СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Православные праздники. Пасха »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с традициями, обрядами, с историей возникновения праздников на Руси.

Просмотр содержимого документа
«« Православные праздники. Пасха »»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 имени Романа Катасонова»






Конспект урока

на тему:

« Православные праздники. Пасха »



Учитель начальных классов

Осьмушко А.А.

.



























Май 2024 г.





Тема урока: Православные праздники. Пасха.

Цель урока: познакомить с традициями, обрядами, с историей возникновения праздников на Руси; развивать духовные качества личности через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения; воспитывать уважение к русским православным традициям.

Задачи:

  1. Образовательные:

1. Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи.

2. Развитие образного мышления.

3. Повторить и закрепить последовательность создания композиции.

4. Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.                                                                           

   II.      Развивающие:

1. Развитие творческих способностей.

2. Развитие моторики рук, работая различными материалами.

3. Формирование самостоятельных навыков изготовления работы в области изобразительного искусства. 

4. Развивать духовно – нравственный потенциал детей.

   III.     Воспитательные

1. Воспитание художественного вкуса учащихся.

2.Умение доводить начатое дело до конца.

3. Воспитание культуры общения.


Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, практическая работа, презентации.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедийный проектор, плакаты «Пасха», презентации детей, исследовательские работы, заготовки пасхальных яиц, куличей, открыток, вата, присыпка, наклейки, клей, кисточки, салфетки, приспособления для покраски яиц, технологические карты по приготовлению куличей и пасок.



Ход занятия:


  1. Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу, подумайте, сколько добрых дел вы можете сделать сегодня. Наполните свою душу светом и теплом.

II. Фонограмма «Звон колоколов»

  1. Вступительное слово

Колокольный перезвон,

То как песня, то как стон!

Он, как солнышка лучи,

Во все стороны звучит!

Колокольный перезвон

Пусть летит со всех сторон!

Пусть звонят колокола,

Чтоб светлее Русь была!

  • А, знаете ли вы , когда и зачем звонят колокола?

  • Сейчас вы прослушали фрагмент пасхального Звона - Благовеста, который зовёт в храм в честь самого яркого праздника весеннего периода – Великой Пасхи, о которой мы сегодня ещё раз поговорим.

  • Вот и наступила весна. Природа начала пробуждаться от зимнего сна, дни становятся длиннее и солнечнее. На это время приходится поворот солнца на лето. Это означает пробуждение всего живого, воскресение природы, победу жизни над смертью. И мы отмечаем один из самых главных православных церковных праздников, в который слышен звон колоколов в церквях и соборах – это праздник ПАСХА.

  1. Притча.

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа: — Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал: — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

- Ребята, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (Об Иисусе Христе).

На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения.

2. Работа со словарями.

- Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне – Пасхе, одном из главнейших праздников православных христиан.

1. Работа со словарями.

- Откройте словари, они все разные и найдите

Что обозначает слово Пасха?

Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес.


3.Организация работы в группах.


Работать на уроке мы будем по группам. Каждая группа заранее получила задание и сейчас мы познакомимся с результатами их работы.

  • История происхождения Пасхи

  • Традиции и обычаи празднования Пасхи. Пасхальное яйцо.

  • Традиции и обычаи празднования Пасхи. Пасхальный кулич.

  • Праздничная открытка.

Учитель: 1.- Послушаем результаты работ.

1 группа по теме: «История происхождения Пасхи».

- Пасха – весенний праздник, который обещает нам близкое лето, цветущие луга, хлебные поля, плеск воды, веселые игры детей под чистым небом.

Люди, которые серьезно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. И вторая группа нам расскажет, какие традиции и обычаи празднования Пасхи характерны для России.

2 группа – Традиции и обычаи празднования Пасхи .

Православную Пасху празднуют весной, точную дату на каждый год устанавливают по лунному календарю. Празднику этому много сотен лет, он имеет свои особые традиции и обычаи, свой особый стол. Мы хотим рассказать вам, как празднуют Пасху в России.

Подготовка к празднику начинается за долго до самого празднования. За 40 дней до самой Пасхи православный народ начинает поститься.

Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды в основном от мяса и развлечений.

Неделя, предшествующая Пасхе – страстная или светлая пасхальная седмица. Каждый день этой недели называется светлым.

Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

Главное место на праздничном столе на Руси — изобилие разнообразных блюд. И, конечно же, почетное место занимают разноцветные пасхальные яйца, пасхи и куличи. Многое изменилось с тех времен, но символы и атрибутика остаются неизменными повсеместно. О них мы вас сейчас и расскажем.

2 группа. Пасхальное яйцо.

Выступление детей. Презентация.

3 группа. Пасхальный кулич. Рецепт приготовления пасхи.

Учитель В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Пасхальный стол – особый: кушания, которые готовили на Пасху, больше не повторялись в течение года. Готовили куличи, пасхи, жарили телятину, запекали окорок.

- Как приветствуют друг друга в этот день православные?

На Руси всегда был обычай всеобщего целования. В гости брали с собой крашеное яичко. После приветствия “Христос воскресе” – “Воистину воскресе” трижды целовались и одаривали друг дуга яйцами. Этот обычай христосования и одаривания яйцами является отличительной особенностью русской Пасхи. В других странах ничего подобного не наблюдается.

В дни Пасхи у христиан принято раздавать деньги и освященные продукты бедным, чтобы и они могли стать в этот светлый праздник участниками всеобщей радости. 

Учитель: - Какие вы знаете игры, в которые играют на Пасху?

Игра. Физкультминутка.

Положите на середину стола 1 яйцо. Положите руки на стол и старайтесь сдуть его с места, к кому яйцо покатится, тот и выиграл.

4 группа готовила праздничные пасхальные стихи.

Давайте их послушаем.

Русская Пасха отличается целым рядом обычаев, не связанных напрямую с религиозными легендами. Это народные игры, развлечения. Всем знаком обычай битья яиц на Пасху. Это очень простая игра: один держит яйцо в руке носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца. У кого яйцо осталось целым, тот продолжает игру с другим человеком.

Еще одна пасхальная игра – катание яиц. Так как во время Великого Поста все игры были запрещены, то эта первая доступная после долгого перерыва  для детей игра доставляла им массу удовольствия. По лотку, установленному с определенным наклоном, скатывали яйцо на одеяло. Играли как на большом столе, так и на полу. Игра проходила интересней, если в ней участвовало много людей. Каждый спускал яйцо по лотку. Если скатившееся яйцо ударяло яйцо, уже лежащее на одеяле, то это считалось выигрышем. Игра проходила всегда очень весело и была доступна всем –  от самых маленьких до самых старших членов семьи.

Как в Европе, в России для детей устраивались «охота за яйцами». Взрослые прятали крашеные яйца в саду, а дети их искали и собирали в корзиночки.

IV. Творческая работа учащихся.

Учитель: -  В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки. На уроке технологии мы с вами тоже начали готовить подарочки, но не закончили. А кому можно подарить такие сувениры? - Вот давайте и мы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца. ( раздаточный материал для самостоятельной работы)    

V. Итог урока.

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Чтобы еще хотели узнать о праздновании Пасхи?

  3. С какими праздниками вы хотели бы еще познакомиться на уроках?

VII Рефлексия

Учитель: - Наш урок подошел к концу. Мы с вами плодотворно поработали. Прикоснулись к культуре наследия русского народа. Познакомились с историей праздника и традициями празднования Пасхи. А также разукрасили пасхальные яйца. Они получились очень разные красивые и красочные.

- А теперь мне хотелось бы узнать, насколько вам был интересен и полезен урок. И с каким настроением вы пойдете домой.

Положите свои яйца нужного цвета в корзинки.

Красное яйцо – я активно работала на уроке, у меня все получилось. Эти знания пригодятся мне в дальнейшем.

я чувствовала себя на уроке плохо, было не интересно, не комфортно. У меня ничего не получилось. Урок мне не понравился.

Желтое яйцо – я чувствовала себя на уроке плохо, было не интересно, не комфортно. У меня ничего не получилось. Урок мне не понравился.

VIII. Викторина: - Сейчас я проведу увлекательную викторину, в ходе которой вы продемонстрируете свои знания и поможете нашим красавицам Настеньке, Алёнушке и Ладушке наполнить корзину пасхальными яйцами. Отвечайте на вопросы ангелочков – в награду получайте яички.


Вопрос 1. Слово “Пасха” имеет в современном русском языке несколько значений. Среди представленных значений найдите лишнее:

  1. Весенний религиозный праздник у евреев.

  2. Религиозный праздник в честь воскрешения Христа.

  3. Праздник весеннего равноденствия.

  4. Сладкое кушанье из творога.

Ответ: 3. Праздник весеннего равноденствия.

Вопрос 2. Слово “Пасха” восходит к древнееврейскому глаголу “passah”. Укажите его значение:

  • красить;

  • радоваться;

  • говорить;

  • проходить.

Ответ: проходить.

Вопрос 3. Как назывался день недели, следующий за субботой, в Древней Руси до принятия христианства?

  • неделя;

  • седмица;

  • понедельник;

  • Петров день.

Ответ: неделя, так как в этот день отдыхали, ничего не делали.

Вопрос 4. Народная пословица гласит: “Дорого яичко ко Христову дню!” В Пасху это выражение приобретает буквальный смысл.

Что не символизирует пасхальное яйцо?

  • жизнь;

  • вселенная;

  • чудо;

  • зима.

Ответ:  зима

Вопрос 5. (нужно выбрать цвет на яйцах). Какой цвет является традиционным для пасхальных яиц?

  • белый;

  • жёлтый;

  • красный;

  • зелёный.

Ответ:  красный.

Вопрос 6. Что символизирует красный цвет пасхального яйца?

  • солнечный свет;

  • кровь Христа;

  • алый рассвет;

  • праздничный наряд.

Ответ: кровь Христа.

Вопрос 7. О ком говорят: “Дай ему яичко, да ещё и облупленное”?

  • прожорливый человек;

  • ленивый человек;

  • беспечный человек;

  • осторожный человек.

Ответ: ленивый человек.

Вопрос 8. Народные поверья наделяли яйцо, полученное первым при христосовании, чудодейственными свойствами и использовали в различных ситуациях. В какой ситуации не использовали пасхальное яйцо?

  • во время пожара;

  • для лечения;

  • для омоложения;

  • для закаливания.

Ответ: для закаливания.

Вопрос 9. Множество пословиц, поговорок и загадок сложил русский народ о яйце. Среди загадок найдите лишнюю:

  • Полна бочка вина – ни клёпок, ни дна.

  • Без окон, без дверей – полна горница людей.

  • Под ледком-ледком стоит чашечка с медком.

  • В одном калинничке два тестечка.

Ответ: (об огурце).

Вопрос 10. На Святой неделе проводился на Руси обряд катания яиц, в котором с удовольствием принимали участие дети. Какое значение имел этот обряд?

  • наделить землю плодородием;

  • придать себе здоровья;

  • разбогатеть;

  • развить меткость.

Ответ: наделить землю плодородием. Подведение итогов викторины



   







































Испокон веков Пасха считается одним из самых больших праздников года. К Пасхе готовятся заблаговременно. Неделю до праздника называют Вербной. Воскресенье – Вербным – это день торжественного въезда Иисуса в Иерусалим, когда люди устилали дорогу зелёными ветвями.

Веточки вербы - это знак торжества жизни над смертью.

Веточки вербы освящают в церкви, приносят домой, дотрагиваются ими к членам семьи и приговаривают:

”Не я бью – верба бьёт,

Будь здоровый, как вода,

Будь богатый, как земля”.

(Показ презентации).

- Что обычно принято делать на праздник Пасхи? (Печь куличи, красить яйца).

- Ребята, кто знает, почему на пасху принято красить яйца?

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красно. Обычай красить яйца на Пасху и дарить их друг другу древний. Яйцо символизирует  образ  вселенной,  желток – земля, белок – воздух, пленка вокруг белка – облака.  По правилам, пасхальное яйцо должно быть красным, так как кровью Христа был спасен мир, и вареным, так Воскресение Христа «сгустило», укрепило Вселенную.

Сейчас мы с вами украсим яйца и похристосуемся – поздравим друг друга.



5.Украшение яиц – творческая работа 

Роспись или окрашивание яиц было любимым занятие женщин и детей. Оно начиналось с Чистого Четверга. По способу украшения яйца делились на группы – «писанки», «крашенки» и «крапанки»

Собрали пасхальный стол, можно пойти колядки петь. Собирайтеся, волочебнички, запевай «пасхальную»


С тех пор и пошла традиция росписи живых яиц, т.е. снесённой птицей. Расписывали гусиные, утиные и куриные яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос Воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину Воскресе!» Обычай обмениваться на Пасху крашенным яйцом, очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни. Все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в больших цилиндрических формах. Пасхальный кулич может храниться до 40 дней. В наше время этот обычай, в основном, сохранили наши бабушки. В древности, кусочек от освященного кулича считался лечебным, сейчас же многие об этом даже не знают.

Пасхальная свеча - также важный атрибут праздника. Отстаивая службу в церкви, принято держать в руках зажженную свечу. Горящей, ее нужно донести до дома и зажечь этим огнем домашний очаг, что бы в вашем доме все было благополучно. Таким образом, как бы происходит процедура освящения дома.

(Показ слайдов).

Сегодня мы постараемся изобразить пасхальные символы в своих рисунках.

(Показ образцов).


3. Практическая работа.


Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич, свеча, они всегда занимают самое почетное место на пасхальном столе.

Пасхальный натюрморт. Может включать в себя куличи, крашеные яйца, веточки вербы, свечу.

- Компоновка предметов в листе, выделение композиционного центра (главного, второстепенного в натюрморте).

- Графическое построение предметов.

- Цветовое и светотеневое решение композиции.

4.Подведение итогов.

Анализ творческих работ детей. Выставка рисунков.

Все православные люди искренне верят в совершенно особенные свойства этих пасхальных символов и из года в год придерживаясь традиций предков.

На этом наше занятие подошло к концу. До свидания.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!