Новруз Байрам
Цели
Познакомить детей с историей возникновения весеннего праздника «Новруз Байрам»
История возникновения Новруз Байрам
Международный день Новруз, праздник весны и начала нового года
Отмечается в дни
весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Это начало сезона роста и
процветания.
Само слово «Новруз»
переводится как «новый
день»
О происхождении этого праздника существует несколько версий, легенд и доказательств. Однако во всех них признается, что это самый древний праздник на земле, приуроченный к весеннему равноденствию. И все они связаны со "спасением". Спасением от зимы, смерти и "воскрешением".
Первую весточку о приходе Весны подает цветок "Новруз-голю" - подснежник. Праздник Новруз - это праздник пробуждения природы. Приходит пора любви и пора крестьянского труда. Закладывается основа будущего урожая. Перед праздником очищают дом, одежду, утварь. Человек и сам обязан очиститься не только телесно, но и духовно. Входить в Новруз можно только с добрыми намерениями и честными помыслами.
Новруз – гюлю. Подснежник
Основным символом, атрибутом Новруза является сямяни, без которого не принято встречать Новруз.
Очищению предшествует и проращивание сямяни. Сямяни по-существу то же, что и елка у русского, и у других народов в Новом году, и даже больше того. Сямяни - не только украшение нашего стола и жилища в праздник Новруз, оно нечто большее,
Сямяни - символ плодородия. По нему определяют, каким будет урожай. Если сямяни хорошо проросло и высоко вытянулось, значит быть урожаю в этом году. Сямяни - символ нежности.
Это первая нежная зелень в доме, она мягка и беспомощна, требует к себе уважительного обращения. Сямяни - символ доброты.
- проросшая пшеница
Интересные обычаи связаны с водой и огнем. Отношение к воде, как очищающему средству, основано на реальном ее свойстве смывать грязь. В числе связанных с водой обрядов часто упоминается обряд перепрыгивания через проточную воду для очищения от грехов прошлого года. Имел место и такой обычай, когда члены семьи в последнюю ночь старого года обрызгивали друг друга водой перед сном.
Есть интересные традиции, связанные с огнем. Азербайджан, как Страна огней, обладает богатыми традициями, связанными с огнем, и это признак очищения, свежести. Перед Ахыр чершенбе - последней средой перед Новрузом - повсюду зажигаются костры, и все, независимо от возраста и пола, должны перепрыгнуть через костер, Это означает, что все неудачи перепрыгнувших через огонь членов семьи удаляются вместе с выброшенной золой.
В течение месяца до Новруз-байрама каждая из предстоящих четырех недель – а вернее четырех сред – была посвящена одной из стихий и поэтому называлась по-разному:
«Среда на воде» (Су Чершенбе),
«Среда на огне» (Одлу Чершенбе),
«Среда на земле» (Торпаг Чершенбеси)
«Последняя среда» (Ахыр Чершенбе) .
Первый день это День Воды, Су Чершенбе. Приходится он обычно на последнюю неделю февраля. Снега на склонах гор начинают таять, талые воды наполняют реки. В этот день с восходом солнца люди шли за водой к реке или источнику, умывались, окропляли друг друга водой. Вода, по которой скользнул солнечный луч, согласно древнему поверью, считается обновленной и священной, а желание того кто, в ней искупается, должны осуществится
Второй праздник – День Огня.
Есть интересные традиции, связанные с огнем. Азербайджан, как Страна огней, обладает богатыми традициями, связанными с огнем, и это признак очищения, свежести.
Вечером со вторника на среду зажигают в домах свечи. Их должно быть столько сколько членов в семье. А на улице разжигают костер и прыгают через него независимо от возраста и пола. Прыжки через него очищают человека. Прыгают со словами «Моя желтизна тебе, твоя краснота — мне».
Огонь никогда не тушится водой. После того, как он сам погаснет, молодые парни и девушки собирают его золу и выбрасывают подальше от дома. Это означает, что все неудачи перепрыгнувших через огонь членов семьи удаляются вместе с выброшенной золой .
Третий из сред называют «Торпаг чершенбеси».
В этот день ветер раскрывает почки деревьев, и, по народным приметам наступила весна. Это настоящий символ ветра, обновленного воздуха и наступающего нового года.
«Последняя среда» (Ахыр Чершенбе) .
Вечером в последнюю среду принято гадать:
дети стучаться в дверь соседских домов, кладут
шапки у порога и прячутся, а хозяева этих домов
должны вернуть шапки с праздничными яствами.
Символ - «ахыр чершенбе» хонча
Поднос в который помещаются праздничные яства, посредине ставятся семени, по краям -разноцветные свечи.
По одной из традиций, в Азербайджане на столе на
Новруз должны присутствовать семь блюд на букву «с»:
Сюд (молоко),
Сирке (уксус),
Сабзи (зелень),
Сюсчённи зириндж (сушённый барбарис)
Сэмэни (проросшая пшеница)
Су (вода),
Соутма (холодная отварная баранина с помидорами и зеленью), и другие блюда, продукты.
Кроме этого, на стол ставятся зеркало и свечи, перед
зеркалом — покрашенные яйца.
Это тоже имеет символическое значение:
свеча означает огонь, свет, который оберегает людей от
глаза, зеркало символизирует ясность, прояснение.
Сюд (молоко)
Соутма жаркое
Сябзи (зелень)
Сирке (уксус)
Сюсчённи зириндж
(сущённый барбарис )
Су
(вода)
Семени (проросшая пшеница)