СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздники и традиции Донского казачества 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по изучению традиций донских казаков для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Праздники и традиции Донского казачества 3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники и традиции Донского казачества » составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомен­дованных или допущенных к использованию в образо­вательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской программы курса внеурочной деятельности « Традиции родного края. История и культура казачества.»(Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей. 1-11 классы. ФГОС. Бурова Наталья Владимировна, Буров Дмитрий Викторович Издательство: Учитель (2015.

Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Цель данной программы формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;

  • ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области;

  • привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;

  • развитие творческих способностей детей;

  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и хутора.

Место предмета в базисном учебном плане.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в группах в течение 1 часа 1 раз в неделю с учащимися 3 класса. 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Праздники и традиции Донского казачества»

Ученик должен:

знать:

• понятия: казачество, казак, казачье войско;

•некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества;

• как выглядели казачья хата и подворье;

• народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,       «Ой, при лужке, при лужке»;

• главные символы России: флаг, гимн, герб;

• главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка;

• особенности православного праздника – Рождества;

уметь:

• исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,  «Ой, при лужке, при лужке»;

• выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»;

• маршировать в ногу, выполнять команды: «Направо!», « Налево!»,  «Кругом!», выход из строя.

Личностные результаты обучения.

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Метапредметные результаты.

- понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты.

В коммуникативной сфере учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

В познавательной сфере обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- планировать свои действия;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Содержание программы

 Ведение. (1ч.)

Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Казачья форма, атрибутика.

История казачества(4ч.)

 Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Казачья форма, атрибутика.

Исторические  материалы: « Кто такие казаки?», «Зарождение и становление казачества», «Донское казачье войско», « Наказы казачества».

Беседа «Истоки казачьего духа», экскурсия в музей «Исторические казачества», урок-встреча «История донского казачества».Главная песня казаков.

 Казачья  старина   (3ч.)

Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. Конь – верный друг казака. Выполнение рисунков на тему «Казачья хата», оформление выставки.

 Фольклор  казачества    (4 ч.)

   Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни).

Народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,  «Ой, при лужке, при лужке», «Вечерняя». «Ой, на горе калина», «Запрягай-ка, батька ,лошадь».

Прослушивание  и просмотр аудио- и видеозаписей с песнями казачьих ансамблей.

  Казачьи символы и знаки  (6ч.)

 Главные символы России: флаг, гимн, герб. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков.

Рисование казачьих символов и знаков: нагайки и шашки. Изготовление игрушечной нагайки и шашки.

Оформление выставки рисунков и изготовленных игрушечных символов: нагайки и шашки. 

Старинный обряд «Принятие новобранца в  казачье войско» (2ч.) 

 Старинный обряд «Принятие новобранца в  казачье войско». Присяга. Заповеди казаков.

Заочное знакомство с Большим Кругом казаков – собранием казаков.

Предания старины глубокой(3ч.)

 История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанра казачьего фольклора. Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно- историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая.

Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условие быта.

 Обряды и праздники казаков (2ч.)

 Беседа «Что такое духовная жизнь человека». Первоначальное знакомство с православными обрядами и праздниками. Праздник Рождества Христова. Вербное воскресенье. Пасха.

Знакомство с русской православной иконой. Православная газета для детей «Свечечка».

  Край, в котором ты живешь(3ч.)

  Воспитать чувства любви к своей станице, своей стране, ее защитникам, к людям, прославившим России: гордости за историческое прошлое края, русского государства. Тематика занятий край, в котором ты живешь. История возникновения станицы. Памятники станицы.

 Бабушкин сундук(1ч.)

  Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети 18 столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала 19 по 1917 год. Основные элементы форменной одежды казаков.

 Казачье житейство (2ч.)

  Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Правила строительства. Отличия в планировочной структуре и внешнем оформлении курений в северной и южной частях России. Посуда.

 Казак рождался воином (1ч.)

  Обычаи, связанные с рождением сына. Обряд посвящения в казаки. Нравственное воспитание казака. Военные игры. Скачки и их роль в жизни казака. История казачьего рукопашного боя. Оружие казаков. Проводы на службу.

Тематическое плани33часа.рование.( 35 часа)

 № п/п

Наименование разделов

Количество

часов

1

Введение.

2

История  казачества

4 ч

3

Казачья старина

3 ч

4

Фольклор казачества

4 ч

5

Казачьи символы и знаки

6 ч

6.

Старинный обряд «Принятие новобранца в  казачье войско»

3 ч

7

Предание старины глубокой

3 ч

8

Обряды и праздники казаков

2 ч

9

Край, в котором ты живешь

3 ч

10

Бабушкин сундук

1 ч

11

Казачье житейство

3 ч

12

Казак рождался воином

2 ч



Календарно- тематическое планирование(35 часа)

 № уроков

уроков и разделов

Наименование разделов, тем

Количество

часов

Дата по

плану

Да-та

факт.

Приме-

чание


1.Введение1ч.

1

. 1.1

Ознакомление с понятиями: казачество, казак,

казачье войско. Казачья форма, атрибутика

1


02.09




2.

История  казачества 4ч

2

2.1

Исторические  материалы: « Кто такие казаки?»,

«Зарождение и становление казачества»,

« Наказы казачества».

1



09.09



3

.2.2

Главная песня казаков

1

16.09



4.

2.3

Урок-встреча» история Донского казачества».

Беседа «Истоки казачьего духа»


1

23.09



5.

2.4

Урок-экскурсия историко-краеведческий музей

«История казачества».

1


30.10




3.

Казачья старина 3часа

6.

.3.1


Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье


1

07.10



7

8

.3.2

3.3


Конь – верный друг казака. Выполнение рисунков на тему «Казачья хата»,

оформление выставки.

1

1

14.10

21.10




4.

Фольклор казачества 4 часа

9.

4.1



Малые жанры казачьего фольклора (загадки,

пословицы, поговорки, колыбельные песни).

1

28.10



10

11

4.2

4.3

Народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке», «Вечерняя». «Ой , на горе калина», «Запрягай-ка, батька, лошадь».

1

1


11.11

18.11



12

4.4


.

Прослушивание  и просмотр аудио- и видеозаписей с песнями казачьих ансамблей

1

25.11




5.

Казачьи символы и знаки 7ч

13.

5.1




Главные символы России: флаг, гимн, герб. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков.

1



02.12



14

15.

5.2

5.3

Рисование казачьих символов и знаков: нагайки и шашки. Изготовление игрушечной нагайки и шашки.

1

1

09.12

16.12



16

17.

18

5.4

5.5

5.6

Оформление выставки рисунков и изготовленных игрушечных символов: нагайки и шашки.

1

1

23.12

30.12

13.01



19.

5.7

Посещение школьного музея.

1

20.01




6.

Старинный обряд «Принятие новобранца в  казачье войско» 2ч

20.

6.1

Старинный обряд «Принятие новобранца в  каза

чье войско». Присяга. Заповеди казаков.

1


27.01



21

6.2


Заочное знакомство с Большим Кругом казаков - собранием казаков.

1


03.02




7.

Предание старины глубокой 3ч

22

7.1

История и специфика казачьего фольклора.

Разнообразие жанра казачьего фольклора.

1

10.02



23

7.2


Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно- историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая.

1


17.02



24

7.3

Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условие быта.

1

24.02




8.

Обряды и праздники казаков 2ч

25

8.1


Знакомство с обрядами на Дону. Праздник Ивана Купала.

1

03.03



26

8.2

Вербное воскресенье. Пасха.

1

10.03




9.

Край, в котором ты живешь. 3ч

27.

28

9.1-9.2


Край, в котором ты живешь. История возникновения станицы. Памятники станицы.

1


17.03

24.03



29.

9.3

Знакомство с сельским хозяйством нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. Встреча с известными людьми.


1


07.04



30.

9.4

Природа донской земли.

1

14.04




10.

Бабушкин сундук 1ч

31

10.1



Покрой и художественные черты одежды в

первоначальный период истории

казачества. Ее самобытность.

1

21.04




11.

Казачье житейство 3ч

32.

11.1


Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда.

1

28.04



.33.

11.2 .

Правила строительства куреня . Изготовление макета куреня

1

05.05



34

11.3

История вещей. Посуда.

1

12.05




12.

Казак рождался воином 1ч

35.


12.1


Обычаи, связанные с рождением сына.

Викторина по изученным темам.

1

19.05



С учётом выходных и праздничных дней – 35 ч.



Аннотация к рабочей программе

по внеурочной деятельности «Праздники и традиции Донского казачества» 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники и традиции Донского казачества » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 .

Программа разработана на основе авторской программы курса внеурочной деятельности « Традиции родного края. История и культура казачества.»(Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей. 1-11 классы. ФГОС. Бурова Наталья Владимировна, Буров Дмитрий Викторович Издательство: Учитель (2015)), базисного учебного плана и требований к результатам начального общего образования.

Срок реализации программы 1 год.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, хутора; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Цель данной программы формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;

  • ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области;

  • привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;

  • развитие творческих способностей детей;

  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Место предмета в базисном учебном плане.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в группах в течение 1 часа 1 раз в неделю с учащимися 3 класса. 34 часа в год.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!