СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложение. Грамматическая основа предложения. Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания в них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №5

Дата:________________

Предложение. Грамматическая основа предложения. Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания в них.

Цели:

  1. систематизировать и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице, об основных видах синтаксической связи; совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений, правильно ставить знаки препинания внутри простого предложения;
  2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; активизировать познавательную деятельность; стимулировать и развивать мыслительные процессы;
  3. способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Синтаксис», используют соответствующие термины; различают в предложении главные и второстепенные члены предложения; опознают подлежащее и сказуемое, выраженные разными частями речи, синонимию односоставных и двусоставных предложений; конструируют и уместно употребляют в речи односоставные и двусоставные предложения, в которых главные члены выражены разными частями речи; соблюдают основные синтаксические нормы русскоголитературного языка.

Оборудование:

учебник, учебные тексты, раздаточный материал для работы в группах

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вызов.
  1. Приветствие учащихся.
  2. Деление на группы.
  3. Выход на тему. Целеполагание.

- Расшифровать слово, чтобы определить, о чём сегодня пойдёт речь на уроке:

  • Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.
  • Существует очень много его видов.
  • По-казахски это сойлем .
  • По-английски это sentense.

- Итак, это слово «предложение». А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

  1. Ассоциативная карта «Предложение»

Приветствуют учителя.

Делятся на группы (на карточках написаны словосочетания разных видов подчинительной связи и сочетания слов – учащиеся определяют по содержанию карточки свою группу)

  1. Согласование
  2. Управление
  3. Примыкание
  4. Сочетание слов

Определяют тему урока, формулируют цели урока и критерии успешности.

Составляют ассоциативную карту «Предложение»

  1. Осмысление.
  1. Кроссвордный диктант «Проверяю себя»

Глоссарий для учителя. В отличие от работы с настоящим кроссвордом кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Учитель читает толкование слова, указывая количество букв в слове-ответе, а учащиеся записывают под порядковым номером отгаданное слово. Таким образом, проверяется знание грамматического раздела, усвоение терминов, их написание.

1) Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания. (9 букв)

2) Правила постановки знаков препинания изучает. (10 букв)

3) Состоит из главного и зависимого слова. (14 букв)

4) Предложения, в которых содержится вопрос. (14 букв)

5) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо. (17 букв)

6) Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим. (13 букв)

7) Предложения, которые мы произносим с особым чувством.(15 букв)

8) Разговор двух или более лиц. (6 букв)

9) Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа: кточто? (10 букв)

10) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (10 букв)

11) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда, обозначает время, место, способ действия. (14 букв)

 

- Определите термины, относящиеся к теме «Предложение»

- Укажите, по каким критериям можно охарактеризовать предложение при помощи их.

- Назовите главный отличительный признак предложения.

 

  1. Работа с таблицей «Главные члены предложения. Способы их выражения»

1,2-я группа.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащее, указать способ выражения подлежащего. Сделать сообщение на основе выполненной работы о подлежащем.

Укажите подлежащее

Определите способ выражения подлежащего

  1. Редела тень
 
  1. Провожающие собрались на перроне.
 
  1. Восемь делится на два
 
  1. Трое вышли на улицу.  
 
  1. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин) 
 
  1. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)       
 
  1. Жить – Родине служить. (Пословица)          
 
  1. Стаи воробьев купались в луже
 
  1. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.
 
  1. На уборку урожая вышли от мала до велика.
 

 

3,4-я группа. 

Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого. Сделать сообщение на основе выполненной работы о сказуемом.

Укажите сказуемое

Определите вид и способ выражения сказуемого

  1. Деревья быстро пожелтели.
 
  1. Мальчик начал волноваться сильнее.
 
  1. Преподаватель словесности строг.
 
  1. Кинофильм очень интересный
 
  1. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.
 
  1. Утро было раннее.
 
  1. Озеро как зеркало.
 
  1. Два плюс три будет пять.
 
  1. Вечером море было черного цвета.
 
  1. Мы продолжаем готовиться к ЕНТ.
 
  1. Составить постер «Предложение» (по строению грамматической основы).

- Из данных предложений выписать грамматические основы, определить тип предложения по строению основы (можно использовать для постера в качестве примеров).

Осень. Город и людей как будто подменили. Отправляюсь на прогулку в лес. Тихо и торжественно в осеннем лесу. Тонкие паутинки висят в неподвижном воздухе. Налетает сильный ветер и гонит по дороге желтые листья. Потянуло холодом. Сижу под елкой на поляне и слушаю шорох листьев. Друг мой, поспеши в лес, не прогляди осеннюю сказку.

  1. Лингвистические задачи для групп.
  1. Я прочитаю вам слова М.В.Ломоносова об одном из видов односоставных предложений.

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…

Определите, о каком?

  1. К нам пришло прошение от лингвиста А.М.Пешковского рассмотреть следующий вопрос.

(Читается письмо, заранее положенное на одну из парт)

Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое.

Какой вопрос просит рассмотреть А.М.Пешковский?

  1. Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях:

«Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений».

  1. Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко мысль автора.

Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

 

  1. Метод «Реставрация».

- На практике попробуйте преобразовать двусоставные предложения в односоставные.

Зима-ворожея царствует. - Зима.

Лес сказочно красив. - Сказочная красота!

Метель открыла свою кладовую и

укрыла все снегом. - Все замело, заснежило.

Кругом ослепительно белое убранство. - Белым-бело.

Лишь закат бросает пурпурные блики на снег. - Вечереет.

На небе появились первые звезды, и ночь - Зазвездило, и ночь начинает

начинает опускаться на землю. опускаться на землю.

- Чаще всего назывные и безличные предложения используются в публицистиче­ском, разговорном и художественном стилях. Они произносятся с интонацией сооб­щения. Использование таких предложений в речи зависит от того, какой информацией располагает говорящий.

  1. Метод «Мастерская будущего»

- Сейчас посмотрим, как с помощью односоставных предложе­ний вы выразите свои мысли. Вы - художники-пейзажисты. Используя различные виды односоставных предложений, нарисуйте картину «Зимнее утро».

Учащиеся записывают под порядковым номером отгаданное слово.

Ответы: 1. Синтаксис. 2. Пунктуация. 3. Словосочетание. 4. Вопросительные. 5. Повествовательные. 6. Побудительные. 7. Восклицательные. 8. Диалог. 9. Подлежащее. 10. Дополнение. 11. Обстоятельство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

Выполняют задание в группе

Взаимопроверка работы – прием «Посол»(презентация работы в экспертной группе, которая выполняла другое задание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют постер из предложенных карточек, иллюстрируют теоретический материал постера предложениями из текста.

 

 

 

 

 

Решают устно лингвистические задачи.

  1. Это высказывание об определённо-личных предложениях – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно.)
  2. А.М.Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределённо-личных предложениях – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо).
  3. Это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил.
  4. С помощью назывных предложений – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем..

 

Преобразуют двусоставные предложения в односоставные.

 

 

 

 

 

Составляют текст описание пейзажа, используя односоставные предложения

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия «Итог».

Интерес – Что интересного было на уроке?

Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что нового на уроке я узнал (а) или повторил(а)?

Заполняют таблицу по рефлексии «Итог»

Подводят итоги по «Листу личных достижений»

Домашнее задание.

Теория &4-5. Упражнения №33,41, 50

Записывают домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Предложение. Грамматическая основа предложения. Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания в них.»

11 «Б» класс

Урок №5

Дата:________________

Предложение. Грамматическая основа предложения. Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания в них.

Цели:


  1. систематизировать и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице, об основных видах синтаксической связи; совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений, правильно ставить знаки препинания внутри простого предложения;

  2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; активизировать познавательную деятельность; стимулировать и развивать мыслительные процессы;

  3. способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Синтаксис», используют соответствующие термины; различают в предложении главные и второстепенные члены предложения; опознают подлежащее и сказуемое, выраженные разными частями речи, синонимию односоставных и двусоставных предложений; конструируют и уместно употребляют в речи односоставные и двусоставные предложения, в которых главные члены выражены разными частями речи; соблюдают основные синтаксические нормы русскоголитературного языка.

Оборудование:

учебник, учебные тексты, раздаточный материал для работы в группах

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вызов.


  1. Приветствие учащихся.

  2. Деление на группы.

  3. Выход на тему. Целеполагание.

- Расшифровать слово, чтобы определить, о чём сегодня пойдёт речь на уроке:

  • Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

  • Существует очень много его видов.

  • По-казахски это сойлем .

  • По-английски это sentense.

- Итак, это слово «предложение». А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

  1. Ассоциативная карта «Предложение»

Приветствуют учителя.

Делятся на группы (на карточках написаны словосочетания разных видов подчинительной связи и сочетания слов – учащиеся определяют по содержанию карточки свою группу)

  1. Согласование

  2. Управление

  3. Примыкание

  4. Сочетание слов

Определяют тему урока, формулируют цели урока и критерии успешности.

Составляют ассоциативную карту «Предложение»

  1. Осмысление.


  1. Кроссвордный диктант «Проверяю себя»

Глоссарий для учителя. В отличие от работы с настоящим кроссвордом кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Учитель читает толкование слова, указывая количество букв в слове-ответе, а учащиеся записывают под порядковым номером отгаданное слово. Таким образом, проверяется знание грамматического раздела, усвоение терминов, их написание.

1) Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания. (9 букв)

2) Правила постановки знаков препинания изучает. (10 букв)

3) Состоит из главного и зависимого слова. (14 букв)

4) Предложения, в которых содержится вопрос. (14 букв)

5) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо. (17 букв)

6) Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим. (13 букв)

7) Предложения, которые мы произносим с особым чувством.(15 букв)

8) Разговор двух или более лиц. (6 букв)

9) Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа: кточто? (10 букв)

10) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (10 букв)

11) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда, обозначает время, место, способ действия. (14 букв)


- Определите термины, относящиеся к теме «Предложение»

- Укажите, по каким критериям можно охарактеризовать предложение при помощи их.

- Назовите главный отличительный признак предложения.


  1. Работа с таблицей «Главные члены предложения. Способы их выражения»

1,2-я группа.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащее, указать способ выражения подлежащего. Сделать сообщение на основе выполненной работы о подлежащем.

Укажите подлежащее

Определите способ выражения подлежащего

  1. Редела тень


  1. Провожающие собрались на перроне.


  1. Восемь делится на два


  1. Трое вышли на улицу.  


  1. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин) 


  1. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)       


  1. Жить – Родине служить. (Пословица)          


  1. Стаи воробьев купались в луже


  1. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.


  1. На уборку урожая вышли от мала до велика.



3,4-я группа. 

Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого. Сделать сообщение на основе выполненной работы о сказуемом.

Укажите сказуемое

Определите вид и способ выражения сказуемого

  1. Деревья быстро пожелтели.


  1. Мальчик начал волноваться сильнее.


  1. Преподаватель словесности строг.


  1. Кинофильм очень интересный


  1. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.


  1. Утро было раннее.


  1. Озеро как зеркало.


  1. Два плюс три будет пять.


  1. Вечером море было черного цвета.


  1. Мы продолжаем готовиться к ЕНТ.


  1. Составить постер «Предложение» (по строению грамматической основы).

- Из данных предложений выписать грамматические основы, определить тип предложения по строению основы (можно использовать для постера в качестве примеров).

Осень. Город и людей как будто подменили. Отправляюсь на прогулку в лес. Тихо и торжественно в осеннем лесу. Тонкие паутинки висят в неподвижном воздухе. Налетает сильный ветер и гонит по дороге желтые листья. Потянуло холодом. Сижу под елкой на поляне и слушаю шорох листьев. Друг мой, поспеши в лес, не прогляди осеннюю сказку.

  1. Лингвистические задачи для групп.

  1. Я прочитаю вам слова М.В.Ломоносова об одном из видов односоставных предложений.

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…

Определите, о каком?

  1. К нам пришло прошение от лингвиста А.М.Пешковского рассмотреть следующий вопрос.

(Читается письмо, заранее положенное на одну из парт)

Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое.

Какой вопрос просит рассмотреть А.М.Пешковский?

  1. Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях:

«Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений».

  1. Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко мысль автора.

Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?



  1. Метод «Реставрация».

- На практике попробуйте преобразовать двусоставные предложения в односоставные.

Зима-ворожея царствует. - Зима.

Лес сказочно красив. - Сказочная красота!

Метель открыла свою кладовую и

укрыла все снегом. - Все замело, заснежило.

Кругом ослепительно белое убранство. - Белым-бело.

Лишь закат бросает пурпурные блики на снег. - Вечереет.

На небе появились первые звезды, и ночь - Зазвездило, и ночь начинает

начинает опускаться на землю. опускаться на землю.

- Чаще всего назывные и безличные предложения используются в публицистиче­ском, разговорном и художественном стилях. Они произносятся с интонацией сооб­щения. Использование таких предложений в речи зависит от того, какой информацией располагает говорящий.

  1. Метод «Мастерская будущего»

- Сейчас посмотрим, как с помощью односоставных предложе­ний вы выразите свои мысли. Вы - художники-пейзажисты. Используя различные виды односоставных предложений, нарисуйте картину «Зимнее утро».


Учащиеся записывают под порядковым номером отгаданное слово.

Ответы: 1. Синтаксис. 2. Пунктуация. 3. Словосочетание. 4. Вопросительные. 5. Повествовательные. 6. Побудительные. 7. Восклицательные. 8. Диалог. 9. Подлежащее. 10. Дополнение. 11. Обстоятельство.


















Отвечают на поставленные вопросы.




Выполняют задание в группе

Взаимопроверка работы – прием «Посол»(презентация работы в экспертной группе, которая выполняла другое задание)




































Составляют постер из предложенных карточек, иллюстрируют теоретический материал постера предложениями из текста.






Решают устно лингвистические задачи.

  1. Это высказывание об определённо-личных предложениях – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно.)

  2. А.М.Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределённо-личных предложениях – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо).

  3. Это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил.

  4. С помощью назывных предложений – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем..


Преобразуют двусоставные предложения в односоставные.






Составляют текст описание пейзажа, используя односоставные предложения

  1. Подведение итогов урока.


Рефлексия «Итог».

Интерес – Что интересного было на уроке?

Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что нового на уроке я узнал (а) или повторил(а)?


Заполняют таблицу по рефлексии «Итог»

Подводят итоги по «Листу личных достижений»

Домашнее задание.

Теория &4-5. Упражнения №33,41, 50


Записывают домашнее задание






















Работа с таблицей «Главные члены предложения. Способы их выражения»

1-я группа.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащее, указать способ выражения подлежащего. Сделать сообщение на основе выполненной работы о подлежащем.

Укажите подлежащее

Определите способ выражения подлежащего

  1. Редела тень


  1. Провожающие собрались на перроне.


  1. Восемь делится на два


  1. Трое вышли на улицу.


  1. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин)


  1. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)


  1. Жить – Родине служить. (Пословица)


  1. Стаи воробьев купались в луже


  1. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.


  1. На уборку урожая вышли от мала до велика.


Работа с таблицей «Главные члены предложения. Способы их выражения»

3-я группа. 

Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого. Сделать сообщение на основе выполненной работы о сказуемом.

Укажите сказуемое

Определите вид и способ выражения сказуемого

  1. Деревья быстро пожелтели.


  1. Мальчик начал волноваться сильнее.


  1. Преподаватель словесности строг.


  1. Кинофильм очень интересный


  1. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.


  1. Утро было раннее.


  1. Озеро как зеркало.


  1. Два плюс три будет пять.


  1. Вечером море было черного цвета.


  1. Мы продолжаем готовиться к ЕНТ.




Метод «Реставрация».

- На практике попробуйте преобразовать двусоставные предложения в односоставные.


Двусоставные предложения

Односоставные предложения

Зима-ворожея царствует.


Лес сказочно красив.


Метель открыла свою кладовую и укрыла все снегом.


Кругом ослепительно белое убранство.


Лишь закат бросает пурпурные блики на снег.


На небе появились первые звезды, и ночь начинает опускаться на землю.

























Подведение итогов урока. Рефлексия «Итог».


Интерес

– Что интересного было на уроке?


Творчество

– Какие творческие работы вы выполняли?


Обучение

– Чему вы научились?


Главное

– Что нового на уроке я узнали или повторили?



Подведение итогов урока. Рефлексия «Итог».


Интерес

– Что интересного было на уроке?


Творчество

– Какие творческие работы вы выполняли?


Обучение

– Чему вы научились?


Главное

– Что нового на уроке я узнали или повторили?


Подведение итогов урока. Рефлексия «Итог».


Интерес

– Что интересного было на уроке?


Творчество

– Какие творческие работы вы выполняли?


Обучение

– Чему вы научились?


Главное

– Что нового на уроке я узнали или повторили?



Подведение итогов урока. Рефлексия «Итог».


Интерес

– Что интересного было на уроке?


Творчество

– Какие творческие работы вы выполняли?


Обучение

– Чему вы научились?


Главное

– Что нового на уроке я узнали или повторили?























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!