СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 8 классе. "Предложения с прямой речью"

Просмотр содержимого документа
«Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.»

Урок русского языка в 8-м классе "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них"

Цели:

  • уточнить, какие существуют способы передачи чужой речи;

  • повторить знаки препинания при прямой речи, стоящей до и после слов автора;

  • узнать два новых правила расстановки знаков препинания при прямой речи;

  • отрабатывать умение расставлять знаки препинания;

  • развивать речь, мышление;

  • воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока

Этап урока

Учитель

Ученик

Организационный момент



Постановка учебной задачи


1.Чтение учителем стихотворения.

Как-то раз один король дал приказ посыльным,

Передать в народ закон быстро, как на крыльях.
И они, не записав царское посланье,
Поскакали исполнять это приказанье.
По дороге тот закон позабыв частично,
Каждый высказал лишь то, что запомнил лично.
И не понял их народ, высказал укор,
Но не смог узнать закон точно до сих пор.
Сделать вывод нам, друзья, очень точный можно –
Передать чужую речь, не напутав, сложно.


Формулировка темы и цели урока

Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «чужая речь», способами ее передачи, вспомним предложения с прямой речью, повторим пунктуационные правила.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.


Объяснение нового материала

- Как вы думаете, что такое чужая речь?

В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи. Это:

а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».;

б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней.

в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.; 

г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

Повторения сведений о предложениях с прямой речью

1. Работа с учебником 
Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.
Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений. В них передаётся не только содержание чужой речи, но и её форма. Например:
Капитан крикнул (слова автора): «Купаться!» (прямая речь) (Л. Т.)
«Вернитесь! Акула» (прямая речь) - закричал артиллерист (слова автора) (Л. Т.)
Прямая речь заключается в кавычки.
Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора. Если она стоит перед словами автора, то ставится тире.
Если слова автора обозначить буквами А (а), а прямую речь П (п), то правила пунктуации в предложениях с прямой речью схематически можно будет представить так:
1. А: «П».             2. А: «П!»             3. А: «П?»             
4. «П», - а.            5. «П!» - а.            6. «П?» - а.
Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак – см. схемы 1-3, 5-6).
Исключение из этого правила составляет случай, когда прямая речь – повествовательное предложение, а слова автора стоят после неё (см. схему 4). Тогда вместо точки и тире после прямой речи ставится запятая и тире.

2. Запись предложений на доске обучающимися и их проверка        
- Подумав немного, капитан сказал: «Кажется, всё рассчитано, взвешено и оценено».
- «Ему, однако же, не стоит терять времени по-пустому», - заметил отец.

3. Фронтальная опрос (беседа по вопросам)
-
Что такое прямая речь?  

- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?  






- Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?  





- Как пишется прямая речь?  



- От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? 

- Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора?  
- Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора:    А: ,,П”.  А: ,,П!”  А: ,,П?” 
- Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами автора: 
,,П”, - а.   ,,П!” – а.    ,,П?” – а. 

4. Слово учителя
Прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном.































































- это точная передача чужого высказывания.

-состоит из двух частей: слов автора (А, а) и собственно чужой речи («П»)



- прямая речь может стоять до и после слов автора; слова автора могут стоять до и после прямой речи: 
,,П”, - а.
- А: ,,П”.

- прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы.

- в каком порядке идут прямая речь и слова автора.

Физминутка



Закрепление изученного материала

1. а) Составить и записать в тетрадь предложения по схемам


I ряд:    А: ,,П”.     ,,П”, - а.   
II ряд:   А: ,,П!”    ,,П!” – а.    
III ряд: А: ,,П?”    ,,П?” – а.


б) Проверка

2. Переписать предложения, расставить недостающие знаки препинании, начертить схемы.

1.  Никуда я не поеду ответил Тема вздохнув и встав напра­вился в кабинет (Н. Гарин-Михайловский).

 2. Что с тобой делается сказал подходя ко мне Володя с ужасом и удивлением видевший мой по­ступок(А, Толстой). 

3. Известный американский писатель Эрнест Хемин­гуэй писал Мир хорошее место и за него стоит драться и очень не хочется его покидать .





3. Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.

1. Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.

2. Извините за беспокойство. Не могли бы Вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?

3. Добрый вечер! Давайте познакомимся. Меня зовут Иван Фёдорович.


Слова для справок:

  1. Произнес незнакомый голос.

  2. Обратился ко мне прохожий.

  3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе.

Обучающиеся читают составленные предложения в соответствии с правилами произношения предложений с прямой речью.





1. «Никуда я не поеду», - ответил Тема, вздохнув, и, встав, напра­вился в кабинет (Н. Гарин-Михайловский).

 2. «Что с тобой делается?»-сказал, подходя ко мне, Володя, с ужасом и удивлением видевший мой по­ступок(А, Толстой). 

3. Известный американский писатель Эрнест Хемин­гуэй писал: «Мир - хорошее место, и за него стоит драться, и очень не хочется его покидать».

Рефлексия



Выставление оценок



Задание на дом

Параграф 43, упражнение 384




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!