СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в форме игры можно использовать на уроке повторения по теме "Фразеологизмы".

Просмотр содержимого документа
«Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.»

Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

Цель: обобщение знаний учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках.

Учитель: Рясова Надежда Григорьевна (МКОУ СОШ № 27 г. Нязепетровска).

Ведущий:

-Что такое фразеологизмы?

- Как они украшают нашу речь? ( Помогают более образно и эмоционально выразить мысль).

Вбегают Митяй и Миняй.

Митяй: Ну что ты наделал? Все пословицы перепутал! Как я теперь их сложу?

Миняй: А ребята на что? Они сейчас все их соберут. Ведь правда, ребята?

Скоморохи раздают ребятам, желающим принять участие в игре «Найди пару», по половине пословицы. На 14 карточках написано:

  1. Не спеши языком

  2. Сам пропадай,

  3. С кем поведешься,

  4. Труд человека кормит,

  5. Глаза страшатся,

  6. Хочешь много знать-

  7. Ученье – свет,

  8. По одежде встречают,

  9. Грамоте учиться-

  10. Не сиди сложа руки –

  11. Птица красна пением,

  12. Семь раз отмерь –

  13. Лодырь да бездельник –

  14. Любишь кататься –

Вторая половина пословиц – на следующих 14 карточках:

  1. торопись делом.

  2. а товарища выручай.

  3. от того и наберешься

  4. а лень портит.

  5. а руки делают.

  6. надо мало спать.

  7. а неученье – тьма

  8. а по уму провожают.

  9. всегда пригодится.

  10. так и не будет скуки.

  11. а человек уменьем.

  12. один раз отрежь.

  13. им праздник и в понедельник.

  14. люби и саночки возить.

Ребята ищут половину своей пословицы и, взяв за руку «пару», подходят к скоморохам. Те, в обмен на пословицу, дают паре призовые фишки (для каждого конкурса используются фишки разных цветов). Награждаются первые шесть пар.

Затем оба скомороха проводят аукционы в противоположных концах зала. Один скоморох поочередно « продает» слова ум, вода, голова, один. Другой скоморох «продает» слова дело, глаз, рука, как. Побеждает « покупатель», который последним произнесет фразеологизм с названным словом.



Со словом УМ :

браться за ум, без ума от чего – либо, в своем уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, повредится в уме, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит.



Со словом ВОДА:

Как в воду опущенный, водой не разольешь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, лить воду на чью-то мельницу, толочь воду в стопе, много воды утекло, как две капли воды.

Со словом ГОЛОВА:

Вбить в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головой на здоровую, с головы до ног, выкинуть из головы, вскружить голову.

Со словом ОДИН:

Один на один, семеро одного не ждут, на один зуб, мерить на один аршин, одним духом, одним словом, на одно лицо, жить одним днем, одним росчерком пера, все до одного.

Со словом ДЕЛО:

Гиблое дела, дело в шляпе, дело-сторона, десятое дело, дело идет, заплечных дел мастер, зачем дело стало, видимое дело, суд да дело.

Со словом ГЛАЗ:

Говорить в глаза, Хоть глаз выколи, Говорить за глаза, в глаза не видеть, произошло на глазах, отводить глаза, смотреть во все глаза, куда глаза глядят, на глазок, с глазу на глаз.

Со словом РУКА:

рука об руку, из первых рук, рука руку моет, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать.

Со словом КАК:

Как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как камень в воду, как ветром сдуло, как снег на голову, как из-под земли вырос.

Победителей аукциона ,то есть тех, кто последним назвали фразеологизмы с данными словами, награждают фишками.

Миняй: Митяй! А ты говорил, что это школяры мало что ведают. Ан, нет! Смотри, сколько фишек я раздал!

Митяй: И правда

Миняй! А вот поглядим, сильны ли они в викторинах. А ну, школяры! Видите эти свитки на стене? Здесь задания для вас. Берите бумагу, пишите, да не забудьте фамилию подписать.

Викторина 1. На плакате – надпись «Какие шесть идиом не могут без меня существовать?» и нарисованы палец, язык , нос.

( попасть пальцем в небо, палец о палец не ударить, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцем можно перечесть; взять ногу в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой, одна но здесь – другая там, уносить ноги, подать с но язык до Киева доведет, держать язык за зубами, молоть языком; повесить нос, клевать носом, задирать нос, зарубить на носу).

Викторина 2. «Найди пару». Из данных идиом составьте антонимичные пары:

  1. Хоть иголки собирай.

  2. Заваривать кашу.

  3. По чайной ложке.

  4. Коломенская верста.

  5. Чуть свет.

  6. Повесить нос.

  7. Жить душа в душу.

  8. Сидеть сложа руки.





  1. Ни зги не видно

  2. Воспрянуть духом

  3. На ночь глядя

  4. От горшка два вершка

  5. Как кошка с собакой

  6. Одним духом

  7. Расхлёбывать кашу

  8. Не покладая рук













Викторина 3. На плакате надпись: « Запишите по одной идиоме, связанной с этими представителями животного мира » , нарисованы комар, мышь, свинья, курица, кот, рак, бык.

( Как мышь на крупу, кот наплакал, когда рак на горе свистнет, брать быка за рога, комар носа не подточит, метать бисер перед свиньями, носиться как курица с яйцом и т.п.).

После окончания викторин объявляется музыкальная пауза.

Вторая часть праздника начинается с «Поля чудес».

Ведущий объявляет условия игры: на игровом поле лежат разные предмете (камень, горошек, ступа, решето, шляпа, рог, лыко), крутится вертушка. Играющий должен назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка вертушки. Если он затрудняется с ответом то в игру вступает следующий участник. Так разыгрывают первые три предмета, затем еще три, но уже с новыми игроками. Когда стрелка вертушки показывала на камень, игроки должны были назвать фразеологизм держать камень за пазухой, когда на лыко – не лыком шит, когда на калошу – сесть в калошу, на ступу – толочь воду в ступе, на решето – решетом воду носить, на шляпу – дело в шляпе.

Миняй: Ты знаешь, Митяй, что я придумал? Дай, тебе на ухо скажу, а то ребята догадаются. (Что-то шепчет на ухо Митяю.)

Митяй: Сейчас мы вам покажем шары, а вы попробуйте их разгадать.

На сцене скоморохи разыгрывают идиомы спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, кричать во все ивановскую, переливать из пустого в порожнее.

Ребята угадывают идиомы и объясняют их значение:

Спустя рукава - делать что-либо небрежно, кое-как.

Втирать очки – обманывать кого-либо для своей выгоды;

Намылить шею - задать взбучку, побить кого-либо;

Кричать во все ивановскую - кричать очень громко;

Переливать из пустого в порожнее – заниматься бесполезным делом;

Победителям этого конкурса скоморохи раздают фишки, а затем выясняют, кто получил по две, три, четыре фишки.

Истинных знатоков фразеологизмов, получивших по три-четыре фишки, они приглашают принять участие в суперигре. Игрокам предлагают четыре картины. На первой изображен веселый чертик и подпись: у черта на куличках; на второй – древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова пята; на третьей – буква «ять» и подпись: знать на ять; на четвертой – несколько насекомых и подпись: показать кузькину мать. Участники суперигры должны объяснить значение и происхождение выражений у черта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, показать кузькину мать.

( у черта на куличках – очень далеко. Первоначальное значение выражения « где-то далеко в лесу». Кулички, кулига – расчищенная лесная поляна ) .

Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.

Знать на ять – знать очень хорошо. «Ять», буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как «е». Тот, кто писал правильно слово «ять», считался грамотным человеком.

Кузькина мать (показать кузькину мать) – жестоко наказать, Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зерна.

Награждение победителей суперигры. ( Призы, медали с изображением идиомы сесть в калошу ).


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!