Правовой турнир "Конституция и мы"

Данное внеклассное мероприятие посвящено Дню Конституции РФ.  Цель- воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Правовой турнир "Конституция и мы"»



Правовой турнир

«Конституция и мы»

Цель: воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся.

Задачи: развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.



Эпиграф: «Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права».

Адам Мицкевич

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть

Звучит гимн России.



Учитель. - Добрый день, дорогие друзья. Я рада  приветствовать вас на нашем правовом турнире «Конституция и мы».  Речь сегодня пойдёт  об  Основном  законе  нашей  Родины, о Конституции РФ. Знаменательно то, что турнир мы проводим накануне 12 декабря. Это  день  рождения  Основного закона России. А 10 декабря – Международный день прав человека. Эти два праздника взаимосвязаны. Почему? (ответы детей).

В правовом турнире принимают  участие  команды 9 - 11 классов. (представление команд).

Оценивать конкурсные задания будет  жюри.  (Представление жюри)

Наш зал  сегодня  украшен  флажками бело-сине-красного цвета. Это неслучайно. Белый, синий, красный – это цвета нашего российского флага, символа  государства Российского. Что  означают  цвета нашего флага? (Ответы  учащихся) 

Взвейся в небо, флаг России гордый! 

В лучезарном небе вознесись! 

Триколором - красным, синим, белым, 

Гражданин России, ты гордись!

Символ Веры он, Любви, Надежды, 

Святость Бога и Земли любовь. 

За него не раз сыны Отчизны 

Проливали алую, как лента, кровь.

Белый - мир, невинность, совершенство, 

Чистота и правда наших дней, 

Благородство, божество, блаженство, 

Путь к свободе россиян, людей.

Синий - небо, символ веры, духа, чести. 

Поднимавший рать против врагов. 

Не во имя мести - ради чести, 

Доблести и верности сынов.

Красный - жар войны, защиты веры, 

Героизма доблестных бойцов, 

Командиров пыл, на смерть ведущих 

Русских  несломимых храбрецов.

Триколором, триединством связан, 

Братской дружбою народов славен он.

Государственным, народным назван. 

Самым лучшим стягом из знамен.



1 Конкурс

«Блиц – опрос»

(вопросы задаются по очереди командам)

1. Как переводится с латинского слово «конституция»?

2. Что такое референдум?

3. Кто является гарантом Конституции РФ?

4. Кто носитель суверенитета и единственный источник власти в России?

5. Кто несёт ответственность за образование ребёнка?

6. Можно ли не находясь в России, но, являясь её гражданином, участвовать в выборах?

7. С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права?

8. Кто занимает пост Председателя Правительства в РФ?

9.Кто занимает пост Верховного Главнокомандующего Вооруженных сил России?

10.Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции РФ?

11. Как правильно называется наше государство?

12. Кто из граждан РФ обладает большими правами?

2 Конкурс

«Основы конституционного строя»

Команды должны назвать слово, пропущенное в статье Конституции, отражающей основы конституционного строя ( отвечают по очереди)

  1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________ формой правления

  2. Российская Федерация –___________государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

  3. Российская Федерация – ___________ государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

  4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____________на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

  5. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____________ или права изменить его.

3 Конкурс

«Право или обязанность?»

Команды должны определить, какое положение отражает право, а какое конституционную обязанность.

  1. Указание своей национальной принадлежности

  2. Участие в управлении делами государства

  3. Забота родителей о детях

  4. Получение основного общего образования

  5. Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры

  6. Забота о сохранение исторического и культурного наследия

  7. Уплата законно установленных налогов и сборов

  8. Сохранение природы и окружающей среды

  1. Конкурс

«Конституция в ассоциациях»

По иллюстрации, узнать, о каком конституционном праве идет речь? (презентация)

  1. Конкурс

«Основной закон в цифрах»

Ответить на вопросы:

1.Сколько глав в Конституции РФ?

2. Сколько статей в Конституции РФ?

3. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

4. Каков срок полномочий Президента РФ?

5. С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ?

6.Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ?

7. Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ?

8. Сколько палат в Федеральном Собрании РФ?

  1. Конкурс

«Правовой степ»

По вопросам подсказкам узнать, о каком правовом термине идет речь. Команды по очереди отвечают на вопросы.

Вопрос №1:

1-я подсказка. У каждого преступника она должна быть.

2-я подсказка. Это понятие важно и для военного, и для шахматиста, и для юриста.

3-я подсказка. В СССР многие лица, осуждаемые как политические, либо ее не имели, либо имели ее только формально.

4 –я подсказка. Она должна быть противовесом обвинению.

(ЗАЩИТА)

Вопрос № 2

1-я подсказка. Он защищает закон и его выполнение.

2-я подсказка. Без его санкции у оперативных работников «связаны руки».

3-я подсказка. Название его должности с латинского означает – обвинение.

4-я подсказка. Он зачитывает в суде пункты обвинения.

(ПРОКУРОР)

Вопрос №3

1-я подсказка. Оно бывает естественным и публичным.

2-я подсказка. Оно регулирует деятельность людей при помощи соответствующих дозволений и запретов.

3-я подсказка. Оно есть у каждого человека.

4-я подсказка. Оно принято на Хельсинском совещании по безопасности в Европе.

(ПРАВО)

Вопрос №4

1-я подсказка. Окончательно сформировался в древнем Риме – как сословно - представительный.

2-я подсказка. Основная его функция – в вынесении ключевых решений.

3-я подсказка. Бывает военным и гражданским.

4-я подсказка. По мнению известного киногероя в СССР, он самый гуманный в мире.

(СУД)

  1. Конкурс

«Юридическая консультация»

  1. В 1995 году гражданка С. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996г. она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака?


2. Шестнадцатилетние граждане С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какое правонарушение они совершили? Нормы какой отрасли были нарушены?


3. Во дворе школы произошла драка. Максим на глазах своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. Правомерны ли действия инспектора? В качестве кого он привлек Максима?


4. Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший приход друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусила ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжких телесных повреждений.

Какое преступление было совершено в данной ситуации? Будет ли удовлетворён встречный иск обвиняемого?

  1. Конкурс

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

(творческий конкурс - эссе)

- Что значит быть гражданином своей страны?

КОНКУРС ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

«Правовой цветник»

Ведущий: перед каждой командой лежит по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «Права», другого – «Обязанности». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.


На лепестках цветка «Права» следующие высказывания:

* Иметь фамилию, имя, отчество
* Иметь игрушки
* Ходить на кружок
*Жить с родителями
* Высказывать свои мысли
* Отдыхать на перемене

На лепестках цветка «Обязанности»:

* Делать уроки
* Читать книги
* Заботиться о животных
* Мыть посуду
* Делать зарядку
* Посещать школу
* Помогать родителям



Подведение итогов  игры.   Награждение команд победителей.

Учитель: Дорогие ребята, помните, что сегодня достойный гражданин России – это человек,  обладающий широкими правами, знающий свои права и умеющий их защищать; нетерпимый  к любым проявлениям насилия и произвола, человек, честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, постоянно берущий на себя ответственность за его судьбу и своими  конкретными делами помогающий стране стать сильнее и богаче. Я надеюсь, что  вы будете именно такими  гражданами своей  страны, а поможет вам в этом  наша Конституция - основной закон РФ.












Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас