Тема урока: Праздник Наурыз
Эпиграф урока: Наурыз – начало года
Так считает наш народ.
И обычаи народа
Людям всем передает.
Цели урока:
- расширить кругозор учащихся , показать нравственную основу образов Наурыза;
-развивать творческие и коммуникативные способности школьников;
-воспитывать у учащихся чувства милосердия, сопереживания .прощения , ответственного отношения к своим поступкам,воспитывать их в духовности , любви и уважении к традициям казахского народа .
Форма урока: комбинированный урок.
Методы и приемы: мини-лекция с использованием слайд- презентации , игры-соревнования.
Оборудование: интерактивная доска, слайд-презентация.
Ход урока
План урока
1.Народный праздник наурыз.
2.Традиции и обычаи казахского народа.
3.Национальные игры.
4.Национальные блюда.
Оргмомент: Круг радости.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, аленький цветок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Учитель: Ребята. С каким временем года связаны эти стихи? Что происходит в природе в это время года? Какой праздник отмечают люди в этот день?
Проверка домашнего задания:
Что мы проходили на прошлом уроке?
Обряды Религия![](https://fhd.multiurok.ru/1/e/1/1e124a35dac6a1ba8798a7b53c6e67c0e7d72cee/prazdnik-nauryz_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/e/1/1e124a35dac6a1ba8798a7b53c6e67c0e7d72cee/prazdnik-nauryz_2.png)
Духовная культура
Обычаи ДД Музыка![](https://fhd.multiurok.ru/1/e/1/1e124a35dac6a1ba8798a7b53c6e67c0e7d72cee/prazdnik-nauryz_3.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/e/1/1e124a35dac6a1ba8798a7b53c6e67c0e7d72cee/prazdnik-nauryz_4.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/e/1/1e124a35dac6a1ba8798a7b53c6e67c0e7d72cee/prazdnik-nauryz_5.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/e/1/1e124a35dac6a1ba8798a7b53c6e67c0e7d72cee/prazdnik-nauryz_6.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/1/e/1/1e124a35dac6a1ba8798a7b53c6e67c0e7d72cee/prazdnik-nauryz_7.png)
Традиции Письменная литература
Устное народное творчество
Вы получили предварительные задания по рядам. одни должны были подготовить сообщения об эпических произведениях ,другие о сказках, третьи найти народные пословицы и поговорки.
1.Скажите , как называется предмет –символ детства девичьей жизни? Имеет круглую форму, высотой 10-15 см, украшен дорогими камнями, перьями филина- уки.
2.Днем ты – крылья мои,
Ночью – неразлучный друг.
Умрем – могила у нас одна.
Живы – жизнь у нас одна.
О каком верном и незаменимом спутнике своей жизни так говорили казахи?
3.Я начинаю – вы заканчиваете.
-цену родителей узнаешь, сам став …(родителем)
-добро совершить никогда не …(поздно)
-человек без друзей – что дерево без…(листьев)
-скромность украшает…(человека)
- от отца переймешь героизм, от матери…(теплоту)
Лучшее украшение человека – не одежда .а знания. Кісінің көркі киім емес- білім.
А в русском языке есть схожая поговорка. Какая?
Человека встречают по одежке – провожают по уму.
Вывод учителя: казахский народ в эпических сказаниях , сказках ,пословицах . поговорках учит и воспитывает у людей только добрые, лучшие, положительные качества. Традиций у казахского народа много , одним из них поговорим сегодня.
Мотивация познавательной деятельности учащихся на уроке:
«Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «праздник наурыз?»
Сегодня мы с вами будем говорить о Новом годе. Какой Новый год весной, спросите вы. Именно в ночь с 21 на 22 марта - в день весеннего равноденствия казахи встречали Новый год. "Наурыз" в переводе с персидского - "новый день". Празднование Нового года у казахов отмечено своеобразными чертами. Так казахи называли Наурыз также "Улыс кyні" ("Первый день Нового года"), "Улыстын улы кyні" ("Великий день народа"). Отношение народа к Наурызу характеризуется тем, что мальчиков, родившихся в этот день называли Наурызбай или Наурызбек, а девочек - Наурызгуль
Учитель: Наурыз. А что вы знаете об этом празднике?
У вас на столах лежат стикеры. Возьмите стикер зеленого цвета и напишите об этом празднике и прикрепите к дереву знаний.
Наверно вы догадались , что тема нашего урока «Праздник Наурыз»
Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играл этот праздник в жизни казахского народа, какие традиции соблюдались, как проводились празднества.
Слайды 1-7 Ребята ,посмотрите внимательно и скажите ,что является символом Праздник Наурыз?
Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпанах. В золотистом бутоне тюльпана было заключено счастье. Никто не мог раскрыть его, и только ребенку удалось открыть тюльпан. И до наших дней люди, увидев раскрывшийся тюльпан, испытывают радость, улыбаются. Тюльпаны стали символом праздником Наурыз. Мейрамы и неслучайно , когда приходят первые весенние дни, а они приходят в марте, наши степи покрываются зеленым ковром трав и разнообразием прелестных цветов. А среди этой красоты тюльпаны радуют наши глаза своею нежностью и согревают своим теплом наши души.
Учитель: У каждого народа есть свои традиции и обычаи национальной культуры. У казахского народа имеются свои традиции и обычаи. Они делятся на хозяйственные, общественные, семейные и познавательные.
Некоторые из них сохранились до наших дней. Казахский народ придавал большое значение традициям гостеприимства, различным праздникам. В народе издавна были распространены праздники, отмечаемые с самого рождения человека.
Задание №1 – коржын сумка – Учащимся вытаскивая из сумки вопросы и отвечают на них: 1. Какие праздники отмечались с самого рождения человека? (бесик той, шилдехана, тусаукесу, сундет той и т.д).
2. Что выплачивала сторона жениха родителям невесты? (калым)
3.Шілдехана (праздник рождения)
4.Тұсау кесу(разрезание пут) 5. Беташар (свадьба) 6. Какое число у казахов считается магическим, приносящим удачу? 7. Бесикке салу (укладывание в колыбель).
Задание № 2 Творческая работа учащихся: написать эссе о празднике.
(рассказывают подготовленные дети)
1 ученик : 22марта – день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня равняется ночи. Стало традицией праздновать в этот день Наурыз. Это один из немногих нерелигиозных праздников народов Востока. Отмечают его и казахи, и татары, и узбеки, а история праздника восходит к «старине глубокой», когда древние земледельцы с приходом весны начинали новый год. С тех пор и повелось отмечать Наурыз (в переводе с персидского - новый год) как праздник Нового года.
2 ученик: В старину у казахов подготовка к Наурызу начиналась задолго до его прихода. Заранее доставали из сундуков праздничные наряды, в юртах наводили капитальную чистоту, а в ночь с 21 на 22 марта готовили традиционное блюдо – наурыз коже. Потом это угощение оставляли на дастархане вместе с другими национальными деликатесами и сладостями. Делали это потому, что, по поверью, пока хозяева спят, в их дом приходит старец Кыдыр-ата, который пробует оставленные блюда. Затем он либо благословляет хлебосольную семью и посылает ей удачный год, либо просто уходит, что не предвещает ничего хорошего.
3 ученик: В любом случае с самого утра двери в доме должны быть открыты для гостей. Причём сначала вошедший до дна выпивает пиалу с наурыз коже.. Осушая чашу, гость выражает своё уважение к хозяевам. Потом его усаживают за дастархан, приглашая разделить праздничную трапезу.
4 ученик: Традиционный бешбармак, варёное мясо, а также колбаса-шужук и прочие национальные блюда по обычаю в этот день должны запиваться кумысом, шубатом (верблюжьим молоком) или айраном. Во время еды должны звучать песни и бата – светлые пожелания на новый год. Хозяева же после основной пищи заставляют дастархан только что испечёнными баурсаками, жентом, блюдами из молочных продуктов и угощают собравшихся чаем. После трапезы гости благодарят за радушный приём и с добрыми словами отправляются в следующий дом.
5. Учитель: а кто расскажет как встречают наурыз в его семье?
Ученик: Наурыз отмечается в нашей семье. Мы заранее делаем уборку в доме и во дворе. Как у всех казахов: накрывается большой дастархан. Мама готовит разные сладости. Чего только нет на столе: и круглые пышные баурсаки, я люблю его есть со сметаной – каймаком и запивать чаем, жирный бешбармак и другие блюда. К нам в гости приходят наши родственники: дядя с тетей и моя старшая сестра с детьми. Потом мы выходим на улицу и встречаемся со своими друзьями.
Задание № 3 А сейчас мы попросим наших девочек накрыть нам праздничный дастархан. Для этого, из предложенных карточек с названиями различных блюд, нужно выбрать названия казахских национальных блюд. ("Палау", "Драники", "Шубат", "Квас", "Борщ", "Самса", "Баурсаки", Чак-чак", "Курт", "Кумыс", "Наурыз-коже", "Иримшик", "Куырдак", "Манты").
В праздник Наурыз готовят национальные блюда, в частности, наурыз коже, состоявший из семи компонентов
Задание № 4: Выберете из этого рисунка 7компонентов наурыз коже![](https://fhd.multiurok.ru/1/e/1/1e124a35dac6a1ba8798a7b53c6e67c0e7d72cee/prazdnik-nauryz_8.png)
5 Ученик: В Казахстане на праздник весеннего равноденствия готовят ритуальное блюдо (Наурыз коже). История его, как и праздника восходит к тем далеким временам, когда на территории Казахстана (и не только его) жили Восточно-Иранские племена Саков, Сарматов и прочих арийских кочевников. Коже едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. Существует поверье, если ты отведаешь Наурыз коже в семи домах, то год для тебя будет удачным. Наурыз коже — традиционное весеннее блюдо, которое включает в себя 7 обязательных элементов: воду, мясо, соль, масло, муку, пшено (рис, пшеница, кукуруза) и молоко — олицетворяющих 7 жизненных начал. Эти компоненты символизировали счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба.
Чтобы счастье и богатство были у вас в доме, дарим вам рецепт «Наурыз-коже». (рецепт присутствующим)
Задание № 5 В день праздника Наурыз люди играют в различные национальные игры и проводят состязания. Какие игры вы знаете? Назовите их. (тогызкумалак, кызкуу, асык, тенге алу, байге, аркандытартау .кокпар).
Сегодня мы с вами поиграем в игру «Асык ойнау» (игра в альчик)), проводится игра
Скажите для чего вы играли в эту игру, какие качества характера развивают эти игр? Подводятся итоги.
Учитель: В этот день совершали взаимные визиты, обменивались поздравлениями, подарками и пожеланиями благополучия и достатка в будущем году. .
История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР "О народном празднике весны - "Наурыз мейрамы". Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем - "Наурыз мейрамы". С этого времени началось широкое празднование "Наурыз мейрамы" по всей республике. Праздник широко распространен в странах, древняя культура которых была под влиянием Персидской империи. И естественно то, что в наши дни Наурыз является национальным и государственным праздником Исламской Республики Иран. Турции,Афганистан,Сирии. На территории СНГ праздник Наурыз в основном широко отмечается в республиках Средней Азии. Это: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан
Задание № 6 Сегодня на наш праздник пришел гость из Англии ,который хочет познакомиться с Казахстаном. Давайте поприветствуем его и покажем ему наши обычаи. знакомство с национальной одеждой казахов.
Послания Президента РК Н.А. Назарбаева.
«Наурыз-это праздник,его празднует вся страна. Наурыз- древний праздник наших предков. Я, поздравляю с праздником Наурыз, призываю всех казахстанцев работать и учиться так, чтобы наша жизнь стала лучше, краше, чтобы мы смотрели с уверенностью в будущее.
«Наша страна –РК идет по пути развития программы до 2050г. Наша цель войти в число 30 самых развитых стран планеты. Мы, как и всегда, делали - достигнем этой цели, потому что мы едины. мы любим свою страну. Мы хотим лучшего будущего. Для этого надо работать и хорошо учиться. Мы смотрим вперед и мы достигнем своих целей для строительства лучшей жизни для всех казахстанцев»
В казахских традициях старший дает бата, т.е.благословение и сейчас мы услышим
Бата от самого старшего из присутствующих.
Бата- благословение: Пусть Солнце Путь вам озаряет,
Пусть этот день Вам принесет,
Удач на много лет вперед,
Пусть будут одни пятерки в школе,
В кругу семьи – тепло и доброта,
Среди друзей- любовь и уваженье,
А в жизни сбудется Мечта!!!
Рефлексия: Передача тюльпанов с пожеланиями учащихся.
Инсерт- обозначить карандашами на полях учебника условные знаки, характеризующие как они поняли изучаемый материал.
Тема урока : Праздник Наурыз
Уже знал V | Узнал новое + | Думал иначе - | Не понял. Есть вопросы ? |
| | | |
Выставление оценок.
Домашнее задание : напишите эссе на тему: Наурыз в моей школе.
Санаторная школа-интернат № 4
Открытый урок по истории Казахстана
в 5а классе
Тема урока : Праздник Наурыз
Учительница Джетмекова К. З.
Атырау - 2016 г.