Предметно-развивающая среда
1. Что такое образовательная среда?
Образовательная среда - система условий, которая осуществляет образовательный процесс.
Образовательная среда – всё, что окружает ребёнка и способно его мотивировать на получение результатов.
2. Чему учит образовательная среда? Зачем она нужна?
Возможности для личностного и когнитивного развития детей. Образовательная среда необходима для реализации возможностей учеников.
Различные пространства, которые позволяют раскрыть образовательный потенциал: кабинет, библиотека, коридоры, пришкольная территория и т.д.)
3. Как выстраивается пространство школы в контексте потребность человека?
Пространство школы выстраивается с учетом потребностей учеников, педагогов. Учитывается освещение, качество воздуха, температуры, цветовой гаммы, физиологические потребности учащихся (столовые, туалетные комнаты), потребности безопасности (за счёт доверительных отношений и открытости).
4. Как персонализировать среду?
Необходимо создание комфорта и уюта, чтобы удовлетворять потребности учащихся и влиять на эффективное усвоение материала.
Следует создавать такую среду, которая бы не являлась барьером для взаимодействия детей, чтобы не возникало конфликтных ситуациях. Чтобы дети смогли играть, веселиться, выражать свои мысли и идеи.
Создание отдельных уголков, кабинетов для уединения, защиты и отдыха каждого обучающегося, чтобы избежать стрессовых и агрессивных ситуаций. Персональный шкафчик (вносят что-то своё в пространство), трансляция ценностей учащихся в пространстве школы (ребёнок понимает, что школа – дом, его среда)
Способы персонализации среды:
- выставочное пространство (проекты, показать и рассказать о своих достижениях)
- открытая стена (отражение эмоций, общение)
Школа должна быть в рамках устойчивого развития. Современное пространство школы должно быть универсальным. Школа – не закрытая система, а доброжелательная ко всему району.
5. Какие современные тенденции выделяют при проектировании образовательной среды?
Среда содержит (зарубежные тенденции): вай-фай, возможность подзарядить гаджеты (ребёнок должен иметь телефон в школе).
Библиотека: убежище для интровертов, поучить уроки, среда для учителей, место для пространства создания проектов, для тусовок детей (образовательных).
Трансформирование помещения – класс для использования многих видов деятельности. Вместо предметных классов появляются универсальные класс, то есть любой учитель может провести в этом кабинете предмет. Классы робототехники, информатики, медиа-лабораторий, анимационные студии, видеостудии. В столовой не только едят, но и работают: посидеть после уроков, обсудить, выполнить работу.