СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое государство: миф или реальность. Исследовательская работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Выступление»

Проблемы государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: каким должно быть государство? Кто и как осуществляет власть в стране? – практически всегда находились в поле зрения философов, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

В представлениях древних греков понятия «общество» и «государство» были синонимами. Возникает идея, в которой право, благодаря признанию и поддержке публичной власти, само становится властной силой – законом, обязательным для всех. Формируется первый символ правовой государственности – богиня правосудия Фемида – выражающий единство справедливости, права и силы.

В эпоху Средневековья государство представлялось как сила, подавляющая общество. И только в эпоху Возрождения и в Новое время были высказаны идеи о том, что люди создают государство для собственного блага. Появилась теория общественного договора, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми.

В политико-юридической литературе категория "правое государство" утверждается только в XIX в.. Известно, что введена была она Карлом Велькером в книге «Конечные основания права, государства и наказания, развитые философско-исторически в соответствии с законами наиболее примечательных прав народа» (1813 г.).

В настоящее время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). В свете тех политических событий, которые разворачиваются сейчас в нашей стране: прошедшие и предстоящие выборы, митинги, политические дебаты, – вопрос о фактическом воплощении идеи правового государства в РФ является актуальным.

Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством, или же есть расхождения между теорией и практикой.

Гипотеза исследования:

Россия находится на пути становления правового государства.

Цель моего исследования:

Изучение состояния правового государства в России в целом и определение уровня правовой культуры жителей пос. Трудармейский и старшеклассников МБОУ «Трудармейская СОШ». Задачи и методы исследования вы видите на экране.


Правовое государство – многомерное развивающееся явление.

Проанализировав определения понятия «правовое государство» из разных источников и сравнив их, я пришла к следующим выводам:

правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.


В современной политологии существует множество формулировок признаков правового государства. Я проанализировала несколько точек зрения на этот вопрос. В итоге ключевыми признаками правового государства являются:

  • разделение властей;

  • верховенство закона и прямое действие Конституции;

  • признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека, единство прав и обязанностей граждан; и др. (на экране).


Следующим шагом моего исследования было выявление связи между правовым государством и гражданским обществом, под которым понимают сферу самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся не коммерчески направленных ассоциаций и организаций, независимую от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса.

Основные институты гражданского общества вы видите на экране.

Свободное самопроявление граждан в любом из вышеперечисленных институтов невозможно, если граждане не осознают степень своей ответственности перед обществом. Следовательно, для того чтобы общество достигло такой ступени развития, необходима высокая правовая культура граждан. Она определяется как знание права, уважение к праву, и действие строго в соответствии с нормами права.

Правовая культура – это важнейший элемент общей духовной культуры. Она включает в себя право как систему норм, правоотношения, правовые учреждения. Правовая культура человека – это единство глубоких правовых знаний, уважения к праву, закону правомерного поведения. Это доказывает, что до тех пор, пока общество не доберется до ступени высокой правой культуры, о правовом государстве и речи быть не может!

Чтобы оценить, каково отношение к идее правового государства жителей пос. Трудармейского, мною был проведён социологический опрос односельчан. Были предложены вопросы, которые вы видите на экране:

Всего в опросе приняло участие 220 человек. Результаты опроса вы можете увидеть на экране.

По итогам социологического опроса можно сделать следующие выводы:

Во-первых, значительная часть населения имеют недостаточно полное представление о правовом государстве. При этом есть люди, которые сомневаются в возможности его реализации. Лишь пятая часть опрошенных были близки к пониманию сущности правового государства.

Во-вторых, менее всего жителей верят в то, что РФ – правовое государство, однако многие уверены, что наше общество движется в этом направлении.

В-третьих, большинство населения всё-таки уважительно относится к законам.

В-четвёртых, почти половина опрошенных сомневаются в справедливости существующих законов, а также в их действенности.

Составленная мною анкета для старшеклассников включала следующие вопросы, представленные на экране:

В анкетировании приняли участие 70 школьников, ответы которых представлены на слайдах.

Проанализировав итоги анкетирования старшеклассников, я пришла к выводам:

Во-первых, абсолютное большинство имеет представление о понятии «правовое государство».

Во-вторых, больше половины учащихся сомневаются в реальности правового государства в России, а также допускают мысль о том, что законы часто используются в корыстных целях.

В-третьих, значительная доля опрошенных не верят в справедливость существующих законов, при этом многие также не уверены в том, что существующие законы действительно работают. Однако, большинство учащихся находят объяснение данной проблемы отсутствием сознательности и ответственности самих граждан.

В-четвёртых, подавляющее большинство всё-таки верят, что правовое государство может стать реальностью.

Итак, социологический опрос и анкетирование старшеклассников показали, что среди жителей пос. Трудармейский и старшеклассников МБОУ «Трудармейская СОШ» есть те, кто скептически относится к идее правового государства, с недоверием – к законам, но при этом большинство с оптимизмом смотрят в будущее. Подтвердилась также мысль о том, что без высокой правовой культуры граждан невозможно построение правового государства.


В День Конституции 12 декабря 2014 года мы с классным руководителем провели дискуссию в 9 классе на тему «Современная Россия – правовое государство?» Цель проводимого мероприятия – воспитание активной гражданской позиции, уважения к закону, умения защищать свои права в рамках закона.

Готовясь к проведению дискуссии, мы обратились к ученикам 9 класса с вопросом: случалось ли им сталкиваться с нарушением своих прав в повседневной жизни? Как они действовали, пытаясь разрешить возникшую ситуацию, смогли ли отстоять свои права, или им это не удалось? и т. д. Ответы учащихся были использованы нами при подготовке дискуссии.

Вопросы дискуссии представлены на слайде.

Обсуждение показало, что случаи нарушения наших прав ещё нередки. Однако большинство участников дискуссии, столкнувшись с подобной проблемой, чаще всего опускали руки и не пытались отстаивать свои права. Только немногие смогли найти выход из положения и в этом им помогли элементарное знание законов, которые, как оказалось, достаточно действенны и способны помочь человеку найти выход из многих затруднительных ситуаций. Настораживает другое: многие ребята видят свою роль в становлении правового государства крайне пассивной и не собираются ничего делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему считают, что от них ничего не зависит. Нам кажется, что в ходе дискуссии, мы смогли преодолеть подобный скептицизм.


В заключение хочется подчеркнуть, что я не столько пыталась выявить недостатки в существующей правовой системе России, сколько определить свою роль и роль граждан в становлении правового государства, понять, какую помощь мы можем оказать этому процессу. Российская государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  • В России издавна с недоверием относятся к законам.

  • Жители нашего посёлка в большинстве своем не понимают, что такое правовое государство, скептически относятся к законам.

  • Наблюдается низкий уровень правовой культуры.

  • Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества

  • Правовое государство – это не миф.

В процессе моего исследования подтвердилась гипотеза: Россия действительно находится на пути к правовому государству. Нельзя не согласиться с тем фактом, что в России, несомненно, наблюдается движение к поставленной цели, то есть созданию и функционированию правового государства. Появление недостатков в диалоге «личность – государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией РФ – становлению правового государства в его более полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны. Но важно знать и понимать, что достижение этой цели зависит от каждого.

Углубившись в суть вопроса и узнав намного больше информации, можно с уверенностью сказать, что Россия – это пока ещё не правовое государство в идеале.

Необходимо помнить, что:

    • Не бывает «маленьких» нарушений прав человека.

    • С нами поступают так, как мы позволяем.

    • Даже самое совершенное законодательство окажется бессильным прийти нам на помощь, если мы будем пассивны и не будем его использовать для защиты своих прав.

    • Чем активнее мы защищаем наши права, тем выше гарантии, что они будут соблюдаться.

Будем также помнить слова Чаадаева о России: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с закрытыми устами. … человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее».

Работая над своим исследованием, я узнала много нового о правовом государстве, научилась работать с серьёзной литературой, усовершенствовала свои навыки выполнения научной работы.

В процессе проведения исследовательской работы я не только практически применила свои знания по теме, но и выяснила, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее, нам – молодому поколению современной России, надо постараться.

И опять в голове возникают мудрые слова: “Все в наших руках”. Каким будет наш мир? Таким, каким мы его будем сами создавать.

4


Просмотр содержимого документа
«Правовое государство миф или реальность»

План.

  1. Введение. …………………………………………………………………………3-4

  2. Правовое государство: миф или реальность?

    1. Понятие правового государства. ……………………………………………….5

    2. Признаки правового государства. ……………………………………………6-8

    3. Связь правового государства и гражданского общества. ……………….....9-10

    4. Социологический опрос и анкетирование. ………………………………..11-13

    5. Дискуссия «Современная Россия – правовое государство?» …………….14-15

  3. Заключение. …………………………………………………………………….16-17

  4. Интернет-ресурсы. Литература ……………………………………………………18 Приложения. ………………………………………….……………………........19-25

























Введение.

Проблемы государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: каким должно быть государство? Какова связь общества и государства? Какую роль должен играть правитель? Кто и как осуществляет власть в стране? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

В представлениях древних греков понятия «общество» и «государство» были синонимами. Древние греки, древние римляне стремились к познанию справедливого устройства и организации общественной жизни. В данном контексте возникает идея, в которой право, благодаря признанию и поддержке публичной власти, само становится властной силой – законом, обязательным для всех. Государственная власть, признающая право, рассматривается в качестве справедливой публично-властной силы. Согласно этому представлению формируется первый символ правовой государственности – богиня правосудия Фемида – выражающий единство справедливости, права и силы.

В эпоху Средневековья государство представлялось как сила, подавляющая общество. И только в эпоху Возрождения и в Новое время были высказаны идеи о том, что люди создают государство для собственного блага. Появилась теория общественного договора, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Самыми известными философами теории общественного договора являются Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762).

Идея же правового государства была выдвинута ещё древнегреческими философами. Так, Платон и Аристотель отмечают значимость разделения властей и власти закона. Платон говорит о близкой гибели того государства, в котором власть правителя выше, чем власть действующих законов. В дальнейшем эти идеи были развиты в трудах Монтескье, Локка, Руссо, Канта, Гегеля и других. Однако в политико-юридической литературе категория "правое государство" утверждается только в XIX в.. Известно, что введена была она Карлом Велькером в книге «Конечные основания права, государства и наказания, развитые философско-исторически в соответствии с законами наиболее примечательных прав народа» (1813 г.).

В настоящее время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. В свете тех политических событий, которые разворачиваются сейчас в нашей стране: прошедшие и предстоящие выборы, митинги, политические дебаты, – вопрос о фактическом воплощении идеи правового государства в РФ является актуальным.

Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством, или же есть расхождения между теорией и практикой.

Гипотеза исследования:

Россия находится на пути становления правового государства.

Цель моего исследования:

Изучение состояния правового государства в России в целом и определение уровня правовой культуры жителей пос. Трудармейский и старшеклассников МБОУ «Трудармейская СОШ».

Для достижения поставленных целей я выделила следующие задачи:

  1. изучить литературу о правовом государстве;

  2. рассмотреть историю становления и развития идеи правового государства;

  3. проанализировать понятие «правовое государство» в различных источниках;

  4. выявить важнейшие признаки правового государства и дать его чёткое определение;

  5. проследить взаимоотношения правового государства и гражданского общества;

  6. провести социологический опрос и анкетирование и выяснить, что понимают респонденты под термином «правовое государство»;

  7. проанализировать отношение населения посёлка к проблеме становления правового государства в России;

  8. установить, есть ли несоответствие теории с реальностью правового государства в России.

Методы исследования:

  • Изучение литературы.

  • Аналитический.

  • Социологический опрос.

  • Анкетирование.

  • Математический.




Понятие «правовое государство».

Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало всё новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. В этом можно убедиться, проанализировав различные определения данного понятия.

  1. Правовое государство – государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права1.

  2. Правовое государство – тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами2.

  3. Правовое государство – одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву3.

  4. Правовое государство – это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует4.

  5. Правовое государство — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека5.

  6. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права6.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с либерально-демократическим режимом. Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Признаки правового государства.

В современной политологии существует множество формулировок признаков правового государства. Остановимся на некоторых из них.

Первая точка зрения:

  1. Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать.

  2. Равенство перед законом. Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. 

  3. Выполнимость. Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Как минимум, они должны существовать, быть доступны для ознакомления и содержать понятные (хотя бы юристу) требования.

  4. Независимость судебной власти от других ветвей власти и их изолированность от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве. Если суд зависит от исполнительной власти, он может оказаться не в состоянии защитить подсудимого от нелегитимного применения силы. Если судебная власть смыкается с законодательной, свобода подсудимого может стать предметом произвольного регулирования.

  5. Правосудие обеспечивается за счёт того, что система права содержит полный набор заранее известных процедур и правил принятия решений, процесс применения которых отличается справедливостью, последовательностью и прозрачностью. Принципы работы системы должны позволять обычным людям предсказывать, какие действия будут расценены как законные, а какие нет1.

Вторая точка зрения:

  1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

  2. Наличие Конституционного Суда – гаранта стабильности конституционного строя – органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

  3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

  4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

  5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

  6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом – в судебном порядке.

  7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

  8. Правовая культура граждан – знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права)4.

Третья точка зрения:

  1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

  2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах

  3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином6.


На основе рассмотренных точек зрения можно заключить, что ключевыми признаками правового государства являются:

  • разделение властей;

  • верховенство закона и прямое действие Конституции;

  • признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека, единство прав и обязанностей граждан;

  • социальная юридическая защищенность личности;

  • сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

  • контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

  • признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

  • наличие развитого гражданского общества.

Центральная идея правового государства – это подчинение закону самого государства.













Связь правового государства и гражданского общества.

Неотъемлемым условием формирования правового государства является развитое гражданское общество. Под гражданским обществом подразумевают такую «ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений, соответствующих им систем соционормативного регулирования и функционирующих на их основе независимых от государства общественных институтов, позволяющих человеку, общности людей удовлетворять свои разнообразные интересы и потребности, участвовать в управлении делами общества и государства»8. Это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся не коммерчески направленных ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса.

Основными институтами гражданского общества являются:

  1. Собственность.

  2. Труд.

  3. Предпринимательство.

  4. Политические партии.

  5. Профсоюзы.

  6. Религиозные общины.

  7. Научные организации.

  8. Семья.

  9. Школа.

  10. СМИ.

  11. Творческие объединения.

  12. Общественные организации.

  13. Местное самоуправление.

Свободное самопроявление граждан в любом из вышеперечисленных институтов невозможно, если граждане не осознают степень своей ответственности перед обществом. Следовательно, для того чтобы общество достигло такой ступени развития, необходима высокая правовая культура граждан. Именно правовая культура является важнейшим условием существования правового государства. Она определяется как знание права, уважение к праву, и действие строго в соответствии с нормами права.

Правовая культура – это важнейший элемент общей духовной культуры. Она является составной частью культуры общества. В этом смысле правовая культура включает в себя право как систему норм, правоотношения, правовые учреждения. Правовая культура человека – это единство глубоких правовых знаний, уважения к праву, закону правомерного поведения. Это доказывает, что до тех пор, пока общество не доберется до ступени высокой правой культуры, о правовом государстве и речи быть не может!































Социологический опрос и анкетирование.

Большинство стран мира в своих конституциях указывает на принадлежность к правовому государству. Но верно ли это утверждение? Может быть правовое государство – это такой же миф, как государство всеобщего равенства или полной справедливости? А принципы правового государства не могут быть реализованы. И стоит ли Российскому государству идти по этому пути?

Чтобы оценить, каково отношение к идее правового государства жителей пос. Трудармейского, мною был проведён социологический опрос односельчан. Были предложены следующие вопросы:

  1. Что Вы понимаете под термином правовое государство?

  2. Создано ли правое государство в РФ?

  3. Как Вы относитесь к законам РФ?

  4. Как Вы думаете, справедливы ли законы в РФ?

  5. Как Вы думаете, действуют ли законы в РФ?

Всего в опросе приняло участие 220 человек. Проанализировав ответы на первый вопрос, я сгруппировала их по смыслу в четыре группы:

  1. «Я не знаю» – 101 человек (46 %)

  2. «Это то, чего нет» – 44 человека (20 %)

  3. «Когда есть законы и они работают» – 40 человек (18 %)

  4. «Государство, где законы выше власти» – 35 человек (16 %)

На второй вопрос респонденты ответили следующим образом:

  1. «Да» – 28 человек (13 %)

  2. «Наверное» – 40 человек (18 %)

  3. «Не думаю» – 108 человек (49 %)

  4. «Нет, но мы к этому стремимся» – 44 человека (20 %)

На третий вопрос были получены следующие ответы:

  1. «Я принимаю их такими, какие они есть» – 22 человека (10 %)

  2. «Закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло» – 18 человек (8 %)

  3. «Как порядочный гражданин» – 48 человек (22 %)

  4. «Положительно» – 103 человека (47 %)

  5. «Отрицательно» – 29 человек (13 %)

Итоги опроса по четвёртому вопросу:

  1. «Не всегда» – 103 человека (47 %)

  2. «Не совсем» – 42 человека (19 %)

  3. «Да, раз существуют» – 53 человека (24 %)

  4. «Когда как» – 22 человека (10 %)

На пятый вопрос респонденты дали следующие ответы:

  1. «Да, действуют» – 22 человека (10 %)

  2. «Не все» – 106 человек 48%

  3. «Смотря какие» – 48 человек (22 %)

  4. «Не на всех людей» – 44 человека (20 %)

(прил. 1)

По итогам социологического опроса можно сделать следующие выводы:

Во-первых, значительная часть населения имеют недостаточно полное представление о правовом государстве. При этом есть люди, которые сомневаются в возможности его реализации. Лишь пятая часть опрошенных были близки к пониманию сущности правового государства.

Во-вторых, менее всего жителей верят в то, что РФ – правовое государство, однако многие уверены, что наше общество движется в этом направлении.

В-третьих, большинство населения всё-таки уважительно относится к законам.

В-четвёртых, почти половина опрошенных сомневаются в справедливости существующих законов, а также в их действенности.

Составленная мною анкета для старшеклассников включала следующие вопросы:

  1. Считаете ли вы, что правовое государство – это государство, где законы выше власти?

  2. Создано ли, на ваш взгляд, правовое государство в России?

  3. Согласны ли вы с тем, что «закон, как дышло, куда повернул, туда и вышло»?

  4. Как вы думаете, справедливы ли законы в Российской Федерации?

  5. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?

  6. Если законы не действуют, нет ли в этом вины самих граждан?

  7. Правовое государство, на ваш взгляд, – это миф или реальность?

В анкетировании приняло участие 70 учащихся 9-11 классов.

На первый вопрос респонденты ответили так:

  1. «Да» – 64 человека (91,4 %)

  2. «Нет» – 6 человек (8,6 %)

По второму вопросу были получены следующие результаты:

  1. «Да» – 33 человека (47,1 %)

  2. «Нет» – 37 человек (52,9 %)

Итоги опроса по третьему вопросу:

  1. «Да» – 29 человек (41,4 %)

  2. «Нет» – 41 человек (58,6 %)

Результаты по четвёртому вопросу:

  1. «Да» – 26 человек (37,1 %)

  2. «Нет» – 12 человек (17,1 %)

  3. «Не все» – 32 человека (45,8 %)

Пятый вопрос:

  1. «Да» – 26 человек (37,1 %)

  2. «Нет» – 21 человек (30 %)

  3. «Не всегда и не все» – 23 человека (32,9 %)

Шестой вопрос:

  1. «Да» – 48 человек (68,5 %)

  2. «Нет» – 9 человек (12,9 %)

  3. «Иногда – да» – 13 человек (18,6 %)

На последний, седьмой вопрос были даны такие ответы:

  1. «Миф» – 12 человек (17,1 %)

  2. «Реальность» – 58 человек (82,9 %)

(прил.2)

Проанализировав итоги анкетирования старшеклассников, я пришла к выводам:

Во-первых, абсолютное большинство имеет представление о понятии «правовое государство».

Во-вторых, больше половины учащихся сомневаются в реальности правового государства в России, а также допускают мысль о том, что законы часто используются в корыстных целях.

В-третьих, значительная доля опрошенных не верят в справедливость существующих законов, при этом многие также не уверены в том, что существующие законы действительно работают. Однако, большинство учащихся находят объяснение данной проблемы отсутствием сознательности и ответственности самих граждан.

В-четвёртых, подавляющее большинство всё-таки верят, что правовое государство может стать реальностью.

Итак, социологический опрос и анкетирование старшеклассников показали, что среди жителей пос. Трудармейский и старшеклассников МБОУ «Трудармейская СОШ» есть те, кто скептически относится к идее правового государства, с недоверием – к законам, но при этом большинство с оптимизмом смотрят в будущее. Подтвердилась также мысль о том, что без высокой правовой культуры граждан невозможно построение правового государства.

Дискуссия «Современная Россия – правовое государство?»

В День Конституции 12 декабря 2014 года мы с классным руководителем провели дискуссию в 9 классе на тему «Современная Россия – правовое государство?» Цель проводимого мероприятия – воспитание активной гражданской позиции, уважения к закону, умения защищать свои права в рамках закона. Мы решили поставить знак вопроса в конце формулировки темы нашей дискуссии. Это сделано не для того, чтобы оспорить основной закон нашей страны, а для того, чтобы ещё раз подумать над теми процессами, которые происходят в России в сфере соблюдения прав человека. Мы помним, что современная Россия молодое государство, а становление демократических институтов процесс достаточно длительный и не всегда лёгкий. Отсюда проблемы, вопросы, которые нужно уметь ставить и учиться на них отвечать. Вопросы эти возникают, как на правительственном уровне, так и у рядовых граждан.

Готовясь к проведению дискуссии, мы обратились к ученикам 9 класса с вопросом: случалось ли им сталкиваться с нарушением своих прав в повседневной жизни? Может быть, такие случаи происходили в их семье, с их родственниками или знакомыми? Как они действовали, пытаясь разрешить возникшую ситуацию, смогли ли отстоять свои права, или им это не удалось? Почему не удалось? Ответы учащихся были использованы нами при подготовке дискуссии.

Эпиграфом к мероприятию мы выбрали изречение: «Если я не стою за себя, то кто встанет за меня?»

Мы обратились ко всем участникам дискуссии с вопросом: актуальна ли, на ваш взгляд, выбранная нами тема и такая постановка вопроса? Случалось ли вам попадать в ситуацию, когда нарушались ваши права? После обсуждения вводных вопросов мы перешли непосредственно к самой дискуссии.

Вопросы дискуссии:

  1. При каких условиях государство можно назвать правовым?

  2. Является ли правовым государство, в котором декларируется верховенство права, но ущемляются права граждан?

  3. Зависит ли реализация прав человека от уровня экономического развития страны?

  4. Как граждане могут способствовать развитию правового государства?

  5. Какой вклад вы лично можете внести в становление правового государства?

Обсуждение показало, что случаи нарушения наших прав ещё нередки. Однако большинство участников дискуссии, столкнувшись с подобной проблемой, чаще всего опускали руки и не пытались отстаивать свои права. Только немногие смогли найти выход из положения и в этом им помогли элементарное знание законов, которые, как оказалось, достаточно действенны и способны помочь человеку найти выход из многих затруднительных ситуаций. Настораживает другое: многие ребята видят свою роль в становлении правового государства крайне пассивной и не собираются ничего делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему считают, что от них ничего не зависит. Нам кажется, что в ходе дискуссии, мы смогли преодолеть подобный скептицизм.






























Заключение.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что я не столько пыталась выявить недостатки в существующей правовой системе России, сколько определить свою роль и роль граждан в становлении правового государства, понять, какую помощь мы можем оказать этому процессу. Российская государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  • В России издавна с недоверием относятся к законам.

  • Жители нашего посёлка в большинстве своем не понимают, что такое правовое государство, скептически относятся к законам.

  • Наблюдается низкий уровень правовой культуры.

  • Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества

  • Правовое государство – это не миф.

В процессе моего исследования подтвердилась гипотеза: Россия действительно находится на пути к правовому государству. Нельзя не согласиться с тем фактом, что в России, несомненно, наблюдается движение к поставленной цели, то есть созданию и функционированию правового государства. Появление недостатков в диалоге «личность – государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией РФ – становлению правового государства в его более полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны. Но важно знать и понимать, что достижение этой цели зависит от каждого.

Углубившись в суть вопроса и узнав намного больше информации, можно с уверенностью сказать, что Россия – это пока ещё не правовое государство в идеале.

Необходимо помнить, что:

    • Не бывает «маленьких» нарушений прав человека.

    • С нами поступают так, как мы позволяем.

    • Даже самое совершенное законодательство окажется бессильным прийти нам на помощь, если мы будем пассивны и не будем его использовать для защиты своих прав.

    • Чем активнее мы защищаем наши права, тем выше гарантии, что они будут соблюдаться.

Будем также помнить слова Чаадаева о России: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с закрытыми устами. … человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее».

Работая над своим исследованием, я узнала много нового о правовом государстве, научилась работать с серьёзной литературой, усовершенствовала свои навыки выполнения научной работы.

В процессе проведения исследовательской работы я не только практически применила свои знания по теме, но и выяснила, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее, нам – молодому поколению современной России, надо постараться.

И опять в голове возникают мудрые слова: “Все в наших руках”. Каким будет наш мир? Таким, каким мы его будем сами создавать.























Интернет – ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki

  2. https://slovari.yandex.ru

  3. http://dic.academic.ru

  4. http://yurist-online.com

  5. http://edu.glavsprav.ru

  6. http://works.tarefer.ru

  7. http://www.superinf.ru

  8. https://slovari.yandex.ru


Литература:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

  2. Коваленко А.И. «Правовое государство: концепция и реальность», М., 1993 г.

  3. «Правое государство в России: замысел и реальность», М., 1995 г.

  4. «Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России», М., 2003 г.




















Приложения

Приложение 1.





























Приложение 2

.































22


Просмотр содержимого презентации
«Правовое государство»

Правовое государство:  миф или реальность? Мелехина Екатерина МБОУ «Трудармейская СОШ»

Правовое государство: миф или реальность?

Мелехина Екатерина

МБОУ «Трудармейская СОШ»

Древнегреческая богиня правосудия Фемида.

Древнегреческая богиня правосудия Фемида.

Томас Гоббс Джон Локк 1588-1679 1632-1704 Жан Жак Руссо 1712-1788

Томас Гоббс

Джон Локк

1588-1679

1632-1704

Жан Жак Руссо 1712-1788

Карл Теодор Велькер, 1790 – 1869 гг..

Карл Теодор Велькер, 1790 – 1869 гг..

  • «Конечные основания права, государства и наказания, развитые философско-исторически в соответствии с законами наиболее примечательных прав народа» (1813 г.).
Конституция РФ, статья 1:

Конституция РФ, статья 1:

  • Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Гипотеза и исследования: Россия находится на пути становления правового государства. Цель исследования:

Гипотеза и исследования:

  • Россия находится на пути становления правового государства.

Цель исследования:

  • Изучение состояния правового государства в России в целом и определение уровня правовой культуры жителей пос. Трудармейский и старшеклассников МБОУ «Трудармейская СОШ».
Задачи :

Задачи :

  • изучить литературу о правовом государстве, рассмотреть историю становления и развития идеи правового государства;
  • проанализировать понятие «правовое государство» в различных источниках, выявить важнейшие признаки правового государства и дать его чёткое определение;
  • проследить взаимоотношения правового государства и гражданского общества;
  • провести социологический опрос и анкетирование и выяснить, что понимают респонденты под термином «правовое государство»;
  • проанализировать отношение населения посёлка к проблеме становления правового государства в России;
  • установить, есть ли несоответствие теории с реальностью правового государства в России.
Методы исследования:

Методы исследования:

  • Изучение литературы.
  • Аналитический.
  • Социологический опрос.
  • Анкетирование.
  • Математический.
Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.
  • Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.
Центральная идея правового государства – это подчинение закону самого государства.
  • Центральная идея правового государства – это подчинение закону самого государства.
Признаки правового государства:

Признаки правового государства:

  • разделение властей;
  • верховенство закона и прямое действие Конституции;
  • признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека, единство прав и обязанностей граждан;
  • социальная юридическая защищенность личности;
  • сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
  • контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
  • признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  • наличие развитого гражданского общества.
Основными институтами гражданского общества являются:

Основными институтами гражданского общества являются:

  • Собственность .
  • Труд .
  • Предпринимательство .
  • Политические партии .
  • Профсоюзы .
  • Религиозные общины .
  • Научные организации .
  • Семья .
  • Школа .
  • СМИ .
  • Творческие объединения .
  • Общественные организации .
  • Местное самоуправление .
Правовая культура – главное условие формирования гражданского общества и правового государства.
  • Правовая культура – главное условие формирования гражданского общества и правового государства.
Социологический опрос:

Социологический опрос:

  • Что Вы понимаете под термином правовое государство?
  • Создано ли правое государство в РФ?
  • Как Вы относитесь к законам РФ?
  • Как Вы думаете, справедливы ли законы в РФ?
  • Как Вы думаете, действуют ли законы в РФ?
Социологический опрос:

Социологический опрос:

Социологический опрос:

Социологический опрос:

Социологический опрос:

Социологический опрос:

Социологический опрос:

Социологический опрос:

Социологический опрос:

Социологический опрос:

Социологический опрос:

Социологический опрос:

Анкетирование:

Анкетирование:

  • Считаете ли вы, что правовое государство – это государство, где законы выше власти?
  • Создано ли, на ваш взгляд, правовое государство в России?
  • Согласны ли вы с тем, что «закон, как дышло, куда повернул, туда и вышло»?
  • Как вы думаете, справедливы ли законы в Российской Федерации?
  • Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?
  • Если законы не действуют, нет ли в этом вины самих граждан?
  • Правовое государство, на ваш взгляд, – это миф или реальность?
Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

Анкетирование:

«Современная Россия – правовое государство?» «Если я не стою за себя, то кто встанет за меня?»

«Современная Россия – правовое государство?»

«Если я не стою за себя, то кто встанет за меня?»

Дискуссия «Современная Россия – правовое государство?»

Дискуссия «Современная Россия – правовое государство?»

Вопросы дискуссии:

Вопросы дискуссии:

  • При каких условиях государство можно назвать правовым?
  • Является ли правовым государство, в котором декларируется верховенство права, но ущемляются права граждан?
  • Зависит ли реализация прав человека от уровня экономического развития страны?
  • Как граждане могут способствовать развитию правового государства?
  • Какой вклад вы лично можете внести в становление правового государства?
Дискуссия «Современная Россия – правовое государство?»

Дискуссия «Современная Россия – правовое государство?»

Выводы:

Выводы:

  • В России издавна с недоверием относятся к законам.
  • Жители нашего посёлка в большинстве своем не понимают, что такое правовое государство, скептически относятся к законам.
  • Наблюдается низкий уровень правовой культуры.
  • Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества.
  • Правовое государство – это не миф.
Необходимо помнить, что:

Необходимо помнить, что:

  • Не бывает «маленьких» нарушений прав человека. С нами поступают так, как мы позволяем. Даже самое совершенное законодательство окажется бессильным прийти нам на помощь, если мы будем пассивны и не будем его использовать для защиты своих прав. Чем активнее мы защищаем наши права, тем выше гарантии, что они будут соблюдаться.
  • Не бывает «маленьких» нарушений прав человека.
  • С нами поступают так, как мы позволяем.
  • Даже самое совершенное законодательство окажется бессильным прийти нам на помощь, если мы будем пассивны и не будем его использовать для защиты своих прав.
  • Чем активнее мы защищаем наши права, тем выше гарантии, что они будут соблюдаться.
Каким будет наш мир? Таким, каким мы его будем сами создавать.
  • Каким будет наш мир? Таким, каким мы его будем сами создавать.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!