Праздник к нам приходит.
Цель: Уточнение представлений обучающихся о новогодних обычаях.
Задачи: 1. Сформировать представления о приметах, связанных с новым годом.
2.Развивать логическое мышление на основе выполнения упражнений анализа и синтеза.
3.Воспитывать уважение к обычаям своего народа.
Ход занятия:
Организационный момент.
-Какое у вас сегодня настроение.?
-Хорошо ли прошел ваш день?
2.Актуализация.
Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу
Теплые придут весной ветра
И прогонят меня со двора.
-Ребята, о каком времени говорится в загадке?
-Любите ли вы зиму? За что?
-Какие же месяцы зимы?
Основная часть.
-Ребята, а вы знаете, что давным-давно Новый год на Руси отмечали и 1 сентября и 1 марта.
И только с 1700г. В Росси по указу царя Петра 1, Новый год стали праздновать 1 января. (ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПЕТР 1!)
-А что такое указ, кто знает?
-Петр 1 был очень любознательным с детства. Он очень много учился, очень много изменил в России, много путешествовал по Европе в поисках знаний.
А этот обычай он увидел у народа Германии.
В 12 часов ночи 1 января Петр 1 вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо фейерверк.
По его указу все были обязаны украшать елками или еловыми ветками и праздновать весело. Весь вечер в Москве палили из пушек, жгли на площадях смоляные бочки, катались на тройках, украшали дома.
(ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ ГУЛЯНИЙ)
-Ребята, любите ли вы играть на улице зимой?
-Назовите зимние игры.
-Какие они чаще всего?
Об этом говорит одна пословица о зиме!
Но слова у меня в ней перепутались, помогите собрать правильно.
МОРОЗ НЕ ВЕЛИК , ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ! На доске – собрать
-Значит о чем эта пословица?
-Я с вами на занятии сегодня поиграю в познавательные новогодние снежки!
-Итак, начнем!
-Я хочу загадать вам загадки.
1.Все лето стояли, зимы ожидали
Дождались поры, помчались с горы! (санки)
2.Выгляну в оконце - лежит белое суконце,
Всю зиму лежит, а весной убежит (снег)
3.Ее всегда в лесу найдем
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье белом. (Елка)
СОБИРАЕМ ЕЛОЧКИ - ПОЛОВИНКИ ПОДХОДЯЩИЕ ДРУГ К ДРУГУ.
-Откуда же к нам пришел обычай наряжать елку?
-Раньше люди верили, что украшая елку, они делают злые силы добрее. О злых силах со временем забыли, а традиция осталась.
-Чем же раньше украшали елочки?
-А сейчас?
-Что дети находят под елкой?
(ИЛЛЮСТРАЦИИ ОБ УКРАШЕНИИ ЕЛОЧКИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ)
Продолжаем игру.
4.С неба падают зимой и кружаться над землей
Мягкие пушинки, белые …(снежинки).
5.Прозрачен, как стекло, но не вставишь в окно. (Лед)
6.Что за странный человек, прибыл в 21 век
Морковный нос, в руке метла, боится солнца и тепла. (Снеговик)
Физкульминутка
7.Он приходит в зимний вечер зажигать на елках свечи
Бородой седой оброс, кто же это? (Дед Мороз)
-Наш российский дед Мороз самый лучший! Давайте его опишем.
-Он с белоснежной бородой, в красной шапке и шубе, большим мешком подарков. И только у нашего деда Мороза есть внучка Снегурочка. Она всегда молода, красива и добра.
-Где же живет наш дедушка?
-В великом Устюге. Там находится его мастерская. Много сказок и легенд о деде Морозе. Он хозяин снежных полей, лесов. Он приносит на землю холод, снег, метели.
-Какие сказки о нем вы знаете?
-А вы знаете, что в других странах есть свои дедушки. Как же их имена?
(ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЕДА МОРОЗА)
-Санта Клаус –Америка
-Батюшка Рождество –Англия
-Святой Николай –в Бельгии и Польше
-В Татарии – Кыш Бабай
-В Марий Эл –Йушто Кугыза
В Сернурском районе нашей республики в Кукнурском поселении есть дом марийского дедушки. Туда можно приехать на экскурсию.
-А дедушка Мороз прислал вам веселое задание – кроссворд!
Давайте попробуем его разгадать!
(РЕШАЕМ КРОССВОРД).
8. Расписные цепи эти , из бумаги лепят дети. (Гирлянда)
9.Пляшет, кружится колечко из веселых человечков! (хоровод)
-Встречая Новый год люди верили в лучшее и следовали приметам.
-Знаете ли вы что такое примета?
-Примета-это явление, случай, который в народе считается предвестником чего-то…
-Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь новогодние приметы?
-Вот самые интересные приметы нового года:
-Закончить важные дела в уходящем году, чтобы год начать с чистого листа
-Как новый год встретишь - так его и проведешь.
-Нельзя давать деньги в долг перед самым новым годом - весь год отдавать будешь.
-Новогоднюю ночь встретить в новом - весь год в новинках ходить!
(пояснить каждую примету)
-Ну и у меня остались две самые важные загадки.
10.Днем и ночью ходят, если их заводят. (Часы.)
11.Если лес укрыт снегами, если пахнет пирогами
Если елка в дом идет, что за праздник? ( Новый год.)
3.Итог.
-Новый год самый волшебный праздник , с которого начинается новый отсчет следующему году.
-Наше занятие подходит к концу. Давайте коротко вспомним, о чем мы сегодня говорили.
-Назовите имя человека, который ввел празднование Нового года с 1 января?
-Какими украшениями раньше наряжали елку?
-Как зовут деда Мороза в других странах?
-А как зовут марийского дедушку?
-Какая новогодняя примета вам больше понравилась?
-Будете ей следовать?
-Ребята понравилось вам наше занятие?
-Было ли оно вам полезным?
-А я желаю вам, чтобы сбылась примета и вы встретили новый год очень хорошо, чтобы весь следующий год у вас был очень замечательным!!!