СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет: музыка Класс: 1 УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Уровень обучения: базовый Тема "Сочини мелодию"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Сочини мелодию"

Просмотр содержимого документа
«Предмет: музыка Класс: 1 УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Уровень обучения: базовый Тема "Сочини мелодию"»


Предмет: музыка

Класс: 1

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Уровень обучения: базовый

Урок № 6.

Тема урока по музыке для 1 класса: «Сочини мелодию»

Цели урока:

●       образовательные: познакомить с вариантами сочинения мелодий; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности;

●       развивающие: развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

●       воспитательные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Разрешаю тихо сесть.

Тсссс, секреты мира здесь.

Прозвенел уже ... (звонок),

Начинается ... (урок) –

Интересная наука

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш – ... музыка!

II. Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку (слово-отгадку скажем хором):

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я – 
…(осень)

-Назовите признаки осени. Хором назовём осенние месяцы.

-Осень – прекрасное время года! Объясните, почему?

-Какого цвета осенняя листва?

-Полюбуемся красками осени (показ фото).

-Как называется пора осени, когда листья  деревьев все становятся разноцветными? (Золотая осень)

-Почему? (Так, как преобладает жёлтый цвет)

-Все люди по-разному выражают чувства, вызванные Золотой осенью.

-Слайд 2: рассмотрите репродукцию картины Исаака Левитана «Золотая осень». («Золотая осень» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1895 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи).

 -Почему так называется? (беседа)

 -А если бы вы были композиторами, какую бы мелодию сочинили, чтобы рассказать об этом пейзаже? Почему?

Физминутка:

Представьте, что вы осенние листья. Полетели, закружились. Какое явление изобразили? (Листопад)

III. Постановка проблемы.

-А вот и Муза в осеннем наряде пожаловала к нам  на урок (картинка).

-Она утверждает, что в осенней природе рождается музыка. Кто с ней согласен? Объясните.

-Какую музыку осени слышали?

-Слайд 3: отгадаем загадки Музы (прослушивание звуков листвы, улетающих журавлей, дождя).

Выключаю экран

-Сейчас вы будете оркестром, а я – дирижёром.

-Изобразим звуки дождя лёгким постукиванием карандаша. Прислушайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный:            (Учитель демонстрирует, а потом дети  повторяют)

-Это ритмический рисунок, музыка дождя.

-А вот как об осеннем дождике написала поэтесса Н. Михайлова: учебник стр. 19.

-Какие слова повторяются? Почему? (Дождь идёт)

-А теперь попробуйте спеть с разным настроением  «Дождь идёт». Слова-подсказки написаны на капельках дождя.

-Почему не получилось?

-Как вы думаете, что нужно для того, чтобы  сочинить хотя бы маленькую песенку?

-Тема урока: «Сочини мелодию». А Муза нам в этом поможет.

IV. Открытие нового.

-Кто сочиняет мелодию? (Композитор) А легко ли быть композитором? Почему?

-В первую очередь, чтобы сочинять мелодию, нужно очень любить природу, уметь наблюдать, слушать звуки природы. Так как музыка рождается в окружающем мире.

Включаю экран

-Слайд 4: таким композитором  был П.И. Чайковский. Что вы уже успели узнать о его творчестве?

-Он написал альбом «Времена года», состоящий из 12 фортепьянных пьес. Каждая музыкальная страничка посвящена отдельному времени года. (Фото)

-Послушаем фрагмент музыкальной странички «Октябрь. Осенняя песнь».

-Какими слушателями нужно быть, чтобы понять, о чём рассказывает музыка?

-Какой характер у мелодии? Почему?

Выключаю экран

-Оказывается, слушая музыку Чайковского, понимаем, что композитор, сочиняя мелодию, передаёт чувства, наделяя мелодию характеромНедаром утверждают, что мелодия – душа музыки.

-Вот сколько нужно уметь, чтобы сочинять мелодию!

Физминутка:

На ударных чтоб играть,

Надо бить, лупить, стучать! Развивайте этот дар – Чувство ритма и удар! (бьют ладонями по плечам, бокам и коленям) Чтоб освоить арфы суть, Надо руки растянуть. Чтоб до струн до всех достать, И на них легко играть. (вытягивают руки вперед, «играют» на арфе) На тарелках чтоб суметь, Чаще бей в ладони впредь (громко хлопают в ладоши) Хлопай в нужные моменты, Привыкай к аплодисментам. (аплодируют друг другу)

V. Первичное закрепление.

Включаю экран

-Слайд 5: очень любила Золотую осень А.Л. Барто (учебник стр. 18).

-Читает учитель. С чем сравнивает осенние листья?

-Назовите слово, которое повторяется в стихотворении несколько раз. Как вы думаете, почему?

-Прочитайте стихотворение так, чтобы можно услышать шорох листьев. Как называется этот приём? (Звукопись)

-Самостоятельная работа: попробуйте сочинить свою мелодию на эти стихи.

-Прочитаем слова-подсказки на осенних листочках, которые помогут правильно определить характер мелодии. (Дети сочиняют, а другие комментируют)

 -Физминутка для глаз: сильно сомкнуть веки глаз, потом поморгать.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

-Чтобы научиться сочинять мелодию, нужно уметь наблюдать за природой.

-Проверю, наблюдательны ли вы.

-Слайд 6:

-Загадки о деревьях:

1. Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это …(клён)

 

2. Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

 

3. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)

4. Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Берёза)

5. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

6. Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

 

-Налетел осенний ветер, полетели листочки, закружились, все перепутались. Нам нужно определить, с какого дерева слетели листочки.

-Будем работать в парах.

Выключаю экран

-Вспомним правила работы в парах: (слушать друг друга, не перебивать друг друга, исправлять вежливо, не обижая друг друга, не шуметь)

-Этапы работы в паре:

●       знакомство с заданием (у вас на партах лежат карточки с листьями и с названием деревьев)

●       распределение заданий внутри пары

●       обсуждение в парах

●       один из работающих в паре выполняет задание, а другой контролирует

и наоборот

●       обмениваются работами и проверяют работы друг друга

●       Включаю экран

●       ответы участников пары при коллективной проверке.

-Ещё раз повторим, какие деревья изображены на картинках.

VII. Итог урока.

-Что нужно, чтобы научиться сочинять мелодию? (Учиться наблюдать за природой, надо  быть хорошим слушателем, уметь выражать чувства при помощи музыки, фантазировать, умело исполнять музыкальное произведение)

Исполним песню «Скворушка прощается» (Сл. М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко)

      -Но сначала вспомним правила пения:

●       пой спокойно, не кричи

●       слушайте друг друга

●       внимательно слушай музыку

●       произноси чётко согласные звуки, тяни гласные

●       пой выразительно

●       начинай и заканчивай песню по знаку учителя

●       дыши через нос, выдыхай медленно через рот, чтобы дыхания хватило на всю музыкальную фразу (дыхательная гимнастика)

-Какой характер у мелодии? Почему?

          -Что нового узнали на уроке?

          -Кем были на уроке? ( Композиторами, исполнителями, слушателями)

        

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!