СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздники народов Поволжья. Методическая разработка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного занятия по теме "Народные праздники и традиции"

Просмотр содержимого документа
«Праздники народов Поволжья. Методическая разработка»

И.Б.Ермолина,

педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 323 Невского р-на Санкт-Петербурга



Праздничные традиции народов Поволжья: Гербер, Пеледыш пайрем

(методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия для учащихся 3-4-х классов)



Цель: содействовать формированию основ духовно-нравственной культуры учащихся через приобщение к национальным традициям малых народов России

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с календарно-обрядовыми праздниками малых народов Поволжья: Гербер (Удмуртская Республика) и Пеледыш пайрем (Республика Марий Эл), народными играми.

  2. Расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас, развивать логическое мышление, коммуникативные навыки и творческие способности;

  3. Воспитывать интерес и любовь к малой Родине, уважение к ее истории и традициям через игровую деятельность.

Материалы и оборудование: большая карта России, 2 флажка с гербами республик для обозначения на карте столиц (Ижевск, Йошкар-Ола), мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентации «Природа Поволжья», «Удмуртский праздник Гербер», «Праздник красного цветка», музыкальное сопровождение (записи народной музыки, песен), карточки для игры «Переводчики», карточки с названиями праздников Гербер и Пеледыш пайрем, элементы удмуртского и марийского костюмов для детей-затейников, сундучок, реквизит для народных игр, цветок красной гвоздики в вазе.

Помещение: класс или зал со свободным пространством для игр и хороводов.

Содержание

  1. Знакомство с географическим положением и природой республик Удмуртия и Марий Эл (мультимедиа-презентация в сопровождении рассказа учителя или видеофильм).

  2. Вопросы на активизацию имеющихся представлений о сельскохозяйственных работах, орудиях крестьянского труда (плуг).

  3. Игра-задание «Переводчики»

  4. Рассказ-презентация об истории возникновения удмуртского национального праздника Гербер

  5. Удмуртские народные игры («Ворота», «Растяпа»)

  6. Задание: найти Удмуртскую Республику на карте России, обозначить флажком ее столицу (город Ижевск).

  7. Игра «Что изменилось»

  8. Квест: «Тайна красного цветка»

  9. Рассказ-презентация об истории возникновения удмуртского национального праздника Пеледыш пайрем

  10. Задание: найти Республику Марий Эл на карте России, обозначить флажком ее столицу (город Йошкар-Ола).

  11. Марийские народные игры («Игра с платком», «Бой петухов»)

  12. Завершение праздника (чаепитие с выпечкой)

Ход мероприятия

Начните с просмотра мультимедийной презентации или фильма о природе Поволжья. Расскажите и покажите учащимся, как красива и разнообразна природа средней полосы России, а затем перейдите к рассказу о республиках. В качестве музыкального фона может звучать народная мелодия.

Учитель: В самом сердце России, между Волгой и Уралом, в объятиях двух великих рек Кама и Вятка уютно расположились две маленьких республики с красивыми названиями: Удмуртия и Марий Эл. Их коренные жители – удмурты и марийцы - бережно хранят традиции своего народа. Многие из них живы и сегодня. Сегодня мы познакомимся с двумя народными праздниками. Как они называются – попробуем догадаться!

Продемонстрируйте изображение вспаханной земли, плуга

Задайте наводящие вопросы:

  1. Какое время года изображено на иллюстрации? (весна) Как вы догадались?

  2. Как называется это орудие труда? (плуг) Для чего используют плуг?

Учитель: Название удмуртского праздника вам предстоит сейчас угадать. Для этого нужно перевести русскую фразу на удмуртский язык. По-русски название праздника – «после плуга». На удмуртском языке «плуг» - «геры», «после» - «бере». Вы-переводчики!

Игра-задание «Переводчики» (рассмотрите разные варианты словосочетаний, отметьте то, что наиболее близко к названию праздника – Гербер)

Далее познакомьте детей с историей возникновения праздника, используя видеоряд. Примерное содержание рассказа:

«После плуга» - именно так переводится Гербер с удмуртского языка. Зародился праздник в глубокой древности как языческий обряд. С момента, когда с поля уходил последний землепашец, земля считалась беременной и ранить ее плугом или лопатой было нельзя.

Первоначально у Гербера не было определенной даты, но проходил он всегда в последние дни летнего солнцестояния, когда совсем немного времени остается до сенокоса и крестьянин может сделать небольшую передышку, чтобы обратиться к богам с молитвой о хорошем урожае. Удмурты просили богов Инмара и Кылдысина о добром урожае: «чтобы из одного зернышка выросло тридцать колосьев, чтобы белка не смогла обежать наше поле». Обязательными были действа: обход поля и жертвоприношение. В жертву язычники приносили бычка, купленного на пожертвования всей общины. Жрецы закалывали его недалеко от хлебного поля, а затем мясо добавляли в обрядовую кашу, сваренную из зерна всех видов: ячменя и овса, пшена и гречки. А уж после трапезы начинались песни, танцы, игры, хороводы, конные состязания, купание в реке и катание на качелях. Парни на Гербере присматривали себе невест, демонстрировали ловкость и силу, а девушки старались показать свою красоту и лучшие наряды.

В XVIII веке под влиянием христианства, Гербер, как и другие языческие обряды, был приурочен к дням церковных праздников и стал отмечаться в Петров день, 12 июля.

Сегодня Гербер – давно не религиозный праздник. В гости к удмуртам охотно приезжают татары и марийцы, русские и башкиры, соседи-пермяки. Радугой красок национальных костюмов расцвечен цветущий луг, нескончаемой рекой льются песни, кружатся хороводы. Молодые парни участвуют в скачках на лошадях, где победителю в качестве приза вручаются вышитые полотенца и кисеты. И сейчас на этом празднике варят обрядовую кашу и угощают ею всех желающих. Тот, кто хоть раз побывал на Гербере, никогда не забудет, как умеет веселиться народ, какие мелодичные складывает песни, какие красивые вещи может делать своими руками…

Продолжением знакомства с праздником Гербер может стать мини-игровая программа с удмуртскими народными играми. Заранее подготовленный ребенок-затейник (им может быть учащийся средней или старшей школы) рассказывает содержание и правила игр, выполняет роль ведущего. Хорошо, если на затейнике будет надет узнаваемый элемент удмуртского национального костюма (на девочке-сарафан, монисто, на мальчике – рубаха-косоворотка. Обращайте внимание детей на интересное звучание названий игр, напоминайте о соблюдении правил игры и техники безопасности во время бега. Не стесняйтесь играть вместе с детьми - это сближает! Примеры народных игр приводятся ниже.

Капка улти потаса «Ворота» (удмуртская народная игра)

Дети, взявшись за руки, парами образуют круг. Одна пара встает в середине круга. Включается удмуртская плясовая мелодия, например, «Ялыке». Пара, стоявшая в середине круга, под музыку бегает к «воротам» (стоящие в паре поднимают сцепленные руки, образуя ворота), пробегает под «воротами», остается на месте «ворот». А та пара, которая изображала ворота, бежит к другим «воротам». Таким образом дети бегают до остановки музыки. Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет. Далее все начинается сначала.

Небыльток «Растяпа» (удмуртская народная игра)

Дети стоят в кругу в парах по двое: один впереди, другой – сзади. Один ребенок (водящий) остается в кругу – это «растяпа». Как только зазвучит удмуртская мелодия, «растяпа» начинает плясать. Танцуя, проходит по кругу и движениями приглашает всех, кто стоит в паре впереди, следовать за ним, повторяя его движения. Каждый приглашенный заходит в круг и начинает танцевать. Оставшиеся в наружном кругу хлопают в ладоши. Музыка внезапно останавливается, и каждый, кто танцевал, старается найти себе пару, встав за теми, кто стоит во внешнем кругу. Кто остался без пары, становится «растяпой». Остальные дружно скандируют: «Небыльток, экты!» («Растяпа, спляши!») Все повторяется сначала.

Для того, чтобы дети успокоились после подвижных игр, предложите им найти на карте России Удмуртскую Республику и обозначить флажком ее столицу - Ижевск. Обратить внимание на отличительные особенности герба Удмуртии.

Когда дети выполнят задание, предложить осмотреться вокруг. Задайте вопрос: что нового появилось, пока рассматривали карту? (Появился красный цветок, которого до этого не было). Почему появился красный цветок гвоздики? Может быть, это какой-то знак?

Предложите детям пройти квест: «Тайна красного цветка». Результат поисков – табличка с названием: "Йошкар пеледыш пайрем" (Праздник красного цветка).

Расскажите учащимся об истории марийского праздника с таким названием. Примерный текст для сопровождения презентации приводится ниже.

Пеледыш пайрем (Праздник красного цветка) – один из самых любимых и почитаемых праздников в республике Марий Эл. Он довольно молодой, т.к. был создан в 2010 году во времена зарождения Советского Союза. Главным идейным вдохновителем праздника стал марийский поэт, учитель, драматург и общественный деятель Александр Конаков из села Сернур. Почему праздник красного цветка? Потому, что красный — цвет революции: Красная Армия, красное знамя, красные победили белых, объясняла газета того времени. Пеледыш пайрем должен был стать новым советским праздником. В день празднования первого праздника улицы были украшены лозунгами и портретами руководителей коммунистической партии. Жители с песнями пришли на митинг, на котором шла речь о новой жизни. После митинга провели спортивные соревнования. На следующий день агитаторы зажгли факел и отправились в соседние деревни, где провели концерты и лекции. А через 20 лет праздник почему-то вдруг запретили! Спустя некоторое время решено было по-новому возродить ежегодное его празднование. Дата праздника несколько раз менялась. Лишь в наши дни ему вернули прежнюю, привычную марийскому народу дату – третью субботу июня. Именно в этот период заканчиваются основные полевые работы в сельской местности, и, значит, можно сделать небольшую передышку и отдохнуть. Праздник делится на 2 части: торжественную и развлекательную. В официальную часть включают церемонию торжественного поднятия флага, подведение итогов весенне-полевых работ. В развлекательной части этого праздника обязательно присутствуют увлекательные игры, концерты, выступления лучших местных творческих коллективов. Самое массовое празднование организуют в столице Марий Эл - Йошкар-Оле. Там проходит веселое народное гуляние.

Предложите детям найти на карте России республику Марий Эл и обозначить флажком с гербом столицу – Йошкар-Ола. Обратить внимание на особенности герба.

Ребенок-ведущий , одетый в костюм с элементами народного марийского, приносит сундучок с реквизитом для игр.

Проведите мини-игровую программу с использованием марийских народных игр.



Савыц дон мадмаш  «Игра с платком» (марийская народная игра)

Массовая игра, в игре принимают участие от 10 и более детей. Большой платок растянут по диагонали. Первый ведущий держит за уголок с высоко поднятой рукой, второй игрок держит за уголок, опустив руку. Между ними стоят дети. Тот, кто держит платок за нижний угол, обегает круг каруселью. Играющие дети, оказываясь под платком, дети должны приседать, чтобы не коснуться платка. Коснувшийся – выбывает. Побеждают самые ловкие!

Агытан кучедалмаш "Бой петухов" (марийская народная игра)

Играют от 2 до 20 человек. Игроки  делятся на две команды. Команды выстраиваются в две шеренги одна против другой на расстоянии 1 м. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене, за спиной двумя руками. По сигналу  ведущего соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. Кому удастся вывести своего соперника из равновесия (соперник стал на обе ноги), тот выходит из игры.

  В заключение задайте детям вопросы на рефлексию:

  1. Что нового вы сегодня узнали?

  2. О чем хотелось бы узнать подробнее?

  3. Чем похожи праздники, о которых мы говорили сегодня?

  4. Чем они отличаются друг от друга?

  5. Какие игры вы запомнили?

  6. Какая из них понравилась больше? Почему?

  7. Для чего нужны праздники?

Подведите итог вместе с детьми: народные праздники украшают и обогащают наш досуг, сближают людей разных национальностей, укрепляют дружбу, учат любить свою Родину, уважать и хранить ее традиции.

Заканчивается мероприятие чаепитием с выпечкой (удмуртские перепечи, марийские пирожки).

В качестве рефлексии и с целью закрепления материала (советы педагогу):

В свободное от уроков время предложите учащимся нарисовать афишу одного из двух праздников (по желанию), устройте выставку-конкурс афиш.

Используйте разученные народные игры для организации детского досуга на перемене, во время прогулок, в группе продленного дня.













Приложение



Герб Удмуртской Республики

Герб Марий Эл



Полезные ссылки

1.Картотека удмуртских народных игр

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-udmurtskih-narodnyh-igr.html

2.Удмуртские песни

https://zaycev.net/musicset/udmurtfolk.shtml

3. Удмуртская плясовая

https://ipleer.fm/song/23232931/Udmurtskaya_-_plyasovaya/

4.Урок-игра для учащихся младшего школьного возраста «Путешествие в страну удмуртского фольклора»

https://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-v-stranu-udmurtskogo-folklora.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!