СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник .Красная горка.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена информация о традициях и обычаях прзднования прздника Красная Горка.

Просмотр содержимого документа
«Праздник .Красная горка.»

Красная горка  

Красная горка

 

Кра́сная го́рка  —  народное  название первого воскресенья после  Пасхи . В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию  явления Христа  апостолу  Фоме на восьмой день  после  воскресения . У восточных славян был праздником начала весны — с кострами,  хороводами , ярмарками невест,  закликанием весны . Считался преимущественно девичьим праздником Где-то Красной горкой назывался  вторник   Радоницкой недели , порой и вся неделя, а кое-где под этим подразумевают  весенний Юрьев день  или его канун.
  • Кра́сная го́рка  —  народное  название первого воскресенья после  Пасхи . В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию  явления Христа  апостолу  Фоме на восьмой день  после  воскресения . У восточных славян был праздником начала весны — с кострами,  хороводами , ярмарками невест,  закликанием весны . Считался преимущественно девичьим праздником
  • Где-то Красной горкой назывался  вторник   Радоницкой недели , порой и вся неделя, а кое-где под этим подразумевают  весенний Юрьев день  или его канун.
  • Название «Красная горка» известно у всех восточных славян. «Красной», то есть красивой, также называли Весну-красну и Пасху — «красный праздник». Горками называли места сельских гуляний, которые первыми просыхают весной. Красной горкой могло называться и вообще народное гулянье на Пасхальной неделе или в Юрьев день, или в любой день от Фомина понедельника до весеннего Юрьева дня В Православных церквях  Фомино воскресенье  посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после  Воскресения . Когда Христос явился апостолам, то Фомы среди них не было, поэтому, услышав весть о воскрешении, Фома (именуемый ещё в Евангелии — Близнец) не поверил в это. Почему и получил в истории прозвище Фома Неверующий, ставшее нарицательным. Через неделю он встретился со Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил самому ощупать их. Только после этого Фома уверовал в Воскресение и признал в Христе распятого Учителя. В церковной традиции сей день именуется также Антипасха, т. е. вместо Пасхи, поскольку все последующие воскресные дни церковного годового круга называются Малой Пасхой и празднуются столь же радостно, как и сама Пасха, с взаимным приветствием Христос Воскрес! — Воистину Воскрес
ОБЫЧАИ   «Красной горкой» у восточных славян называется первый день  Радоницкой недели . Красная горка была днём молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. По мнению В. Г. Холодной, у русских крестьян Красная горка была в большей степени связана не с христианской традицией, а с языческим празднованием начала весны. По утверждению А. А. Коринфского, не подкреплённому ссылками на исторические источники, в Древней Руси в этот день на возвышенностях жгли костры в честь  Даждьбога В дореволюционной России на Красную горку традиционно праздновалось много свадеб. С этого дня, впервые с начала Великого поста, церковь возобновляла проведение венчальных обрядов. Считалось, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни. Если в селе была свадьба на Красную горку, то праздничные игрища и свадьба сливались в одно «мероприятие»
  • ОБЫЧАИ «Красной горкой» у восточных славян называется первый день  Радоницкой недели . Красная горка была днём молодёжных гуляний, хороводов и сватовства.
  • По мнению В. Г. Холодной, у русских крестьян Красная горка была в большей степени связана не с христианской традицией, а с языческим празднованием начала весны. По утверждению А. А. Коринфского, не подкреплённому ссылками на исторические источники, в Древней Руси в этот день на возвышенностях жгли костры в честь  Даждьбога
  • В дореволюционной России на Красную горку традиционно праздновалось много свадеб. С этого дня, впервые с начала Великого поста, церковь возобновляла проведение венчальных обрядов. Считалось, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни. Если в селе была свадьба на Красную горку, то праздничные игрища и свадьба сливались в одно «мероприятие»
  • У русских в Среднем Поволжье (Костромской, Нижегородской, Владимирской, Ярославской губерниях) проходили молодёжные или женские обходы дворов с поздравлением — «окликанием» молодожёнов, называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами Подробная картина его представлена в описании, относящемся к  Гороховецкому уезду  (Владимирская губерния). На  пасхальной неделе , в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней — по 5-15 и более человек. Окликальщики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие  бекеши . Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликальщиков, подчеркивалось множество их: «сила — армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» — обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветёт», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою»
  • В этот день «закликали весну». На  Русском Севере  на заре на возвышенном красивом месте молодёжь встречала восход солнца. Выбиралась «хороводница», которая при первом проблеске солнца, благословясь, выходила на середину круга и произносила  заклинание , сохранившееся на северо-восточной Руси Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницей, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку. Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту — третья. После песен принимались за угощенье, начиналась весёлая пирушка Гулянья проходили на деревенской улице, на площади или за околицей деревни. Каждая девушка и каждый парень, достигшие брачного возраста, обязательно принимали участие во всех деревенских праздниках и молодёжных развлечениях. Уклонение от участия в них порицалось общественным мнением, вызывало насмешки сверстников и даже рассматривалось как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством. В дореволюционной России считалось, что на Красную горку «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому к этому дню красили яйца, но уже не в красный, а в жёлтый или зелёный «поминальные» цвета До сих пор во сёлах по могилкам раскладывают крашеные яйца кое-где они катаются в виде креста и/или их закапывают в могилку, отдают нищим. Существовал также обряд гадания, при котором «катали яйца с горки», скатывали крашеные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьётся, то его владельца ожидают в текущем году счастье и удача. На Русском Севере на Красную горку девушка одаривала своего парня крашеным яйцом 
  • Русские местами в этот день ходят на кладбища, чтобы  помянуть  предков в этот день («с покойничками похристосоваться»), так же как в  Родительские субботы  По могилкам расставляются оставшиеся со Светлой недели еда, напитки, раскладываются  крашеные яйца . Это не принято было в церковной традиции, но народный календарь поминовения усопших несколько отличается от христианского.  Поминовение умерших  посвящается всем умершим предкам и включает, как правило, церковное поминовение, посещение кладбищ и поминальную трапезу у могил и дома; в этот день «кормили души»: готовили особую поминальную пищу (коливо,  кутья , блины, хлеб и др.), варили пиво и соблюдали многочисленные запреты.
  • В конце XIX века в  Спасске-Рязанском  девушки и женщины в траурном («жаленом») платье шли на кладбище поклониться своим родителям. Сначала они причитали на могилах со словами о житье-бытье покойников, потом раскладывали по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые ходили по могилам в гости: старики угощали, а молодые катали по могилам крашеные яйца. Остатки вина выливали на могилы. С кладбищ в праздничных платьях шли разыгрывать Красную горку в хороводах


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!