СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник славянской культуры и письменности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я, как учитель русского языка и литературы, убеждена, что ошибки (отсюда и нелюбовь!), допускаемые учениками, не идут ни в какое сравнение с тем, что ученики не любят русский язык.

Всем известно, что одной из целей обучения русскому языку и литературе является вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Стремиться к ее реализации необходимо не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях, поэтому спешу поделиться своими находками с вами, уважаемые коллеги.

24 мая – день памяти Кирилла и Мефодия – становится в России всенародным праздником славянской письменности и культуры. Любовь к родному слову, родному языку, отечественной литературе и родной истории невозможно привить без знания истории создания родной письменности, истории родного языка. Этим вопросам и посвящаются материалы данного ниже  мероприятия – праздника.

Предложенная форма воспитательной работы, несомненно, очень интересна, т.к. включает в себя большой познавательный материал, музыкальные фрагменты, стихи, литературные тексты, монологи, диалоги участников, элементы театрализации, эмоционально воздействует на учащихся, причем материал легко запоминается.

Цель мероприятия:  возрождение и развитие традиций народной культуры путем углубления знаний обучающихся об истории русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Праздник славянской культуры и письменности»



Праздник,

посвященный Дню славянской письменности и культуры

для обучающихся 5-8 классов


Пояснительная записка.

Я, как учитель русского языка и литературы, убеждена, что ошибки (отсюда и нелюбовь!), допускаемые учениками, не идут ни в какое сравнение с тем, что ученики не любят русский язык.

Всем известно, что одной из целей обучения русскому языку и литературе является вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Стремиться к ее реализации необходимо не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях, поэтому спешу поделиться своими находками с вами, уважаемые коллеги.

24 мая – день памяти Кирилла и Мефодия – становится в России всенародным праздником славянской письменности и культуры. Любовь к родному слову, родному языку, отечественной литературе и родной истории невозможно привить без знания истории создания родной письменности, истории родного языка. Этим вопросам и посвящаются материалы данного ниже мероприятия – праздника.

Предложенная форма воспитательной работы, несомненно, очень интересна, т.к. включает в себя большой познавательный материал, музыкальные фрагменты, стихи, литературные тексты, монологи, диалоги участников, элементы театрализации, эмоционально воздействует на учащихся, причем материал легко запоминается.

Цель мероприятия: возрождение и развитие традиций народной культуры путем углубления знаний обучающихся об истории русского языка.

Оборудование:

- аудиозапись колокольного звона;

- компьютерная слайдовая презентация «24 мая – День Славянской культуры и письменности»;

- плакаты с высказываниями деятелей искусства о русском языке;

- костюмы для инсценировки, свиток с буквами кириллицы;

- плакаты «финикийский алфавит», «греческий алфавит», «латинский алфавит», «кириллица»;

- русские костюмы для ведущих;

- буквы славянского алфавита.

Возрастной состав участников мероприятия: обучающиеся 5-8 классов.

1-й ведущий. Здравствуйте, люди добрые! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, нам неведомых.

Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Мечтали они написать книги, понятные славянам, и придумали славянскую азбуку. Это произошло в 863 году.

А совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским. А в 1992 году в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.


1-й чтец. Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава русской старине!


И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…


Раздается колокольный звон.


2-й чтец. По широкой Руси - нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.


3-й чтец. Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.


4-й чтец. Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

5-й чтец. Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?


Чтецы (хором). Мы – славяне!


6-й чтец. Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – россияне.

Издревле кто вы?


Чтецы (хором). Мы – славяне!


2-й ведущий (раскрывает свиток с буквами кириллицы, показывает его зрителям). И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. В честь первоучителя называют ее теперь кириллицей. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».


Под музыку выходят ребята, изображающие буквы славянской азбуки.


Аз. Здравствуйте, ребята! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «аз». Назовите слова, которые начинаются с меня. (Ответы зрителей.) Русский язык не склонен начинать слова с буквы А. Русских слов, у которых в начале стоит А, немного: слова с начальной буквой А в основном заимствованные, как и сама буква.

Буки. А теперь угадайте, как меня зовут. Верно. Меня не было в греческом алфавите, меня придумал сам Кирилл.

1-й ведущий. Встаньте рядом Аз и Буки – получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорили: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.

Веди. Здравствуйте, ребята! Меня зовут «веди». Я все знаю, про все ведаю.

Глаголь. А я буква «глаголь». Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Добро. Добрый день, ребята! Меня зовут «добро».

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть!

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Люди. А я буква «люди».

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Мыслете. Меня зовут «мыслете».

Мудрецам давно известно:

Там, где мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки,

Мастера там на все руки –

Шить, варить и рисовать.

Звонко петь и танцевать.

Рцы. Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие.

И только одна из них –

Буква рычащая. Я буква «рцы».

Недаром я собой горжусь,

Ведь я – начало слова «Русь».


1-й ведущий. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.


1-й чтец. Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

2-й чтец. Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

2-й ведущий. Ребята, а вы знаете, как родился алфавит?

Рождение алфавита.

1-й ведущий. Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Всего только одного звука.

2-й ведущий. Письменность не оставалась чем-то раз и навсегда данным. Каждый народ приспосабливал ее к своему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиться или уменьшиться. Одни приходилось изобретать, от других отказываться либо переделывать их. Постепенно буквы меняли и свой внешний облик. Начиная свою жизнь рисунком-иероглифом, многие из них изменились так, что уловить связь между ними может только специалист.

1-й ведущий. Специалисты, помогите разобраться во множестве алфавитов! Сейчас их в современном мире – десять. И обслуживают они сотни языков. Какой же был первым?

На сцену выходят ученики с плакатами «финикийский алфавит», «греческий алфавит», «латинский алфавит», «кириллица».

1-й ученик. Я – финикийский алфавит, первый настоящий алфавит. Был создан в X веке до нашей эры. Во мне 22 буквы, и все согласные. Названия букв соответствуют названию тех предметов, форму которых эти буквы первоначально напоминали. Первая буква «алеф» напоминает голову быка («алеф» - бык). Вторая буква «бет» - дом. Улавливаете, почему называется алфавит алфавитом? Да, это мои первые буквы дали ему название.


2-й ученик. Я – греческий алфавит, близкий родственник финикийского. Благодаря вам, финикийцам, мы пользуемся греческим алфавитом. Этот алфавит нам подарил Кадм, сын финикийского царя Агенора. Но мы несколько видоизменили буквы финикийского алфавита: «алеф» стала «альфой», «бет» - «бетой» и т.д. А еще добавили гласные буквы: теперь в алфавите стало 24 буквы – 7 гласных и 17 согласных. Мы, греки, изменили и направление письма – стали писать слева направо.


3-й ученик. Я – латинский алфавит. Я хочу поблагодарить вас, о дорогие родственники! Мы, римляне, переработав греческий алфавит, создали удачное письмо для нашего языка. И затем передали его многим народам. Это мы придумали заглавные и строчные буквы.


4-й ученик. Я – кириллица. И также благодарна вам, о братья мои, и моим создателям – великим Кириллу и Мефодию.


Инсценировка.

Климент. Я, климент Охридский, ученик святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских, расскажу вам житие сих великих мужей.

Бог, милостивый и щедрый, желая покаяния человеческого, во все годы и времена не перестает творить нам многую милость как изначально, так и ныне: сначала через патриархов и отцов, после них через пророков, а после через апостолов, и мучеников, и праведных мужей, и учителей, избирая их от этой многомятежной жизни.

Как сделал и для нашего поколения, воздвигнув нам таких учителей, которые просветили народ наш, ибо ум наш омрачен был слабостью, а еще более – хитростью Диавола, и не хотели мы ходить в свете Божиих заповедей.

Мефодий. Я, Мефодий, и брат мой Константин, в пострижении названный Кириллом, родились во граде Солуни. Отец наш был муж богатый и доброго рода, по имени Лев. И имел он сан военачальника. Был же благоверен и праведен, храня все заповеди Божии. И было нас семеро детей. Я – старший, а самый младший – Константин.

Климент. Было Константину 7 лет, когда увидел он сон.

Кирилл. Брате мой, видел я сон: стратиг наш, собрав всех девушек града, сказал мне: «Избери себе из них любую в супруги на помощь тебе». Я же, рассмотрев и разглядев всех, увидел одну прекраснее всех, с сияющим ликом. Я ее избрал. Имя же ее было София, то есть мудрость.

Мефодий. Однажды вышел Константин в поле на охоту, взяв с собой своего любимого ястреба, и когда пустил его, поднялся ветер, подхватил ястреба и унес. Константин же с того времени впал в уныние и печаль и 2 дня не ел хлеба, а потом сказал:

Кирилл. Такова ли есть эта жизнь, где на место радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь, что этого лучше, и в волнении жизни этой своих дней не растрачу.

Мефодий. И взялся Константин за учение, уча на память книги святого Григория Богослова. И овладел всей грамматикой, и за иные взялся науки, учился же и геометрии, и диалектике, и всем философским учениям, и риторике, и астрономии, и музыке, и так изучил их все, как ни один из учеников, так как скорость в нем с прилежанием слились, помогая одна другой.

Климент. И еще больше, чем способность к учению, проявлял он кроткий нрав: с теми беседовал, с кем это было полезно, уклоняясь от тех, кто склонен к кривым путям. И известен стал всем Константин как самый мудрый философ христианский, и называть его стали Константин Философ. А Мефодий, старший брат его, правил в это время славянским княжеством, как будто предвидя, что пошлет его Бог к славянам как учителя и первого архиепископа, чтобы научился он всем славянским обычаям.

Мефодий. Когда же провел я в том княжении много лет и увидел многие беспорядочные волнения этой жизни, сменил стремление к земной тьме на мысли о Небе и, найдя удобное время, пошел на Олимп, где живут святые отцы, постригся и облекся в черные ризы, и повиновался с покорностью, и исполнял все правила монашеской жизни, отдаваясь чтению книг.

Климент. И случилось в те дни, что Ростислав, князь славянский, послал из Моравии послов к греческому царю Михаилу.

Посол. Мы, Божию милостию, здоровы, и вот пришли к нам учители многие от итальянцев, и от греков, и от немцев, и учат нас по-разному, а мы, славяне,

люди простые, и нет у нас никого, кто бы наставил нас истине и дал нам знание. Так пошли нам такого мужа, который нас наставит всякой правде.

Михаил. Слышишь ли, философе, эту речь? Никто другой не сможет этого сделать, кроме тебя. Знаю, что ты утомлен, но подобает тебе туда идти, взяв с собой брата игумена Мефодия.

Кирилл. Тело мое утомлено и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для их языка.

Михаил. Дед мой, и отец мой, и иные многие искали их и не обрели, как же я могу их обрести?

Кирилл. Кто может написать на воде беседу? Как же без букв?

Михаил. Но если ты захочешь, то может тебе дать их Бог, что открывает стучащим и дает всем, кто просит с верою.

Климент. И пошли Константин и Мефодий, и с иными помощниками и стали на молитву. И явил Бог философу славянское письмо. И сложил Константин письмена, и стал писать слова Евангелия.

И собрали Константин и Мефодий учеников своих, и стали их учить. И перевели они книги Священного Писания и весь церковный чин, и научили их и утрени, и часам, и обедне, и вечери, и повечерию, и тайной молитве.

И отверзлись ушии глухих, чтобы услышали слова книжные, и ясна стала речь косноязычных. А Константин облекся в святой иноческий образ и стал именоваться Кириллом. И возрадовались славяне, и возблагодарили Бога, что Господь Бог даровал им письмена, чтобы могли они славить Бога на родном своем языке. (Инсценировка закончена.)


1-й ведущий. А теперь встречайте современную русскую азбуку. Кириллица претерпевала изменения с X по XX век, вплоть до 1918 г.

2-й ведущий. На страницах Букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Буквы! По порядку алфавита стройся!


1-й ведущий. Ребята, давайте проверим, как вы знаете СРЯ. Мы будем задавать вопросы, а вы дружно отвечайте!

- Сколько в русском языке гласных букв? (10)

- Из названий каких двух букв можно приготовить еду? (ка-ша, у-ха)

- Названия каких двух букв составляют эпоху? (эр-а)

- Назовите слова, в которых пишутся подряд 3 буквы е. (змееед, длинношеее)

- В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)

- Какая змея бывает наречием? (уж)

- найдите способ прочитать написанное:

к й г а и

ы и о н б

з ч м е ю

я у ш т л

(Любите наш могучий язык. Нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.)

1-й ведущий. И.С.Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

2-й ведущий. В конце нашего праздника хотелось бы, чтобы мы все вместе прочитали (спели) Гимн святым Кириллу и Мефодию, просветителям всех славян. (Стоя.)


Гимн святым Кириллу и Мефодию


Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы! (2 раза)


Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! (2 раза)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!