СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое воспитание детей и подростков, как важное условие формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описывается правовое воспитание детей и подростков посредством мероприятий, направленных на формирование правовой культуры. Приводятся выдержки из опыта работы. даются рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Правовое воспитание детей и подростков, как важное условие формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.»

«Правовое воспитание детей и подростков, как важное условие формирования правовой культуры и законопослушного человека в обществе».

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные  задачи правового воспитания в ГКУСО РО Шолоховском центре помощи детям.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и специалисты нашего учреждения уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав воспитанников. Мероприятия по правовому воспитанию проводятся регулярно. При их планировании используется метод личного примера, убеждения, поощрения, анализа правовых форм.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в учреждении – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Мероприятия проводятся как в стенах нашего центра, так и за его пределами. Их цель – формирование правовой культуры воспитанников. Это значит формирование: элементарных понятий о правах и обязанностях; понятий о демократии и правах человека; понятий об уголовной ответственности; уважения к правам человека и свободе личности; толерантности.

Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете. Такие мероприятия могут иметь различные формы. Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей. В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию принимают участие:

  • воспитатели;

  • социальные педагоги;

  • заместитель директора по воспитательной работе;

  • педагоги дополнительного образования.

Помимо педагогического состава учреждения, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов. Планирование и проведение мероприятий по гражданско-правовому воспитанию детей осуществляется на основании: Конвенции ООН; Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании»; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999 г.; Семейного кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ.

Основной период формирования личности приходится на период младших воспитанников. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием. В нашем центре для детей от 6 до 10 лет разработана и реализуется программа «Права и обязанности: изучаем вместе».

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, педагоги учитывают об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным, все еще «детским» языком. Для воспитанников младшего школьного возраста педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее, согласно возрасту детей.  Для детей младшего возраста правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания. Для них мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематический воспитательский час. Этот час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках воспитательского часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие дети учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Воспитанники – подростки – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Программа по правовому просвещению несовершеннолетних «Старт во взрослую жизнь. Подростку о его правах, обязанностях и ответственности» реализуется в нашем учреждении с 2020 года. Цель программы:

- повышение правовой грамотности несовершеннолетних и организация правового всеобуча педагогического коллектива учреждения по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних;

- снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

- приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков. Проведены следующие мероприятия, которые носят информационно-просветительский характер «Права, обязанности и ответственность подростков в зависимости от возраста. С рождения до 18 лет», «Юридическая, уголовная ответственность», «Уголовный кодекс несовершеннолетних», « Юность – позитивная фаза развития», «Официальные и неофициальные источники правовой информации», «Россия – центр мировой культуры и науки», «Государственные символы России: флаг, герб, гимн», «Дни воинской славы, государственные праздники», «Уполномоченный по правам ребенка», «Единые номера экстренных служб», Детский телефон доверия», «Что делать, если вы стали жертвой преступления?», «Правовые ресурсы в сети интернет», «Правовые акты, касающиеся несовершеннолетних» и другие.

Помимо указанных выше мероприятий, проводятся традиционные мероприятия, посвященные Международному Дню прав ребенка, который проводится 20 ноября. В конце учебного года педагогический коллектив нашего центра проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди воспитанников. Контролирует психологический климат в группе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!