СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет хирургия и основы реаниматологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты по хирургии

Просмотр содержимого документа
«Предмет хирургия и основы реаниматологии»

МЕТОДЫ АНТИСЕПТИКИ. ГРУППЫ АНТИСЕПТИКОВ


ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1


Дата  согласно календарно-тематическому плану на 2014/2015 учебный год


Количество часов:   2


Тема учебного занятия:  Принципы и методы антисептики. Группы антисептиков


Тип учебного занятия:  урок изучения нового учебного материала

Вид учебного занятия:  лекция, беседа, рассказ

Цели обучения, развития и воспитания: научить применять знания о современных антисептических средствах в практической деятельности медсестры. 

Формирование:  знаний по заданной теме. Вопросы: см.текст лекции

- Принципы и методы антисептики

- Группы антисептиков

Развитие:  самостоятельного мышления, воображения, памяти, внимания, речи учащихся (обогащение словарного запаса слов и профессиональных терминов)

Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).

В результате усвоения учебного материала учащиеся должны: получить теоретические знания по заданной теме путем восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний; знать область применения современных антисептических средств; 

Материально-технического обеспечение учебного занятия: ситуационные задачи, тесты, нормативные документы, оборудование учебной комнаты

Междисциплинарные и внутри дисциплинарные связи: гигиена и санитария - нормативы, фармакология - антисептики 

Актуализировать следующие понятия и определения: санитарно-противоэпидемический режим, антисептика


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационно-воспитательный момент:  проверка явки на занятия, внешний вид, средства защиты, одежда, ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут.

2. Опрос учащихся - 10 минут. 

3. Ознакомление с темой, вопросами, постановка учебных целей и задач - 5 минут:

4. Изложение нового материала (беседа) - 40 минут

5. Закрепление материала - 5 минут:  

6. Рефлексия - 10 минут.      

7. Задание на дом - 5 минут.                 Итого: 80 минут.




Литература:

        ОСНОВНАЯ

1. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Общая хирургия.- Минск: Выш.шк., 2008 г.

2. Грицук И.Р. Хирургия.- Минск: ООО «Новое знание», 2004 г. 

        ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
3. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии.- Санкт- Петербург: Паритет, 2002 г.

4. Л.И.Колб, С.И.Леонович, Е.Л.Колб  Сестринское дело в хирургии, Минск, Выш.школа, 2007










ТЕКСТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЕ


Тема 1.3. Методы антисептики. Группы антисептиков


Принципы и методы антисептики

Антисептика - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение  микробов, их спор и токсинов в макроорганизме. 

Методы современной антисептики и кто считается их основателями.

Для профилактики и лечения местных инфекционных болезней и сопутствующей им септикопиемии с древних времен использовали антисептические средства. Современному хирургу трудно представить доантисептичний период, когда от инфекции умирало много больных. Еще Н.И.Пирогов отмечал, что большая часть раненых умирает не столько от самих повреждений, сколько от госпитальной заразы. В прошлом на основе эмпирического опыта, а в дальнейшем и на основе научных исследований хирургами применялись многообразные средства для профилактики и лечения хирургической инфекции. Масштабы их применения со времен И.Ф.Земельвейса, Джозефа Листера, Н.И.Пирогова, Д.К.Заболотного начали нарастать. В первой половине ХХ века антисептики стали одними из самых распространенных средств для профилактики и лечения инфекционных заболеваний.

Антисептика имеет чрезвычайно большое значение для хирургии. Разработка антисептики как метода открыло новую эру в хирургии, дала возможность для развития новых хирургических направлений - кардиохирургии, микрохирургии, трансплантации органов, и тому подобное.

Виды антисептики

- Механическая

- Физическая

- Химическая

- Биологическая

Механическая:

- Удаление сгустков крови

- Удаление инородных тел

- Удаление омертвевших тканей

Физическая:

- Гипертонические растворы

- Гидрофильные основы

- Дренирование

- Гипертермия

- Гипотермия

- УВЧ

- СВЧ

- Ультрафиолетовое излучение

- Лазерное излучение

- Ультразвук

Биологическая:

- Антибиотики

- Протеолитические ферменты

- Бактериофаг

- Имуннологические средства (анатоксины, гиперимунная плазма, сыворотки, гамаглобулины)

- Неспецифические стимуляторы иммунитета

Комбинированная:

- Неорганические вещества

- Биоорганические вещества и их синтетические аналоги  

- Органические соединения синтетической природы 


Группы антисептиков

Классификация антисептиков (А.П.Красильников, 1995)

По происхождению: неорганические вещества, биоорганические вещества и их синтетические аналоги, органические соединения синтетической природы.

По химической структуре: галогены и их органические и неорганические производные, неорганические и органические кислоты и их производные, перекись водорода и перманганат калия, альдегиды, спирты, тяжелые металлы и их органические и их неорганические соли, красители, фенол и его производные, 8-оксихинолоны, 4-хинолоны, нитрофураны, сульфаниламиды, имидазолы, четвертичные амониевые аналоги, вышие жирные кислоты, антисептики растительного и животного происхождения, антибиотики синтетического происхождения, иммобилизованые антисептики.

По направлению действия: антибактериальные, антигрибковые, антивирусные, антипаразитарные.

По механизму действия: деструктивные, окислители, мембраноатакующие, антиферментные, антиметаболические.

По спектру антимикробного действия: универсальные, широкого спектра действия, умеренного спектра действия, узкого спектра действия.

По конечному эффекту: микробоцидные, микробостатические, микробостатично-цидные, снижающие численность микробных популяций.

По составу: монопрепараты, комплексные, многокомпонентные.

По цели: профилактические, терапевтические, профилактично-терапевтические, бинарные, многоцелевые.

По месту апликации: раневые, кожные, пероральные, офтальмологические, ЛОР, урологические, генитальные, стоматологические, ингаляционные, те, которые поступають в зону действия по кровеносной или лимфатической системе.

Классификация антибиотиков по механизму действия и химической природе

Ингибиторы синтеза бактериальной стенки: беталактамные антибиотики - пенициллины (безнзилпенициллина натриевая, калиевая и новокаиновая соли, бицилин-1 -3, -5, феноксиметилпенициллин, ампициллин, карбенициллин, карбециллин) и цефалоспорины (цефалоспорин, цефазолин цефалексин); ванкомицин.

Ингибиторы синтеза белка на уровне рибосом: аминогликозиды (стрептомицин, неомицин, мономицин, канамицин, пентамицин, сизомицин, амикацин); тетрациклины (тетрациклин, окситетрациклин, хлортетрациклин, морфоциклин, метациклин, доксициклин); нитробензолы (левомицетин); стероиды (фузидин-натрий); макролиды (эритромицин, Олеандомицин); пиранозид (линкомицин).

Ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот: рифамицини (рифамицин SV, рифампицин).

Антибиотики, которые нарушают молекулярную организацию и функции клеточных мембран: полиеновые (нистатин, леворин), циклические декапептиды (грамицидин, полимиксина М сульфат).


Принципы антибиотикотерапии:

- Учет показаний и химиотерапевтического действия препарата;

- Учет возможных противопоказаний;

- Раннее назначение;

- Оптимальная доза - создание постоянной бактериостатической или бактерицидной концентрации;

- Ограничение профилактического назначения антибиотиков;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!