СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовые стандарты профилактики правонарушений несовершеннолетних в международном законодательстве

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правовые стандарты профилактики правонарушений несовершеннолетних в международном законодательстве»

Правовые стандарты профилактики правонарушений несовершеннолетних в международном законодательстве

Принятие и провозглашение резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека явилось важным событием в истории международных отношений.

Данным документом были провозглашены правовые принципы существования человечества на основе признания достоинства всех людей, уважения их прав и свобод, необходимости правового регулирования обеспечения этих прав и свобод в целях предотвращения насилия и социальных потрясений.

В статье 28 сказано, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Существующая в обществе преступность и иные правонарушения, в том числе совершаемые несовершеннолетними, нарушают социальный порядок и посягают на такие права, содержащиеся в Декларации, как: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст.3); право на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, честь и репутацию (ст.12); право на владение имуществом (ст.17) и иные права, присущие каждому человеку от рождения.

Реальное установление социального порядка возможно лишь при организации эффективной профилактической деятельности со стороны государства, предупреждающей совершение правонарушений как несовершеннолетними, так и взрослыми. Правонарушение является не отвлеченным и абстрактным понятием, а действием, нарушающим определенные права человека, предусмотренные действующим законодательством. Правоохранительная деятельность должна включать в себя не только пресечение правонарушений, их выявление и адекватное реагирование в форме применения, предусмотренных законом санкций и мер, но и эффективную предупредительную деятельность по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

В части 2 статьи 25 Декларации предусмотрено, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь, а в соответствие с частью 3 статьи 16: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».

Право каждого человека на достойный жизненный уровень, включающий пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание (ч. 1 ст.25), тесно связано с попечением и помощью семье со стороны государства

Учитывая, что основы воспитания и развития ребенка закладываются в семье, государственная политика по её поддержке является неотъемлемым фактором профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Преамбула и все тридцать статей Декларации тем или иным образом затрагивают вопросы предупреждения правонарушений в обществе, т.к. провозглашают правовые принципы организации государственного и общественного устройства, исключающие или сводящие к минимуму при их безусловном исполнении факты нарушений прав и свобод граждан, т.е. исключающие возможность правонарушений.

Конвенция о правах ребенка была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г., вступив в силу для СССР в связи с ратификацией 15 сентября 1990 г.

В преамбуле данного документа существует напоминание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила право детей на особую заботу и помощь, а также убеждение в том, что именно семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества.

Государства-участники настоящей Конвенции признают, что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Из приведенного выше текста Конвенции следует понимать, что подготовка ребенка к самостоятельной жизни и его воспитание, основанное на усвоении общечеловеческих ценностей, является необходимой базой для нравственного и правопослушного поведения человека на протяжении всей его жизни.

В преамбуле содержится важная ссылка на Декларацию прав ребенка 1959 г.: «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», а также признается, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях и такие дети нуждаются в особом внимании. Не будет ошибкой относить к такой категории детей, являющихся беспризорными и правонарушителями.

В статье 3 Конвенции, в частности, сказано: «1. Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. 2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры».

В данной статье интересы общества и государства приравнены по своей сути к деятельности общества и государства по наилучшему обеспечению интересов ребенка и его благополучия. Такая позиция весьма разумна и гуманна, т.к. без подобной целенаправленной деятельности у общества и государства нет будущего.

В статье 6 Конвенции за каждым ребенком признается неотъемлемое право на жизнь, а за государствами-участниками обязанность обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Согласно статье 17 государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают доступ ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью признается необходимость поощрения:

   средств массовой информации, распространяющих информацию и материалы полезные для ребенка в социальном и культурном отношениях;

   международного сотрудничества в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

   выпуска и распространения детской литературы;

   средств массовой информации, уделяющих особое внимание языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренного населения;

   разработки надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Государства-участники делают все возможное, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка, предметом основной заботы родителей и лиц, их заменяющих, должны быть наилучшие интересы ребенка (ст. 18).

Присоединившиеся к Конвенции государства берут на себя обязательства (ст. 19) принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, которое в соответствии со своими национальными законами обеспечивает замену ухода за таким ребенком (ст.20).

Согласно статье 21 Конвенции государства-участники, которые признали и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, а усыновление происходило в строгом соответствии с законом.

Большое значение имеет требование статьи 23, касающееся неполноценных в умственном или физическом отношении детей, которым должно предоставляться право вести полноценную и достойную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих обретению уверенности в себе и облегчающих их активное участие в жизни общества. В целях наиболее полного, по возможности, вовлечения в социальную жизнь и достижения развития личности, включая культурное и духовное развитие, таким детям предоставляется эффективный доступ к услугам: в области образования; профессиональной подготовки; медицинского обслуживания; восстановления здоровья; подготовки к трудовой деятельности; средствам отдыха.

Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка и в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.27).

Образование детей является важнейшим и необходимым компонентом в предупреждении беспризорности и правонарушений. Право ребенка на образование закреплено в статье 28 Конвенции и в целях реализации данного права государства должны:

   вводить бесплатное и обязательное начальное образование;

   поощрять различные формы среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивать его доступность для всех детей и принимать такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

   обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

   обеспечивать доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

   принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Образование ребенка должно быть направлено на:

   развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

   воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

   воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

   подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

   воспитание уважения к окружающей природе (ст. 29).

Определение в Конвенции направлений образовательной деятельности устанавливает общие подходы к человеческим ценностям и играет важную роль как в поддержании социального порядка внутри государства, так и в международных отношениях, что, в свою очередь, согласуется со статьей 28 Всеобщей декларации прав человека.

Конвенция о правах ребенка признает право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья, препятствующей получению им образования либо наносящей ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Участники Конвенции принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, чтобы:

   защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ;

   не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33);

   защитить ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34);

   предотвратить похищение детей, торговлю детьми или их контрабанду в любых целях и в любой форме (ст. 35);

   ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания, а также не был лишен свободы незаконным или произвольным образом (ст. 37).

В статье 37 Конвенции предусмотрены определенные гарантии для детей, подвергаемых аресту, задержанию или тюремному заключению:

   такие действия должны осуществляться согласно закону и использоваться лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени;

   ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;

   каждый лишенный свободы ребенок должен пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста, должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;

   каждый лишенный свободы ребенок должен иметь право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.

Статья 40 регламентирует признание права каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается

виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.

С целью реализации указанных положений государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не считался нарушившим уголовное законодательство, не обвинялся и не признавался виновным в его нарушении по причине действия или бездействия, которые не были запрещены национальным или международным правом во время их совершения, а также имел следующие обязательные гарантии:

   презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;

   незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов и получение правовой и другой необходимой при подготовке и осуществлении своей защиты;

   безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица и, если это не считается противоречащим наилучшим интересам ребенка, в частности, с учетом его возраста или положения его родителей или законных опекунов;

   свобода от принуждения к даче показаний или признанию вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний;

   если считается, что ребенок нарушил уголовное законодательство, повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых, принятых в этой связи мер;

   бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;

   полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства;

   установление минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство;

   в случае необходимости и желательности, принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий;

   наличие таких различных мероприятий, как уход, положение об опеке и надзоре, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы ухода, заменяющие уход в учреждениях, с целью обеспечения такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления.

 

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

Пекинские правила приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. и предназначены для применения к несовершеннолетним правонарушителям без каких бы то ни было различий в отношении, например, расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Пекинские правила в качестве своих основных целей определили:

   стремление государств-участников, в соответствии со своими общими интересами, способствовать благополучию несовершеннолетних и их семей;

   создавать условия, позволяющие обеспечить содержательную жизнь подростков в обществе в тот период, когда они наиболее склонны к неправильному поведению;

   благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений.

Благополучию подростка должны содействовать все возможные ресурсы:

   семья;

   добровольцы;

   другие группы общества;

   школы и общественные институты с целью сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом;

   правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.

Пекинские правила содержат следующие определения:

   несовершеннолетний – ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применяемой к взрослому;

   правонарушение – любой поступок (действие или бездействие), наказуемый по закону в рамках существующей правовой системы;

   несовершеннолетний правонарушитель – ребенок или молодой человек, который подозревается в совершении правонарушения или, как установлено, совершил его.

По поводу последней формулировки следует заметить, что в ней содержится юридическая коллизия, так как нарушен принцип презумпции невиновности – лицо, подозреваемое в правонарушении, не может считаться правонарушителем.

Минимальные стандартные правила не устанавливают возрастные пределы понятия «несовершеннолетний правонарушитель», учитывая разнообразие национальных правовых систем (от 7 до 18 лет или старше), но призывают к установлению разумного низшего возрастного предела, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.

Целями правосудия в отношении несовершеннолетних в Пекинских правилах признано обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

В Правилах подчеркивается, что цель обеспечения благополучия несовершеннолетних наиболее присуща правовым системам, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти. Правовые системы, придерживающиеся уголовного преследования, должны избегать чисто карательных санкций и в случае невозможности прекращения дела судебное разбирательство осуществлять в атмосфере понимания и в соответствии с интересами несовершеннолетнего.

Правовая система Российской Федерации в настоящее время придерживается уголовного преследования несовершеннолетних, а ювенальная юстиция находится на стадии апробации в отдельных субъектах РФ.

Содержание ст. 7 Пекинских правил гарантирует несовершеннолетнему в судебном процессе основные права – презумпцию невиновности, право знать, в чем его обвиняют, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна и другие права.

В ходе судебного процесса должна обеспечиваться конфиденциальность. При задержании несовершеннолетнего немедленно уведомляются родители или опекун, а содержание под стражей до суда должно применяться лишь в качестве крайней меры, в течение кратчайшего периода и сопровождаться уходом, защитой и необходимой индивидуальной помощью: социальной, психологической, медицинской, физической, помощью в области образования и профессиональной подготовки.

Особо следует остановиться на руководящих принципах вынесения судебного решения и выборе мер воздействия (ст. 17 Пекинских правил):

   меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;

   решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума;

   несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;

   при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором;

   ни за какое преступление, совершенное несовершеннолетним, смертный приговор не выносится;

   несовершеннолетние не подвергаются телесным наказаниям.

Во избежание заключения несовершеннолетнего в исправительные учреждения рекомендуется при разрешении дела применять широкий комплекс мер воздействия:

   постановление об опеке, руководстве и надзоре;

   пробация;

   постановление о работе на благо общины;

   финансовые наказания, компенсация и реституция;

   постановление о принятии промежуточных и других мер;

   постановление об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях;

   постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер;

   другие соответствующие постановления.

Целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки для оказания им помощи по выполнению социально полезной и плодотворной роли в обществе.

В Минимальных стандартных правилах отмечается, что использование исследований как основы для рациональной политики в области правосудия в отношении несовершеннолетних широко признается в качестве важного механизма для поддержания соответствия практики уровню научных достижений и постоянного развития и совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, являются основополагающим международным документом, регламентирующим цели и задачи правосудия в отношении несовершеннолетних, порядок их осуществления, принципы вынесения судебного решения и выбора мер воздействия, цели и порядок обращения с несовершеннолетними в исправительных учреждениях, а также определяющим актуальность научных исследований в области ювенальных правоотношений как основы рациональной ювенальной государственной политики.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) приняты и провозглашены резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990 г.

В данном международном документе выделяется шесть основополагающих принципов.

Содержание первого принципа основано на том, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе, а молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность путем участия в законной, социально полезной деятельности и вырабатывании гуманистического взгляда на общество и жизнь.

Смысл принципа довольно ясен и не нуждается в особой аргументации: допуская подростковую преступность, общество тем самым создает условия для взрослой преступности, а без предупреждения подростковой преступности невозможно эффективно предупреждать взрослую преступность.

Оптимистический взгляд на воспитание является необходимым элементом педагогической деятельности и в этой связи возможность формирования у молодежи законопослушного поведения является целеполагающим фактором организации воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Второй принцип исходит из тезиса о том, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних будет эффективным только при усилиях всего общества в целом, направленных на обеспечение гармоничного развития подростков, при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.

В обществе не должно быть равнодушных людей к проблеме воспитания ребенка, так как подобное равнодушие оборачивается против всего общества. Уважение к личности подростка закладывает в нем ответное уважение к окружающим, что является основой социального поведения.

Третий принцип ориентирует общество на нужды детей – молодые люди должны играть активную роль в обществе, быть его полноценными участниками и не рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе и контроля.

Иной подход к решению проблемы социализации детей будет ошибочным, так как нельзя до 18 лет только готовить ребенка к жизни в обществе и контролировать его, а с 18 лет требовать от него самостоятельности и ответственности за свои поступки.

Четвертый принцип заключается в том, что в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства. Данный принцип предостерегает государственную социальную политику от карательных мер в отношении несовершеннолетних и призывает предупреждать преступность среди несовершеннолетних социально-педагогическими средствами, путем создания благоприятных условий для развития ребенка с раннего возраста.

Пятый принцип состоит в признании необходимости и важности осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности несовершеннолетних и систематического изучения и выработки мер в этом направлении. Такая политика должна избегать криминализации поведения ребенка, не причиняющего серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим и предусматривать следующие меры:

   обеспечение возможности в получении образования и развитии личности, создание системы поддержки молодых людей, особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;

   разработку теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничения условий, ведущих к этому;

   вмешательство официальных органов должно осуществляться только с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;

   обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;

   учет того, что противоправность поведения молодых людей связана с процессом их взросления и роста, что по мере взросления, как правило, исправляется;

   осознание того, что использование по отношению к молодому человеку социальных ярлыков «нарушитель», «правонарушитель», «начинающий правонарушитель» способствует развитию у него устойчивого стереотипа нежелательного поведения.

Шестой принцип в деятельности по предупреждению преступности среди несовершеннолетних устанавливает приоритет за применением общинных служб и программ, а официальные учреждения социального контроля рекомендует использовать лишь в крайних случаях.

Общие направления предупреждения преступности среди несовершеннолетних должны включать в себя всеобъемлющее планирование на всех уровнях управления и содержать следующее:

   Углубленный анализ проблем и перечни программ услуг, учреждений и имеющихся ресурсов;

   Четко определенные обязанности компетентных организаций, учреждений и сотрудников, участвующих в деятельности по предупреждению;

   Механизмы для надлежащей координации деятельности правительственных и неправительственных учреждений в области предупреждения преступности;

   Политику, программы и стратегии на основе прогнозирования, а также контроль и анализ их реализации;

   Методы эффективного снижения правонарушений несовершеннолетних;

   участие общины в рамках широкого круга услуг и программ;

   Координацию деятельности всех органов и учреждений по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и молодежи;

   Участие молодежи в реализации политики по предупреждению преступности среди молодежи;

   Наличие квалифицированного персонала на всех уровнях.

 

В Эр-Риядских руководящих принципах политика предупреждения преступности несовершеннолетних рассматривается через процессы подготовки к жизни в обществе детей и молодежи. Обязательными компонентами этих процессов являются: семья, община, аналогичные возрастные группы, школа, профессионально-техническая подготовка, трудовая деятельность, добровольные организации.

Семье уделяется первостепенное значение как основной ячейке, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья.

Правительствам предписываются следующие действия:

   вырабатывать политику, способствующую воспитанию детей в условиях стабильной и благополучной семьи;

   предоставлять необходимые услуги семьям для преодоления нестабильности, конфликтных ситуаций, проблем, связанных с экономическими, социальными и культурными изменениями;

   принимать меры по информированию семей о роли и обязанностях родителей в отношении развития ребенка и ухода за ним и о проблемах, волнующих детей и молодых людей;

   содействовать укреплению единства и гармонии в семье и препятствовать отделению детей от их родителей.

В области образования на правительства возлагается обязанность обеспечивать всем молодым людям доступ к государственной системе образования. Системам образования, помимо учебной и профессионально- технической подготовки, следует уделять особое внимание таким вопросам, как:

   привитие уважения к основным ценностям и воспитание уважения к культурной самобытности самого ребенка и его взглядам, к общественным ценностям страны, в которой ребенок проживает, культурам, отличающимся от культуры собственного общества, и к правам человека и основным свободам;

   содействие развитию личности, таланта, умственных и физических способностей молодых людей;

   вовлечение молодых людей в процесс образования в качестве его активных и подлинных участников, а не простых объектов;

   помощь в выборе профессии;

   оказание моральной поддержки молодым людям и недопущение психологического давления;

   недопущение суровых дисциплинарных мер, особенно телесных наказаний.

Среди прочих мер школы должны исполнять роль базовых и справочных центров для предоставления медицинской, консультативной и другой помощи молодым людям, особенно тем, кто стал жертвой жестокого отношения, лишен внимания и подвергается преследованиям и эксплуатации. В области социальной политики правительственным учреждениям следует обеспечивать надлежащее медицинское обслуживание молодежи, оказывать услуги по охране психического здоровья, питания, жилья, предупреждать злоупотребления наркотиками и алкоголем.

Помещение молодых лиц в воспитательно-исправительные учреждения следует осуществлять в качестве крайней меры и на минимально необходимый срок, отдавая первостепенное значение интересам подростка. Планирование и разработку программ предупреждения преступности среди молодежи следует осуществлять на основе надежных научных исследований и периодически подвергать контролю, оценке и корректировке.

В разделе «Законодательство и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних» Эр-Риядские руководящие принципы рекомендуют принимать специальные законы и процедуры для содействия осуществлению защиты прав и благополучия всей молодежи, а также законодательство, запрещающее жестокое обращение с детьми и молодыми людьми, их эксплуатацию и использование как орудие в преступной деятельности. Никакой ребенок или молодой человек не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, в школе или других учреждениях.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних впервые в мировой практике сформулировали основные идеи по организации государственной политики, предупреждающей преступность несовершеннолетних. Особое внимание в этой сфере уделено необходимости проведения научных исследований и обмена информацией, опытом и знаниями, связанными с предотвращением преступности и правосудием в отношении несовершеннолетних.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!