МКОУ «Прогимназия №10 «Сказка»
Предметно-пространственная среда
в группах МКОУ «Прогимназия №10 «Сказка» по ПДД
(в соответствии ФГОС ДО)
Г.Хасавюрт
Предметно-пространственная среда
в группах МКОУ «Прогимназия №10 «Сказка» по ПДД.
(в соответствии ФГОС ДО)
Организация предметно — пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Обучение детей ПДД одна из составляющих частей воспитательно-образовательной работы в детском саду. Решение же программных образовательных задач по обучению детей ПДД предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения в нашем ОУ созданы специальные условия по построению предметно-пространственной развивающей среды, которая представлена следующими компонентами:
Содержание центра ПДД (старший возраст):
| Содержание |
Наглядные пособия: | -наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах, -знаки дорожного движения, -фланелеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов, -плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, -светофоры, игрушки транспортные, -конструкторы «Лего», строительные наборы, -раздаточный материал по теме, -раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки»; -игровые поля: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др. |
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов: | Сюжетно-ролевые игры: «ГИБДД», «Дорожное движение», «Автосервис», «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания»: -жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники, -игрушки транспортные, -флажки для перехода улицы, -нагрудные изображения с различным видом транспорта |
Дорожные знаки нагрудные и переносные: | Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные: – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки: – «Дети»; запрещающие знаки: – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки: – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета: – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». + мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. |
Дидактические игры: | «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица», схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», «Цветные автомобили», «Светофор», «Безопасный город», «Транспорт», «Машины». |
Настольные игры: | «Автопарк»; «Дорожные знаки»; «Перевертыши»; «Помощник светофора»; «Транспорт». |
Подвижные игры: | «Внимание на дороге»; «Вспомни все»; «Красный»; «Не попал»; «Парковка»; «Светофор»; «Тачки»; «Тише едешь»; «Чудо»; «Эстафета»; + Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.) |
Художественная литература | С.Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история»; С. Маршак «Милиционер», «Мяч»; В. Головко «Правила движения»; С Яковлев «Советы доктора Айболита»; О. Бедерев «Если бы…»; А. Северный «Светофор»; В. Семернин «Запрещается - разрешается». |
Участок группы: | Малые формы: - баннеры по ПДД; - игровой транспорт; - светофор, пешеходный переход, разметки на дороге, дорожные знаки. - площадка по ПДД |
Методический материал: | -Картотеки стихов, загадок и др. -Картотека игр; -Картотека бесед; - Картотека «Опасных ситуаций», «ПДД»; - Картотека видеофильмов о ПДД (диск). |
Создание предметно-развивающей среды по ознакомлению с ПДД
В соответствии с ФГОС одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация предметно развивающей среды.
Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства.
Создание предметно-развивающей среды по дорожному движению позволяет формировать у детей представления о Правилах Дорожного движения.
Развивающая среда по ознакомлению с ПДД создается таким образом, чтобы вызвать у детей познавательный интерес.
Принцип динамичности среды заключается в том, что ребенок постоянно меняется, а следовательно меняется и его окружающая среда.
В нашем ОУ предметно-развивающая среда по ПДД в каждой возрастной группе, она оформлена в соответствии с возрастом детей, программным требованием, включает в себя:
- игровая зона с макетами домов и знаков.
- уголок
- подборка художественной литературы по теме
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр
- настольные, дидактические игры по ПДД
- уголок родителям
Достаточное количество машин разного размера. Для изготовления домов (учреждений, магазинов) использовался бросовый материал (различные коробки).
В игровой зоне дети разыгрывают различные дорожные ситуации, благодаря которым они более прочно и осмысленно осваивают правила поведения на улице.
Для игровой зоны изготовлены дорожные знаки. В игровой форме дети проще осваивают понятия: знаки для пешеходов, знаки для водителей.
В уголке по ПДД есть подборка художественной литературы по данной теме. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации и заучивают стихи наизусть. Вниманию детей предложены иллюстрации к художественным произведениям: С. Маршака, В. Степанова, В. Усачева, М. Дружининой и других авторов.
Для сюжетно-ролевых подвижных игр в группе изготовлены шапочки: инспектора ДПС, разных видов транспорта (легковых, автобусов, грузовых машин), элементы костюмов: каски, жезл регулировщика и др.
Развивающую игровую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда соответствует интересам ребенка и соответствует его развитию. В то же время поделки и пособия, сделанные руками взрослых, педагогов и родителей и детей имеют гораздо большую ценность для игровой среды.
Большое значение в работе с детьми имеет создание предметно-развивающей среды не только в группе, но и на участке ОУ. В летнее время организуется игровая среда по ознакомлению с ПДД и на прогулке. На участке предлагаются детям игры, которые занимали бы в группе много места: «Улица», «Перекресток», «Приключения Незнайки». В помещении трудно найти место для больших макетов, а на свежем воздухе детям играть очень нравиться.
Одним из главных условий игры является создание соответствующей предметно-развивающей среды, таким образом, разметка на площадке, макеты, яркие атрибуты стимулируют познавательную активность детей. Предметно развивающая среда по ознакомлению с ПДД постоянно обогащается в процессе совместного творчества детей, воспитателей.
Создание в ОУ условий для ознакомления, изучения детьми ПДД формирует устойчивой интерес дошкольников, способствует приобретению необходимых привычек знаний, представлений безопасного поведения по улице.