи находится амвон – место, где священник читает Евангелие и произноси проповедь. По краям расположены клиросы – места для чтецов и хора.

В центре средней части храма мы видим высокий столик особой формы со скошенной верхней доской: он называется аналоем (фото13). На них кладут иконы, крест, Евангелие и другие священные предметы, чтобы молящиеся могли их видеть и к ним прикладываться, т.е. целовать. Перед иконами стоят подсвечники, для свечей. Горящие свечи должны напоминать нам, чтобы наши сердца горели любовью к Богу, как пламя свечи (фото 14,15). Купол храма так же имеет живописные изображения. В центре – Христос Вседержитель, по краям евангелисты, апостолы, мученики (фото16,17).

Путь человека к Богу лежит через храм Божий. В храме, где совершаются богослужения, пребывает особенная благодать, милость Божия. В храме Божием душа христианина наполняется верой, надеждой и неиссякаемой любовью к Богу, так как храм – это место глубоких духовных переживаний. Каждая церковь имеет своё особое название. Оно даётся в память событий из жизни Спасителя или в честь Пресвятой Богородицы, особо почитаемой верующими нашего села.

Радостное событие в селе произошло 16 октября 2017 года, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон посетил село Арзгир. Главной целью архипастырского визита была закладка нового храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы (фото18).Владыка совершил чин основания нового храма. Закладной крест был установлен в отверстие в камне, который некогда принадлежал старому арзгирскому храму Рождества Пресвятой Богородицы (разрушенному в ХХ веке), а теперь уложен в основание возрождающейся православной святыни. В нишу, образованную первыми кирпичами стенной кладки, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон уложил капсулу с грамотой, свидетельствующей, что новый храм основан им 16 октября 2016 года, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После этого архиерей, благодетели и духовенство заложили эту нишу раствором, а сверху накрыли её ещё одним камнем от старого храма. По окончании чина закладки епископ Гедеон обратился к собравшимся с архипастырским словом и наградил епархиальными наградами особо потрудившихся на церковном поприще мирян.

Выводы.

Работая над проектом, предо мной прошла вся русская история православия. Я многое поняла и переосмыслила для себя, в связи, с чем у меня появились другие ценности. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

В школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все учащиеся, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Духовность соотносится, прежде всего, с миром социально-нравственных чувств, культуре общения, контакта, нравственного единения.

Именно поэтому в нашей школе уделяют особое внимание духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию. Передавая информацию данной работы, я уверена, что многие ребята так же задумаются о своих ценностях. Сюда же входит вопрос о смысле человеческого существования. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.

Истина, надежда, доброта, человеколюбие, милосердие, вера в торжество справедливости – вот что питает нашу духовность.

Применение полученных результатов и перспективы продолжения.

Материалы данной работы мы будем использовать в школьной программе:

- на уроках основ безопасности жизнедеятельности;

- на уроках истории;

- полученный материал отправлен в школьный музей «Исток»;

- данная работа будет озвучена на методическом объединении;

- материал можно использовать для чтения краеведческих спецкурсов.

С данной работой, я буду выступать на районном конкурсе «Слет Отечества», а на следующий год мы изучим историю зарождения православия на Руси и в Арзгирском районе, объединив полученный результат, у нас получится большая, насыщенная интересными фактами работа.

Обзор литературы.

1.Архивный материал школьного музея «Истоки».

2.Архивный материал музея МКОУ ДО ЦДЮТиЭ.

3.Информация, предоставленная настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы настоятелем Даниилом Анатольевичем Маршаловым.

4.Ю.Д.Шиянова – «Арз – имя собственное». – Будённовск, 2003г. с. 34-37

5.Энциклопедический словарь Ставропольского края, биография Г.П.Куксова.

6.Творческая работа «Храмовая летопись с. Арзгира» 2009 год, педагог Охмат Е.В.

7.Статья в Арзгирской газете Германа Беликова «Соборы Арзгира» - 1990 г.

8.Интернет источники.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!