ПРАЗДНИК СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
(праздник для учащихся 5-6 классов)
Цель: формировать у учащихся чувство патриотизма, гражданского самосознания; расширять общественно значимые представления школьников о своей стране.
Учитель: Мы живём в стране, которая называется… (Россия.)
Россияне, русские, русичи…
Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.
Род, родился, Родина, родословная – все эти слова родственные (родственники), однокоренные.
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?
(Хором) Мы славяне!
Да, мы – славяне! И русские, и украинцы,
И болгары, белорусы, чехи, поляки,
Сербы, хорваты, словаки – все славяне.
Близки у нас и культура, и обычаи, и письменность.
Всё это вы увидите на нашем празднике.
1 уч. Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девчонкам
«Добрый дзень!» говорю.
2 уч. Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная
Отзовётся Россия.
-Здравствуй! – скажет она.
3 уч. Слышу голос родимый
Городов, деревень.
Говорит Украина:
-Добрый дэнь!
-Здоровэнько буллы!
4 уч. Слово дружбы взовьётся
Над болгарской землёй:
- Добро живота!-
Мы услышим с тобой.
5 уч. И куда ни поеду
В те ли, эти края,-
Всюду словом привета
Встретят братья, друзья.
Учитель: Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне, Скажите, кто вы?
(Хором) Мы - славяне!
В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому чёрным,
Пишут по чёрному белым.
Ручками пишут и мелом:
«Нам не нужна война!»
В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.
Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались…(рисуночные письма). Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. Например, в одной древней летописи говорится: «Нашли хазары полян в лесах, и сказали хазары: «Платите нам дань». Подумали поляне и дали с каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам. Сказали старейшины хазарские: «Не добра эта дань, мы доискались её оружием односторонним – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи, они будут брать дань с нас и других».
1 уч. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
2 уч. В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Учитель:
- Как называется запись событий по годам? (Летопись.)
- Как называется одна из первых летописей на Руси? («Повесть временных лет».)
-Как звали летописца, написавшего её? (Нестор.)
- Писал он уже буквами. Когда же появились буквы?
- Предполагают, что уже в 9 веке были книги, написанные «русскими буквами». Но до нас они не дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки «кириллицы». Почему она так называлась? (Ответы детей.)
3 уч. По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
4 уч. Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии и Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
5 уч. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Учитель: Итак, 24 мая все славяне отмечают День славянской письменности.
Сия зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению.
- Кирилл и Мефодий на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни.
Младший брат Кирилл мечтает написать книги, понятые славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянские книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат.
- Первая книга, которая переведена на славянский язык, - какая? (Евангелие.)
- Это событие произошло в… (863 году.)
- На Руси письменность пришла после крещения её. Когда это было? (в 988 году.)
- Как звали князя, который крестил Русь? (Владимир.)
С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочинённую в древности братьями- просветителями Кириллом и Мефодием.
Каждый год 24 мая славяне отмечают особый праздник – День славянской письменности.
Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря, кириллица – Это не единственная раннеславянская письменность. Многие учёные считают, что глаголица существовала ещё до Кирилла.
-Итак, 24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква славянской азбуки была простой и чёткой. Они помнили о том, чтобы человек, увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. И перевели с греческого на славянский язык основные богослужебные книги. За это братья подверглись гонениям со стороны тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на Восток. Но много лет спустя Кирилл и Мефодий были причислены православной церковью к лику святых.
1 уч. Нынче к нам на «Русский мир»
Поутру невесть откуда –
Чудо цвета изумруда! –
К нам прислали сундучок.
В малахитовых разводах
И окован серебром…
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Может в нём таится клад
И сокровища лежат?..
2 уч. Здесь, дружок, таится клад
И сокровища лежат.
А какие – угадай!
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку.
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберёшь!
Надпись хитрая гласит, Что сундук в себе таит.
(На крышке сундука надпись, в которой зашифровано слово «письменность»)
2 уч. Открываем сундучок –
В нём лежит не пятачок.
Здесь старинный русский клад:
Буквы строчками лежат.
Мы достанем их сейчас,
Познакомим с ними вас.
Первой встретим букву АЗ!
А вторая буква, БУКИ,
Не даст умереть со скуки.
Третья, ВЕДИ, всех вперёд
За собою поведёт.
А ГЛАГОЛЬ расскажет всем,
Как решить пятьсот проблем.
А ДОБРО вам принесёт
Жизнь без бед и без хлопот.
Много букв в том кладе есть –
Все вы видите их здесь.
(показывает алфавит)
В любой старинной книжице
Их можно прочитать:
ОМЕГА, ФИТА, ИЖИЦА…
А также буква ЯТЬ.
3 уч. А в сундучке ещё что-то есть! Вы узнаете что, если угадаете слово. Кирилл и Мефодий придумали это слово, составив его из названий двух славянских букв. Кто назовёт это слово? Правильно, азбука. (достаёт из сундучка азбуку). А здесь ещё и записка:
«В книгах – своя глубина.
Кто доберётся до дна,
Тот и получит в награду
Все драгоценные клады».
Учитель: А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. (ребята читают).
Так почему названная книга, по которой вы учились читать, называется азбукой?
- Почему буквы стоят именно в таком порядке?
-Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?
- Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?
Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст. (Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.
Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)
То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли. Так какая первая буква?
- АЗ.
Учитель: Не зря создана пословица: «Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки».
Дети читают пословицы об учении:
- Книга для ума что тёплый дождь для всходов.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Учитель: Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа. Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости. А теперь давайте попробуем отгадать старинные народные загадки славянских народов.
Русская: Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормился
Сделался стар,
Пеленаться стал.
Выбросили в окно –
И собакам не нужен! (Горшок)
Украинская: Нас семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные (дни недели)
Когда видишь, то её не видишь,
А когда не видишь, то её видишь. (темнота, ночь)
Чешская: Белые пчёлы на землю сели,
Пришёл огонь, их не стало. (снежинки)
Словацкая: Кого бьют по голове, чтобы ровно шёл. (гвоздь)
Белорусская: Маленький, лёгонький, а тяжко поднять (горячий уголёк)
Польская:
В нарядной одежде, а ходит босиком. (павлин)
Болгарская:
От одного очага весь свет греется. (солнце)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ученик:
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
ИГРА - КОНКУРС «СОСТАВЬ СЛОВО» (из предложенных букв составить слово)
ЗЕМЛЯ
СЛАВЯНЕ
РОДИНА
ПРАЗДНИК
Учитель:
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕРЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 5
С. КАВАЛЕРСКОЕ
Классный час в 5 -6 классах
«ПРАЗДНИК СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»
Классный руководитель: ЛИННИК
ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА