- Осмысление.
|
- Кроссвордный диктант «Проверяю себя»
Глоссарий для учителя. В отличие от работы с настоящим кроссвордом кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Учитель читает толкование слова, указывая количество букв в слове-ответе, а учащиеся записывают под порядковым номером отгаданное слово. Таким образом, проверяется знание грамматического раздела, усвоение терминов, их написание.
1) Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания. (9 букв)
2) Правила постановки знаков препинания изучает. (10 букв)
3) Состоит из главного и зависимого слова. (14 букв)
4) Предложения, в которых содержится вопрос. (14 букв)
5) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо. (17 букв)
6) Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим. (13 букв)
7) Предложения, которые мы произносим с особым чувством.(15 букв)
8) Разговор двух или более лиц. (6 букв)
9) Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что? (10 букв)
10) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (10 букв)
11) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда, обозначает время, место, способ действия. (14 букв)
- Определите термины, относящиеся к теме «Предложение»
- Укажите, по каким критериям можно охарактеризовать предложение при помощи их.
- Назовите главный отличительный признак предложения.
- Работа с таблицей «Главные члены предложения. Способы их выражения»
1,2-я группа.
Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащее, указать способ выражения подлежащего. Сделать сообщение на основе выполненной работы о подлежащем.
Укажите подлежащее
|
Определите способ выражения подлежащего
|
- Редела тень
|
|
- Провожающие собрались на перроне.
|
|
- Восемь делится на два
|
|
- Трое вышли на улицу.
|
|
- Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин)
|
|
- Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)
|
|
- Жить – Родине служить. (Пословица)
|
|
- Стаи воробьев купались в луже
|
|
- Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.
|
|
- На уборку урожая вышли от мала до велика.
|
|
3,4-я группа.
Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого. Сделать сообщение на основе выполненной работы о сказуемом.
Укажите сказуемое
|
Определите вид и способ выражения сказуемого
|
- Деревья быстро пожелтели.
|
|
- Мальчик начал волноваться сильнее.
|
|
- Преподаватель словесности строг.
|
|
- Кинофильм очень интересный
|
|
- «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.
|
|
- Утро было раннее.
|
|
- Озеро как зеркало.
|
|
- Два плюс три будет пять.
|
|
- Вечером море было черного цвета.
|
|
- Мы продолжаем готовиться к ЕНТ.
|
|
- Составить постер «Предложение» (по строению грамматической основы).
- Из данных предложений выписать грамматические основы, определить тип предложения по строению основы (можно использовать для постера в качестве примеров).
Осень. Город и людей как будто подменили. Отправляюсь на прогулку в лес. Тихо и торжественно в осеннем лесу. Тонкие паутинки висят в неподвижном воздухе. Налетает сильный ветер и гонит по дороге желтые листья. Потянуло холодом. Сижу под елкой на поляне и слушаю шорох листьев. Друг мой, поспеши в лес, не прогляди осеннюю сказку.
- Лингвистические задачи для групп.
- Я прочитаю вам слова М.В.Ломоносова об одном из видов односоставных предложений.
Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…
Определите, о каком?
- К нам пришло прошение от лингвиста А.М.Пешковского рассмотреть следующий вопрос.
(Читается письмо, заранее положенное на одну из парт)
Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое.
Какой вопрос просит рассмотреть А.М.Пешковский?
- Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях:
«Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений».
- Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко мысль автора.
Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?
- Метод «Реставрация».
- На практике попробуйте преобразовать двусоставные предложения в односоставные.
Зима-ворожея царствует. - Зима.
Лес сказочно красив. - Сказочная красота!
Метель открыла свою кладовую и
укрыла все снегом. - Все замело, заснежило.
Кругом ослепительно белое убранство. - Белым-бело.
Лишь закат бросает пурпурные блики на снег. - Вечереет.
На небе появились первые звезды, и ночь - Зазвездило, и ночь начинает
начинает опускаться на землю. опускаться на землю.
- Чаще всего назывные и безличные предложения используются в публицистическом, разговорном и художественном стилях. Они произносятся с интонацией сообщения. Использование таких предложений в речи зависит от того, какой информацией располагает говорящий.
- Метод «Мастерская будущего»
- Сейчас посмотрим, как с помощью односоставных предложений вы выразите свои мысли. Вы - художники-пейзажисты. Используя различные виды односоставных предложений, нарисуйте картину «Зимнее утро».
|
Учащиеся записывают под порядковым номером отгаданное слово.
Ответы: 1. Синтаксис. 2. Пунктуация. 3. Словосочетание. 4. Вопросительные. 5. Повествовательные. 6. Побудительные. 7. Восклицательные. 8. Диалог. 9. Подлежащее. 10. Дополнение. 11. Обстоятельство.
Отвечают на поставленные вопросы.
Выполняют задание в группе
Взаимопроверка работы – прием «Посол»(презентация работы в экспертной группе, которая выполняла другое задание)
Составляют постер из предложенных карточек, иллюстрируют теоретический материал постера предложениями из текста.
Решают устно лингвистические задачи.
- Это высказывание об определённо-личных предложениях – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно.)
- А.М.Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределённо-личных предложениях – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо).
- Это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил.
- С помощью назывных предложений – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем..
Преобразуют двусоставные предложения в односоставные.
Составляют текст описание пейзажа, используя односоставные предложения
|