СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православные ценности в жизни Пушкина Аксиологический подход к урокам ОПК и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Вступление, постановка проблемы.

  - Добрый день, уважаемые участники встречи за круглым столом! Давайте рассмотрим инсталляцию. Что вы видите? Бюст Пушкина, цилиндр, перчатки, веер, женские бусы, стихи, перо, чернильница… О ком сегодня мы будем говорить?

  (О Пушкине, поэзии, женщине, дуэли)

  - Да, такие ассоциации навеяны этими предметами. А о чем заставляет задуматься каждый предмет? Чем бюст отличается от портрета? (Бюст – гипсовое или каменное изображение знаменитых людей, которые остались в вечности)

  - Перчатки – вызов на дуэль.  Бросить презрительно перчатку к ногам соперника означало вызвать его на поединок.

Просмотр содержимого документа
«Православные ценности в жизни Пушкина Аксиологический подход к урокам ОПК и литературы»

Православные ценности в жизни Пушкина

Аксиологический подход к урокам ОПК и литературы


1. Вступление, постановка проблемы.

- Добрый день, уважаемые участники встречи за круглым столом! Давайте рассмотрим инсталляцию. Что вы видите? Бюст Пушкина, цилиндр, перчатки, веер, женские бусы, стихи, перо, чернильница… О ком сегодня мы будем говорить?

(О Пушкине, поэзии, женщине, дуэли)

- Да, такие ассоциации навеяны этими предметами. А о чем заставляет задуматься каждый предмет? Чем бюст отличается от портрета? (Бюст – гипсовое или каменное изображение знаменитых людей, которые остались в вечности)

- Перчатки – вызов на дуэль. Бросить презрительно перчатку к ногам соперника означало вызвать его на поединок.

- Про цилиндр Булгаков писал следующее: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. [...] Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну». («Записки на манжетах», Михаил Булгаков, стр. 3,6)
Что значило сердце и цилиндр и почему эти понятия рядом?

(Муза, символ принадлежности к золотому веку русской культуры, пушкинские традиции в литературе.)

- Однажды Булгаков выступил на вечере в память о Пушкине и на него ополчились все литераторы, тогда было модно критиковать Пушкина. 20—годы двадцатого века… Множество течений в литературе… Но писатель бережно хранил свои идеалы и отстаивал литературные принципы…

О Пушкине написано в тысячи раз больше, чем он сам написал за свою жизнь. Раньше мне думалось, что невозможно узнать о нем что-то новое, удивительное. Но оказалось, что это не так. Когда Елена Николаевна Трегубова, старший преподаватель на кафедре филологии Куб ГУ Славянского филиала, предложила мне тему магистерской диссертации «Аксиологический потенциал творчества Пушкина» (аксиологический потенциал – какие нравственные ценности заложены в произведениях поэта и как это воспитывает школьников), тема показалась мне заурядной. Какая тут может быть новизна? Что нового смогу написать о поэте, чья жизнь изучена тысячами пушкинистов?

Но оказалось, что я сильно ошибалась.

Хочу спросить вас: а что значит Пушкин лично для вас? Что вспоминается, какие ассоциации, когда произносят имя – Александр Сергеевич Пушкин?

(Поэт, памятник, «Евгений Онегин», «Я помню чудное мгновенье», рисунки Пушкина, Гончарова, бал, Николай I, декабристы, Болдино, Михайловское, Одесса, «К морю», любовь, стихи, дуэль…)


2. Беседа «Православные ценности в жизни Пушкина».


- Давайте посмотрим на портреты Пушкина, каким его видели русские художники, подумаем, почему же так интересно все, что с ним связано?


(Видео «Пушкин»)


- О чем вы думали, когда смотрели?

(Прекрасный человек, вдохновенный поэт, национальный гений, поэтический огонь светится в его очах. Яркая и драматическая судьба. Несправедливость дуэли. Роковая неизбежность. Память о Пушкине – горькая и светлая. Поэзия Пушкина разлита везде вокруг нас: детские сказки, стихи, поэтические пейзажи, строки любви, философских размышлений.)

- Скажите, а можно ли представить Пушкина на иконах, на стенах монастыря?

(Нет, наверное, нам известно, что он провел бурную жизнь, легко увлекался, был страстным человеком.)


- Однако есть одна икона с изображением Пушкина. И имеет она такую историю. В июне 1828-го года Александр Сергеевич Пушкин отмечал свое 29-тилетие.
Он уже вполне состоявшийся и известный творчески зрелый человек, однако его поэзия, относящаяся к концу 20-х годов 19 столетия, была достаточно полна мрачными образами. Это говорит о том, что Александр Сергеевич в то время находился в духовном кризисе. Такое состояние человеческой души, без сомнения, свидетельствует о пленении ее таким страшным грехом, как уныние, являющееся следствием неблагодарности Богу и ропотом на волю Творца.
Великого русского поэта и писателя захлестнуло уныние и внутренняя пустота, приводящая к такому состоянию, о котором говорят - "жить нечем", а окружающий мир становится бесцветным, тоскливым, однообразным…


И вот, в самый день своего рождения, Пушкин пишет гениальное и, в то же время, опять же с нотками мрачной безысходности стихотворение "Дар напрасный, дар случайный…":


Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?


Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..


Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

(Слайд «Филарет и Пушкин»)
В печати это стихотворение появилось лишь спустя полтора года после его написания, на рубеже 1829-1930 годов в "Северных цветах". И вот, прочитав это стихотворение, Владыка Филарет, являющийся фактически главой Русской Православной Церкви, которому совсем недавно исполнилось 45 лет, пишет ответ. Всего несколько слов святителя, сказанных им, возвратили радость и осмысленность жизни великому русскому поэту. Стоит вспомнить один небольшой факт, касающийся как жизни святителя, так и жизни поэта: 9 января 1815 года тогда еще архимандрит Филарет, будучи ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1812 по 1819 гг.), присутствовал на публичном экзамене лицеистов, где был и юный 16-тилетний Пушкин. Ответ святителя на свое стихотворение Александр Сергеевич получил через Е. М. Хитрово:


Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.


Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.


Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум -

И созиждится Тобою

Сердце чисто, светел ум!


Пушкин откликнулся это на послание Владыки практически сразу же, написав 19 января 1830 года стихотворение "Стансы" (элегически-медитативные стихотворения эпического характера, строфы могут быть независимы друг от друга). Будучи духовным человеком, а об этом свидетельствуют все, кто был знаком с поэтом, Пушкин прекрасно понял святителя Филарета, увидев в его послании ответ от Самого Господа, а не вразумление священника, наставляющего заблудшее чадо. Осознав свой грех - неблагодарность, уныние и ропот по отношению к Богу, Александр Сергеевич осудил этот грех в собственной душе, после чего обрел утраченную радость бытия, что и можно увидеть в его ответе Владыке Филарету:


В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.


Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал,


Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.


И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.


Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.


(На слайде икона с изображением Пушкина и святителя Филарета)

В православии принято считать, что поэт прошел через множество искушений, но путь его был – к православию. Выросший в светском обществе, где вопросам веры уделялось недостаточно внимания, Пушкин не сразу пришел к постижению веры. (Процесс секуляризации дворянства и атеизации общества, доминирование «секулярного», то есть безрелигиозного человека в XIX веке.)

- Каким вы видите Пушкина на иконе? (В римской тоге, в лавровом венке, в руках лира, он прервал звуки лиры и смиренно, внимательно слушает святителя. Владыко Филарет наставительно поучает, в его руках Священное Писание. Кстати, после дуэли и гибели Пушкина именно священник Филарет заступился за светлое имя Поэта. Московские священники утверждали, что смерть на дуэли равносильна самоубийству и категорически против были против отпевания поэта. Святитель здесь предстает в роли Ангела-хранителя Пушкина.)


- И портрет Пушкина действительно находится в Сретенской духовной академии на территории Сретенского монастыря. Выпускник нашей школы при посещении монастыря обратил внимание, поднимаясь по лестнице, что на стене среди изображенных святых отцов, митрополитов («ученики Христа») находятся и портреты Пушкина, Гоголя и Достоевского.


- Что же побудило основателей духовной академии, где обучают семинаристов, поместить портрет Пушкина среди учеников Христа?


Его стихи – шедевры русской поэзии, совершенство человеческого духа, красота чувства, внутреннего мира, блистательного мира гения, он является автором и духовных стихов.

Есть стихи, которые являются поэтическим переложением молитвы:


Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв.
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:


Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


- Что такое любоначалие, как вы думаете? (В Толковом словаре – властность, деспотичность, самовластие, властолюбие.) Порочное качество, без сомнения.

- От чего еще жаждет избавиться поэт?

(От праздности, уныния, празднословия, осудительного слова)

- Каких духовных даров он просит?

( Смирения, терпения, любви и целомудрия – умения быть мудрым целостно, без противоречий, разрывающих душу.)

Пушкин внес неоценимый вклад в развитие культуры, языка, цивилизации. Своим трудолюбием и поиском истины показал нам путь к постижению полноты и радости жизни. Читая его творения, мы поднимаем себя над грешной землей, устремляемся к духовным идеалам, блистающим из его произведений.

3. Поэтические шедевры и их значение.


- Сейчас мы вспомним известное всем «Зимнее утро». (Читает Иннокентий Смоктуновский)

- Что завораживает нас во время прослушивания?

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

- Чем нас завораживает это стихотворении? В чем тайна его очарования?

Все есть в этом стихотворении. В каждой части своя картина, полная света и движения. Радость пробуждения, радость жизни, радость ощущения себя в прекрасном, сияющем любовью мире. Чувства, обратные унынию, тоске и разочарованию. Кипучая, переливающаяся «через край» любовь к природе, к жизни, к красоте, к движению.

Слово «милый» окрашивает эмоциональным теплом, любовью последнюю строфу. Все прекрасно там, где главное чувство — Любовь. К жизни, к женщине, к природе…


- Подробно мы изучаем биографию поэта в 9-м классе. В конце изучения перед выпускниками встают тревожные вопросы. Преследование поэта Геккереном и Дантесом. Слухи и осуждение светским обществом. Дуэль. Мог ли Пушкин поступить по-другому? Скорбь. Ощушение страшной несправедливости - «погиб поэт — невольник чести». Где же справедливость? А Дантес?


4. «Есть Высший суд, он ждет…»

Кадр из фильма «Последняя дуэль». 1.38-1.40 (до паузы), потом 1.41.15 — 1.41.48

Записки Данзаса, ощущения величайшей несправедливости и скорби. Но есть, есть Божий суд... он ждет. Но когда же нам станет известно о высшем суде за травлю и гибель Пушкина?

Портрет Леони -  Шарлотт Дантес из родового замка в Сульце.

- Это младшая из трех дочерей Дантеса, Леония-Шарлотта.

Когда ей исполнилось шестнадцать лет, она из своей комнаты сделала настоящий мавзолей памяти Пушкина. Там не было ни родовых портретов, ни картин, ни хрупких девичьих безделушек.
Там стояли рядами на полках книги русского поэта с непонятною, славянскою вязью букв и повсюду висели его портреты.

Перед самым большим из них, как перед алтарною иконою, горела лампада. Леония – Шарлотта Д’ Антес, третья и младшая дочь барона Жоржа Д’Антеса де Геккерна…Все свои чаяния, желания и надежды, она слагала к портрету далекого дядюшки с певуче - победным греческим именем «Александр» и совсем уж непроизносимым отчеством: «Сергеевич».
Дядюшки, которого далеким петербургским, черным январем 1837 года убил на дуэли ее отец. Русский язык она знала в совершенстве. Стихи и проза Александра Пушкина стали для мадемуазель Д’Антес второй Библией, а сам он – почти что Богом.
По воспоминаниям ее родного брата Луи - Жозефа, Леония затворилась в своей комнате и целыми днями наизусть заучивала строфы из «Онегина» и «Кавказского пленника» или «Дубровского» и «Капитанской дочки».

Кара Небес настигла - таки « котильонного принца», «смешливого цареубийцу», шуана Жоржа – Шарля Д’Антеса, сенатора Второй Империи, мэра города Сульц.

Настигла и захватила полностью в свои удушающие объятия ни где – нибудь, а в его собственном доме, а точнее, в - древнем замке Д’Антесов, родовом, фамильном гнезде под розовато – фиолетовой черепицей, с островерхими башенками, витыми перилами лестниц, изразцовыми печами, каминами и гостиными, увешанными фамильными портретами и картинами в позолоченном багете..Ни грациозная «гримасница и умница» Матильда, ни красавица Берта - Жозефина позже так и не могли понять, как же самой маленькой из их «неразлучной троицы» сестрице Леонии – Шарлоте, которой в момент смерти матери было лишь три неполных года, удалось впитать в себя жажду познания незнакомого языка, на котором их мать почти не говорила?! Причем впитать так, что Леони смогла овладеть им в полном совершенстве, свободно писала и пыталась говорить. Екатерина Николаевна, сестра Натальи Гончаровой, при всем желании не смогла бы внушить крошке нарочно такую пламенную страсть ко всему русскому и к поэзии убитого ее мужем зятя.
Влюбленная в творения, эпоху и жизнь Пушкина до крайности разума, Леони Д"Антес однажды осмелилась резко и прямо высказать отцу свое истинное мнение о его безобразном поступке, а в ответ на его «жалкий лепет оправданья» о том, что он «тоже человек и защищал свою честь», заявила, что отказывается говорить с ним, понимать его и назвала отца убийцею Пушкина! Леония была очень умной девушкой, в ней были развиты математические способности. Она одна из первых девиц в Европе закончила высшее учебное заведение с математически-инженерным уклоном. Изучая все обстоятельства дуэли, она догадалась, почему её отец все время просил перенести срок поединка. Это было не обычной медлительностью, раздумьями – быть дуэли или не быть. Видимо, барон ждал, когда ему изготовят кирасу. Поэтому пуля Пушкина отскочила от Дантеса, отрикошетила. Думали, что виной всему медная пуговица на мундире Дантеса. Леония ясно поняла, что в этих обстоятельствах поединок можно было назвать убийством.

В доме барона на два года воцарилось тяжелое молчание. После этого скандала здоровье Леонии – Шарлотты Д’Антес стало резко сдавать. По свидетельствам современников, брата и сестер, вскоре она была помещена в одну из парижских лечебниц для душевнобольных и провела там все годы жизни, вплоть до кончины в 1888 году. В минуты просветления она была оживлена и доброжелательна и все просила родных принести ей только книги «дядюшки Пушкина».

Барон - сенатор нигде не писал и не говорил о том, что кара Божия настигла его и накрыла смертельной тенью, но можно ли подумать иначе, зная короткую историю жизни и судьбы его младшей дочери, Леонии – Шарлотты Д’ Антес, русской лишь на полчетверти по крови, но понимавшей и любившей без памяти творчество великого русского поэта.

(Портрет Леони -  Шарлотт Дантес из родового замка в Сульце. )

- Как вы думаете, какие выводы делают школьники, когда слышат о судьбе дочери Дантеса?

(Эта история очень поучительна для нас. За все в этой жизни приходится нести ответ. И возмездие приходит пропорционально нашим поступкам. Это сильно убеждает и заставляет задуматься. Запоминается, врезается в память.)

- Да, ребята, эта история время от времени становится материалом для рассуждений, споров, желания понять, могло ли быть по-другому, можно ли последнюю дуэль Пушкина трактовать как-то иначе?


5.Видео из фильма «Храни меня, мой талисман!»
- Как видите, в каждую эпоху люди стараются пересмотреть своё отношение к известным фактам, критически оценить все обстоятельства, подвергнуть перепроверке исторические сведения. На самом деле герои фильма проходят через те же обстоятельства, что и Пушкин, Наталья Николаевна и Дантес. Глядя на героя Абдулова, мы подозреваем, что это сам материализовавшийся Дантес, пошлый завистник, преследующий чужую жену, проверяющий неотразимость своего мужского обаяния.

Ему-то и говорит герой-протагонист цитату Ахматовой: «А разве можно представить Пушкина, уезжающего с дуэли здоровым, а Дантеса истекающим кровью? Невообразимо…» Выходит, многое в нашей жизни предначертано, предрешено? И то обстоятельство, что Пушкин перед кончиной взял слово со своих друзей, что никто не будет мстить за смерть поэта, все должно остаться так, как есть, потому что увидел в этом Божий промысел, тоже многое объясняет в личности поэта. Мучаясь от боли, он повторял: «Хочу умереть христианином…» И принял свой конец с истинно христианским терпением и смирением.

Очень много вопросов возникает у выпускников в связи с гибелью Пушкина - страшных. жизненно-важных, мучающих русских людей уже почти два столетия – что такое честь, как быть христианином, как быть Человеком.

6. Подведение итогов, стадия выводов.

- Какие ценности сейчас на первом месте у молодежи? (Александр)

- О каких православных ценностях мы сегодня говорили?

(Месть и прощение, заповедь «не убий», зависть и сорадование, «мне отмщение и аз воздам» (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»), смирение перед Божьим промыслом, красота Божьего мира в шедеврах Пушкина, греховность уныния, любовь к людям, духовные дары, грех и покаяние, неосуждение ближнего: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким судом и судимы будете»).

Вспоминается случай на турслете, когда выпускник 11-го класса заспорил со мой о том, что Пушкин жил страшно давно - 200 лет назад - и уже безнадежно устарел, пора бы перестать говорить о его ценности, да он и неинтересен современному поколению. И в противовес он показал мне книгу современного зарубежного автора, как написано в аннотации, книга выпускается многомиллионными тиражами, все её сейчас читают. Автора официально признали живым классиком. Живым классиком! Я открыла одну страницу в середине, прочитала внимательно. Жаргонизмы, 3 слова незензурной лексики, события сумбурны, описаний почти нет, образы расплывчаты, читать дальше не захотелось. Возник спор: что такое классика?

- Что такое классика? Как вы сейчас ответите?

(Классический - это образцовый, прошедший проверку временем и не потерявший своего значения, актуальности)

Это произведения художественной литературы, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра. (???) Такое толкование выдает сейчас Интернет. На других сайтах мы можем увидеть объяснение "считаются недостижимой вершиной для каждой эпохи". Вершины 19 века – произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Л.Толстого, Достоевского. Не хотелось бы, чтобы вершиной нашей эпохи считали подобные современные произведения, которые покупаются молодежью. Хотя и не российских авторов, но все же...

-Что нас привлекает всегда в русской классике, в произведениях Пушкина? Какие ценности мы можем там найти?

(Красота, любовь, добро, правда, милосердие, мудрость, высота мысли, чистота помыслов.)

И, как мне кажется, классиком писателя все же признают потомки - или не признают. Когда произведение пройдет проверку временем.

- Завершая сегодняшнюю беседу, хочу спросить, а нуждаются ли сегодня писатели-классики, нуждается ли Пушкин в нашей защите? Должна быть экология культуры? Ведь есть предмет «Экология природы». Нужно ли беречь, сохранять культуру, прививать к ней любовь и бережное отношение?

- Конечно, нужно. В каждую эпоху у нового поколения появляется желание «сбросить наследие Пушкина, Тургенева и Гоголя с парохода современности». Каждое поколение пытается утверждать, что все это давным-давно устарело. Можете привести примеры?

(Базаров, футуристы, неофутуризм)

- А чего стоит сегодня реклама пушкинской карты? Какие у вас ощущения? А почему она так сделана? Во всем должен быть профессионализм, особенно когда мы прикасаемся к великим именам.

- Я надеюсь, что вы о чем-то важном задумались на сегодняшнем занятии, какие-то выводы для себя сделали, узнали, возможно, новые факты или вспомнили хорошо забытые старые. Каждый говорит по очереди, что понравилось, запомнилось, о чем захотели узнать и побеседовать между литературными занятиями.

- Всем спасибо за нашу общую работу, за то, что мероприятие состоялось. Становимся на общую фотографию?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!