СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предмет «Музыка» в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования третьего поколения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены ключевые положения ФГОС ОО 2021 г., его требования к предмету "Музыка" и способы реализации учебных целей начального и основного общего музыкального образования.

Просмотр содержимого документа
«Предмет «Музыка» в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования третьего поколения»

ПРЕДМЕТ «МУЗЫКА» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА  НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ    Утверждены приказами Минпросвещения России  № 286, 287 от 31.05.2021 г.

ПРЕДМЕТ «МУЗЫКА» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ Утверждены приказами Минпросвещения России № 286, 287 от 31.05.2021 г.

ФГОС обеспечивает :   - единство образовательного пространства РФ;  - преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;  - вариативность содержания образовательных программ начального общего образования;  - государственные гарантии обеспечения получения качественного на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ и результатам их освоения;  - личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской гражданской идентичности как составляющей их социальной идентичности;  - физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся;  - формирование у обучающихся системных знаний о месте РФ в мире;

ФГОС обеспечивает : - единство образовательного пространства РФ; - преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования; - вариативность содержания образовательных программ начального общего образования; - государственные гарантии обеспечения получения качественного на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ и результатам их освоения; - личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской гражданской идентичности как составляющей их социальной идентичности; - физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся; - формирование у обучающихся системных знаний о месте РФ в мире;

ФГОС ОО обеспечивает :   - развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование культуры пользования ИКТ, расширение возможностей индивидуального развития посредством реализации индивидуальных учебных планов;  - освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей;  развитие форм государственно-общественного управления;  - расширение возможностей для реализации права выбора пед. работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний, использование различных форм организации образовательной деятельности обучающихся;  - развитие культуры образовательной среды образовательных организаций.

ФГОС ОО обеспечивает : - развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование культуры пользования ИКТ, расширение возможностей индивидуального развития посредством реализации индивидуальных учебных планов; - освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей; развитие форм государственно-общественного управления; - расширение возможностей для реализации права выбора пед. работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний, использование различных форм организации образовательной деятельности обучающихся; - развитие культуры образовательной среды образовательных организаций.

В основе ФГОС ОО лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории РФ.   Единство обязательных требований к результатам освоения программ ОО реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода

В основе ФГОС ОО лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории РФ. Единство обязательных требований к результатам освоения программ ОО реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода

ФГОС включает требования:  - к структуре программ ОО (соотношению их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;  - к условиям реализации программ ОО (кадровым, финансовым, материально-техническим);  - к результатам освоения программ ОО.   ФГОС устанавливает требования  к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам (осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка).

ФГОС включает требования: - к структуре программ ОО (соотношению их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; - к условиям реализации программ ОО (кадровым, финансовым, материально-техническим); - к результатам освоения программ ОО. ФГОС устанавливает требования к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам (осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка).

Вариативность содержания программ ОО обеспечивается за счет:   1) требований к структуре программ ОО : компонентов содержания образования, отражающих предмет, и дидактических особенностей изучаемого материала ( учебный предмет ); целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей ( учебный курс ); части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение самостоятельного тематического блока учебного предмета или курса ( учебный модуль );  2) возможности разработки и реализации организацией программ ОО, предусматривающих углубленное изучение отдельных предметов;  3) возможности разработки и реализации организацией индивидуальных учебных планов.

Вариативность содержания программ ОО обеспечивается за счет: 1) требований к структуре программ ОО : компонентов содержания образования, отражающих предмет, и дидактических особенностей изучаемого материала ( учебный предмет ); целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей ( учебный курс ); части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение самостоятельного тематического блока учебного предмета или курса ( учебный модуль ); 2) возможности разработки и реализации организацией программ ОО, предусматривающих углубленное изучение отдельных предметов; 3) возможности разработки и реализации организацией индивидуальных учебных планов.

Достижения обучающимися, полученные в результате изучения учебных предметов, курсов и модулей, характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД и метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике учебные знаково-символические средства:  - направленные на их использование при выполнении логических операций - познавательные УУД ;  - направленные на приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию - коммуникативные УУД ;  - направленные на овладение типами учебных действий (принятие учебных целей, планирование ее реализации, контроль, оценка и коррекция результатов) – регулятивные УУД .

Достижения обучающимися, полученные в результате изучения учебных предметов, курсов и модулей, характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД и метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике учебные знаково-символические средства: - направленные на их использование при выполнении логических операций - познавательные УУД ; - направленные на приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию - коммуникативные УУД ; - направленные на овладение типами учебных действий (принятие учебных целей, планирование ее реализации, контроль, оценка и коррекция результатов) – регулятивные УУД .

ФГОС определяют элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) – предметные результаты .   Требования к предметным результатам формулируются в деятельностной форме , с учетом результатов проводимых федеральных процедур оценки качества образования и определяют минимум содержания ОО, гарантированного государством и построенного в логике изучения учебного предмета, усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки.

ФГОС определяют элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) – предметные результаты . Требования к предметным результатам формулируются в деятельностной форме , с учетом результатов проводимых федеральных процедур оценки качества образования и определяют минимум содержания ОО, гарантированного государством и построенного в логике изучения учебного предмета, усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки.

На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатываются примерные программы по уровням ОО, в том числе адаптированные и предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатываются примерные программы по уровням ОО, в том числе адаптированные и предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

В организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств обеспечиваются условия для приобретения обучающимися ЗУН в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования.

В организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств обеспечиваются условия для приобретения обучающимися ЗУН в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования.

Обучение в организациях может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной форме.   ОО может быть получено в организации и в форме семейного образования.

Обучение в организациях может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной форме. ОО может быть получено в организации и в форме семейного образования.

Реализация программы ОО может осуществляться организацией самостоятельно либо в сетевой форме.   Организация вправе применять различные образовательные технологии (в т.ч. электронное обучение и дистанционные образовательные технологии); при этом обязателен модульный принцип представления содержания программы ОО и построения учебных планов.

Реализация программы ОО может осуществляться организацией самостоятельно либо в сетевой форме. Организация вправе применять различные образовательные технологии (в т.ч. электронное обучение и дистанционные образовательные технологии); при этом обязателен модульный принцип представления содержания программы ОО и построения учебных планов.

Организация образовательной деятельности может предусматривать дифференциацию обучения с делением обучающихся на группы с различным построением учебного процесса (с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, углубленного изучения отдельных предметных областей и учебных предметов).

Организация образовательной деятельности может предусматривать дифференциацию обучения с делением обучающихся на группы с различным построением учебного процесса (с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, углубленного изучения отдельных предметных областей и учебных предметов).

Результаты освоения программы ОО, в т.ч. отдельной части или всего объема учебного предмета/курса (включая внеурочную деятельность)/модуля подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей предмета оценивания.

Результаты освоения программы ОО, в т.ч. отдельной части или всего объема учебного предмета/курса (включая внеурочную деятельность)/модуля подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей предмета оценивания.

Программы ОО реализуются через организацию урочной и внеурочной образовательной деятельности.  Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы ОО с учетом обязательных для изучения учебных предметов.  Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы ОО с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого организацией.  Формы организации и чередование урочной и внеурочной деятельности организация определяет самостоятельно.

Программы ОО реализуются через организацию урочной и внеурочной образовательной деятельности. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы ОО с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы ОО с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого организацией. Формы организации и чередование урочной и внеурочной деятельности организация определяет самостоятельно.

Содержательный раздел программы ОО включает рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей, программу формирования УУД у обучающихся, рабочую программу воспитания.  Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания и должны включать:  содержание,  планируемые результаты,  тематическое планирование с указанием академических часов отводимых на изучение каждой темы и возможность использования в ней ЦОР.  Рабочие программы курсов внеурочной деятельности кроме того должны указывать форму проведения занятий.

Содержательный раздел программы ОО включает рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей, программу формирования УУД у обучающихся, рабочую программу воспитания. Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания и должны включать: содержание, планируемые результаты, тематическое планирование с указанием академических часов отводимых на изучение каждой темы и возможность использования в ней ЦОР. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности кроме того должны указывать форму проведения занятий.

В организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств, материально-технические условия должны обеспечивать возможность проведения индивидуальных и групповых занятий, в т.ч. практических, по выбранным видам искусства.

В организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств, материально-технические условия должны обеспечивать возможность проведения индивидуальных и групповых занятий, в т.ч. практических, по выбранным видам искусства.

Организация должна предоставлять не менее одного на каждого учащегося учебника или учебного пособия в печатной форме (из утвержденного перечня) по каждому учебному предмету/курсу/модулю, включенному в обязательную часть программы ОО и часть, формируемую участниками образовательной организации.  Дополнительно могут быть предоставлены учебные пособия в электронной форме (из утвержденного перечня).

Организация должна предоставлять не менее одного на каждого учащегося учебника или учебного пособия в печатной форме (из утвержденного перечня) по каждому учебному предмету/курсу/модулю, включенному в обязательную часть программы ОО и часть, формируемую участниками образовательной организации. Дополнительно могут быть предоставлены учебные пособия в электронной форме (из утвержденного перечня).

ФГОС устанавливает требования к результатам :   1) личностным , включающим формирование у обучающихся основ гражданской идентичности; их готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности;  2) метапредметным , включающим универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные действия и универсальные регулятивные действия;  3) предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.

ФГОС устанавливает требования к результатам : 1) личностным , включающим формирование у обучающихся основ гражданской идентичности; их готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности; 2) метапредметным , включающим универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные действия и универсальные регулятивные действия; 3) предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Личностные результаты освоения программы ОО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе в части гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания и ценностей научного познания.

Личностные результаты освоения программы ОО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе в части гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания и ценностей научного познания.

Метапредметные результаты освоения программы ОО отражают:  - овладение универсальными учебными познавательными действиями (базовыми логическими и исследовательскими действиями, работой с информацией);  - овладение универсальными учебными коммуникативными действиями (общением, совместной деятельностью и др.);  - овладение универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизацией, самоконтролем и др.).

Метапредметные результаты освоения программы ОО отражают: - овладение универсальными учебными познавательными действиями (базовыми логическими и исследовательскими действиями, работой с информацией); - овладение универсальными учебными коммуникативными действиями (общением, совместной деятельностью и др.); - овладение универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизацией, самоконтролем и др.).

Предметные результаты освоения программы ОО ориентированы с учетом специфики содержания предметных областей на применение ЗУН обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на конкретном уровне ОО.  По учебному предмету «Музыка» в начальной школе они включают:  - знание основных жанров народной и профессиональной музыки;  - знание видов оркестров, названий наиболее известных инструментов, умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;  - умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;  - умение исполнять свою партию в хоре с сопровождением и без сопровождения.

Предметные результаты освоения программы ОО ориентированы с учетом специфики содержания предметных областей на применение ЗУН обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на конкретном уровне ОО. По учебному предмету «Музыка» в начальной школе они включают: - знание основных жанров народной и профессиональной музыки; - знание видов оркестров, названий наиболее известных инструментов, умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; - умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; - умение исполнять свою партию в хоре с сопровождением и без сопровождения.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества.   В содержании предмета должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры. Эффективной формой его освоения является практическое музицирование (пение, игра на доступных музыкальных инструментах, разные формы музыкального движения).   В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании предмета должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры. Эффективной формой его освоения является практическое музицирование (пение, игра на доступных музыкальных инструментах, разные формы музыкального движения). В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Примерная рабочая программа по музыке на уровне НОО предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры, однако этот уровень содержания обучения не является главным. Более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которое несет в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). При этом ключевым моментом является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень и соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся: через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируются эмоциональная осознанность и рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности.

Примерная рабочая программа по музыке на уровне НОО предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры, однако этот уровень содержания обучения не является главным. Более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которое несет в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). При этом ключевым моментом является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень и соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся: через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируются эмоциональная осознанность и рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности.

На уровне НОО содержание предмета «Музыка» представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с программами дошкольного и основного общего образования, непрерывность его изучения на протяжении всего курса школьного обучения:  1. Музыкальная грамота.  2. Народная музыка России.  3. Музыка народов мира.  4. Духовная музыка.  5. Классическая музыка.  6. Современная музыкальная культура.  7. Музыка театр и кино.  8. Музыка в жизни человека.

На уровне НОО содержание предмета «Музыка» представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с программами дошкольного и основного общего образования, непрерывность его изучения на протяжении всего курса школьного обучения: 1. Музыкальная грамота. 2. Народная музыка России. 3. Музыка народов мира. 4. Духовная музыка. 5. Классическая музыка. 6. Современная музыкальная культура. 7. Музыка театр и кино. 8. Музыка в жизни человека.

Тематическое планирование рабочей программы по предмету составляется на основе рекомендаций примерной программы по музыке или разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно с учетом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, а также эстетического компонента программы воспитания.   При разработке рабочей программы по музыке возможно использование сетевого взаимодействия с организациями системы ДОД, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы. Изучение предмета предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся.

Тематическое планирование рабочей программы по предмету составляется на основе рекомендаций примерной программы по музыке или разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно с учетом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, а также эстетического компонента программы воспитания. При разработке рабочей программы по музыке возможно использование сетевого взаимодействия с организациями системы ДОД, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы. Изучение предмета предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся.

Реализация учебных целей музыкального образования в основной школе осуществляется по трем направлениям:   - становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;   - развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;   - формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Реализация учебных целей музыкального образования в основной школе осуществляется по трем направлениям: - становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; - развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; - формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

При проектировании образовательного процесса обязательно учитываются требования ФГОС ООО к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов , сформированных в систему ценностных отношений.

При проектировании образовательного процесса обязательно учитываются требования ФГОС ООО к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов , сформированных в систему ценностных отношений.

Как и в начальной школе достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов, курсов и модулей и характеризующие совокупность приобретенных ими в основной школе УУД и метапредметных результатов , группируются по трем направлениям:   - универсальные учебные познавательные действия ;  - универсальные учебные коммуникативные действия ;  - универсальные регулятивные действия .

Как и в начальной школе достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов, курсов и модулей и характеризующие совокупность приобретенных ими в основной школе УУД и метапредметных результатов , группируются по трем направлениям: - универсальные учебные познавательные действия ; - универсальные учебные коммуникативные действия ; - универсальные регулятивные действия .

Предметные результаты освоения программ на уровне ООО должны включать элементы социального опыта с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования.

Предметные результаты освоения программ на уровне ООО должны включать элементы социального опыта с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования.

В целом программа ООО направлена на формирование общей культуры, личностное развитие обучающихся, их саморазвитие, формирование самостоятельности и самосовершенствования; развитие творческих и физических способностей, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В целом программа ООО направлена на формирование общей культуры, личностное развитие обучающихся, их саморазвитие, формирование самостоятельности и самосовершенствования; развитие творческих и физических способностей, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Рабочая программа по музыке для основной школы составляется на основе требований к результатам освоения программы ООО, представленных в ФГОС, с учетом распределенных по модулям проверяемых требований к результатам освоения программы по предмету «Музыка» и примерной программы воспитания.

Рабочая программа по музыке для основной школы составляется на основе требований к результатам освоения программы ООО, представленных в ФГОС, с учетом распределенных по модулям проверяемых требований к результатам освоения программы по предмету «Музыка» и примерной программы воспитания.

Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:  1) приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;  2) осознание социальной функции музыки; стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека;  3) формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства; воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей; приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия;  4) Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства; освоение ключевых элементов музыкального языка; характерных для различных музыкальных стилей;

Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются: 1) приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания; 2) осознание социальной функции музыки; стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека; 3) формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства; воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей; приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия; 4) Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства; освоение ключевых элементов музыкального языка; характерных для различных музыкальных стилей;

5) развитие общих и музыкальных способностей, совершенствование в предметных умения и навыков, в том числе:  - слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением),  - исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах),  - сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов),  - музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.),  творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления),  - исследовательская деятельность на материале музыкального искусства;

5) развитие общих и музыкальных способностей, совершенствование в предметных умения и навыков, в том числе: - слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением), - исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах), - сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов), - музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.), творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления), - исследовательская деятельность на материале музыкального искусства;

6) Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

6) Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

Предметные достижения по результатам освоения программы по музыке в основной школе должны обеспечивать:  1) характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;   2) характеристику жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки, характерных черт и образцов творчества русский и зарубежных композиторов, видов оркестров и инструментов;   3) умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

Предметные достижения по результатам освоения программы по музыке в основной школе должны обеспечивать: 1) характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; 2) характеристику жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки, характерных черт и образцов творчества русский и зарубежных композиторов, видов оркестров и инструментов; 3) умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

4) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов-классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии произведений инструментальных и вокальных жанров;   5) умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;   6) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

4) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов-классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии произведений инструментальных и вокальных жанров; 5) умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; 6) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

Рабочая программа по музыке для основной школы составляется на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.    Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей предметов искусства и количество часов для их освоения с учетом возможностей материально-технической базы.

Рабочая программа по музыке для основной школы составляется на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей предметов искусства и количество часов для их освоения с учетом возможностей материально-технической базы.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями):   1. Музыка моего края.  2. Народное музыкальное творчество России.  3. Музыка народов мира.  4. Европейская классическая музыка.  5. Русская классическая музыка.  6. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки.  7. Современная музыка: основные жанры и направления.  8. Связь музыки с другими видами искусства.  9. Жанры музыкального искусства.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями): 1. Музыка моего края. 2. Народное музыкальное творчество России. 3. Музыка народов мира. 4. Европейская классическая музыка. 5. Русская классическая музыка. 6. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки. 7. Современная музыка: основные жанры и направления. 8. Связь музыки с другими видами искусства. 9. Жанры музыкального искусства.

При составлении тематического планирования можно воспользоваться образцом, представленным в примерной рабочей программе либо самостоятельно разработать и утвердить в организации иной вариант с учетом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента программы воспитания образовательного учреждения.

При составлении тематического планирования можно воспользоваться образцом, представленным в примерной рабочей программе либо самостоятельно разработать и утвердить в организации иной вариант с учетом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента программы воспитания образовательного учреждения.

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.   Допускается использование возможности сетевого взаимодействия с организациями системы ДОД, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Допускается использование возможности сетевого взаимодействия с организациями системы ДОД, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).

СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ! Рудзик Марина Федоровна, канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального образования и исполнительства Курского государственного университета (mfrudzik046@mail.ru)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Рудзик Марина Федоровна,

канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального образования и исполнительства Курского государственного университета

([email protected])


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!