Современное российское общество переживает глубокий духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими явлениями в современном обществе.
Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить его способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.
Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи , ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.
В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты - семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно.
Исследования показывают, что примерно треть россиян не ориентируются в нормах законодательст ва, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями.
Правовая культура и правовое воспитание одна из первоочередных задач российской системы образования. Детей учат законопослушности, правильному использованию законов в своей жизни, рассказывают о необходимости построения гражданского общества.
Правовая культура – это общий уровень отношения общества к праву и нормам закона. Привычка жить по законам должна быть сформирована с раннего детства – учителя и родители своим примером показывают полное соблюдение и уважение правил, установленных в государстве.
Цели правового воспитания: 1) Предоставление знаний о правах человека , обязанностях граждан России, формирование базового понятия о законодательстве. 2)Формирование уважительного отношения к законам , умение применять их в повседневных жизненных ситуациях. 3)Формирование личности , готовой отвечать в юридическом плане за свои поступки. 4)Создание позиции , согласно которой человек будет активно включаться в работу по созданию гражданского общества .
Формирование правосознания учащихся должно проходить не только на уроках правоведения, воспитывать законопослушного Гражданина с большой буквы обязаны все педагоги. На любом уроке можно время от времени проводить пятиминутки, на которых в доступной форме рассказывать о необходимости законного образа жизни, внося вклад в формирование правовой культуры учащихся. Лучше делать это на конкретных примерах, их можно брать из новостей.
Предоставление базовых знаний о правах человека Для учащихся младшего и зреднего звена можно ограничиться простыми примерами о том, что каждый имеет право на жизнь, выбор места проживания, свободу передвижения, на жильё, медицинскую помощь. В старшем звене можно рассказать про ООН и Конвенцию прав человека. Стоит упомянуть про право вступать в брак, создавать семью, рожать детей. Можно и нужно подкреплять рассказы интересными примерами.
Вместе с правами есть и обязанности , без них сложно привить правильную правовую культуру. Например, право на бесплатную медицину тесно связано с необходимостью уплаты налогов. С зарплаты каждого человека удерживаются налоги, которые идут на финансирование медицины. Нужно показать учащимся взаимосвязь между правами и обязанностями.
Ф ормирование уважительного отношения к законам Нужно изучать имеющиеся в государстве законы, учиться не переступать через них. Это и есть правовая культура .
Формирование личности, готовой нести юридическую ответственность за свои поступки Около половины школьников не понимают в полном плане, что значит отвечать за свои поступки юридически. Для многих юридическая ответственность ассоциируется с убийством, воровством и другими преступлениями, за которые нужно нести наказание перед законом: Проезд в трамвае без билета – это незначительное по степени общественного вреда административное правонарушение, но оно прокладывает путь к другим, более опасным поступкам. Сегодня проехал бесплатно в трамвае, завтра …….
Безнаказанность и молчаливое поощрение общества приведет ребенка на скользкую дорогу преступного образа жизни.
Дети в своем большинстве не знают, где находится грань между проступком и правонарушением . Для формирования правовой культуры важно рассказать, что за проступок в тюрьму не посадят, но все равно не стоит поступать не по правилам. Нужно четко объяснять детям, жить нужно как по юридическим законам, так и по человеческим. Если научиться жить по человеческим законам и морали общества , то вероятность нарушения юридических законов приблизиться к нулю.
Активное участие в создании гражданского общества - нужно проявлять активность и гражданскую позицию для улучшения жизни всего общества. Нужно учить детей, особенно старшеклассников, чувствовать себя хозяевами своей земли, ее ресурсов, средств производства.
Целенаправленное формирование правовой культуры у школьников – это важная часть личной безопасности.