11
«ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ» (8Б КЛАСС)
Цели и задачи урока.
1. Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
2. Доказать и показать, что России необходимы реформы.
3. Рассказать о деятельности -Нащокина, , Ю. Крижанича.
4. Формирование общеучебных навыков (работа с картой, ПК).
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Методы: объяснение, самостоятельная работа с учебником.
Оборудование:
· Экран, проектор, ПК, доска, настенная тематическая карта.
· Тематическая электронная презентация «Предпосылки петровских преобразований».
· Рабочая тетрадь 7 кл. "История России к. XVI-XVIII в." ,
Основные понятия:
· Реформа, регулярная армия.
· Выдающиеся личности: - Нащокин, , Ю. Крижанич.
План урока:
1. Речевая зарядка.
2. Новая тема:
· Причины и основные направления реформ.
· Усиление западного влияния.
· Реформы - Нащокина
· и его планы.
3. Закрепление.
4. Домашнее задание.
Ход урока (на доске: число, тема, план работы, основные понятия, карта).
Кто сегодня дежурный?
Кого нет в классе?
Ученик: Я дежурный….В классе нет… (В классе все).
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".
Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"
Учитель: На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.
Учитель: - Дайте определение понятию реформа?
(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)
(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)
Ученик: Отвечают на вопрос
Определяют тему и цель урока
Учитель: - А теперь давайте посмотрим на карту.
Ученик: Ученики показывают границы России по карте. Страны Западной Европы развивались хорошо.
Учитель: 17-18 век. Наша страна даже тогда была очень обширным государством. Она занимала тогда и занимает сейчас большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока.
Покажите границы России на карте.
Учитель: Вывод по карте.
1. У нашей страны на тот момент на юге не было выхода к Черному, Азовскому морям.
2. Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.
3. На северо-западе нет выхода к Балтийскому морю.
3. На севере есть выход только к Белому морю и Ледовитому океану.
Мы с вами недавно закончили изучать Новую историю.
Ответ: Ученики пытаются сделать вывод.
Ученики записывают в тетрадь.
Учитель: Вспомните как развивались страны Западной Европы?
Учитель: Да. В европейских странах развивалась торговля, развивались мануфактуры, страны имели флот, выход к морям.
На тот момент в России ничего этого не было.
Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.
Учитель: Давайте выделим основные причины реформ:
· Не было морских портов для внешней торговли
Отсталая армия и флот
· Слаборазвитая экономика
· Плохая системы образования
Ученик: Запишите это в тетрадь
Из причин выделяем направления реформ:
Попытайтесь выделить основные направления реформ.
Выход к морю Реформа экономики Реформа армии Государственная реформа Реформа культуры и образования
Запишите это в тетрадь
2. Усиление западного влияния.
Что же помогало усилению западного влияния на Россию?
Деятельность Симеона Полоцкого.В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?
Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.
Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.
Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.
- Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?
Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр….).
3. Реформы Ордина-Нащокина.
Орден-Нащокин. Один из самых известных политических деятелей России 17 века. В 17 лет он поступил на военную службу. Этот человек сделал очень много для развития России.
Основные направления реформ Ордина-Нащокина.
Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.
По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.
4.Планы
В.В. Голицын и его планы. Василий Васильевич Голицын был князем. С 1682-1689г. он был фактически правителем России. За это время он смог многое сделать для страны.
Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?
Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Приглашение царями на службу зарубежных специалистов
В Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.
При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.
постоянные войны России с Польшей и Швецией;
присоединение Левобережной Украины и Киева к России
Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:
выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
обучал дьяков (служителей) в приказах.
придворный поэт
Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.
Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:
расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;
заключение союза с Речью Посполитой против Турции;
сокращение дворянского ополчения;
увеличение стрелецких полков;
переход России к регулярной армии;
создание новых мануфактур;
передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.
В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:
открыл Славяно-греко-латинскую академию;
отменил смертную казнь; за"возмутительные" слова против власти;
начал вводить европейские формы быта;
предлагал освободить крестьян от помещиков;
ввести "поголовную" подать
неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.
Словарная работа:
Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
(запись в тетрадь)
Мы с вами изучили новую тему.
Учитель: Кто может сделать вывод по теме урока?
Ученик: ………..Трудно? Я вам помогу.
Учитель: ВЫВОД: К концу 17 века стало понятно, что России необходимы реформы.
Ордин-Нащокин и Голицын показали что и как нужно изменить для дальнейшего развития России.
Запишите это в тетрадь
5. Закрепление.
Оценки.
Домашнее задание: знать записи по тетради
Запишите в дневники
Технологическая карта урока № 2-3
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Предпосылки петровских реформ
Класс: 8
Предмет: история
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: - создать условия для достижения образовательных результатов:
-Личностный результат – развитие самооценки, определение своего отношения к материалу урока, поддержание познавательного интереса к предмету.
-Метапредметный результат – создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.
- Предметный результат – научатся: давать определения: регентство, местничество, сравнивать: правление Алексея Михайловича и его наследников.
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
II. Актуализация знаний
Цель этапа: «открытия нового знания»
Устно: Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".
Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"
- Дайте определение понятию реформа?
(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)
(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)
Отвечают на вопрос
Определяют тему и цель урока
Проблемный вопрос всей темы:
На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.
Основные задачи урока:
Сравнить наследников Алексея Михайловича
Рассмотреть предпосылки петровских реформ
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о наследниках царя
Самостоятельная работа с текстом учебника по группам
Предпосылки Петровских реформ:
Усиление иностранного влияния.
Деятельность Симеона Полоцкого .В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?
Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.
Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.
Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.
- Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?
Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).
Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина
Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.
По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.
В.В. Голицын и его планы.
Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?
Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Приглашение царями на службу зарубежных специалистов
В Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.
При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.
постоянные войны России с Польшей и Швецией;
присоединение Левобережной Украины и Киева к России
Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:
выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
обучал дьяков (служителей) в приказах.
придворный поэт
Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.
Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:
расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;
заключение союза с Речью Посполитой против Турции;
сокращение дворянского ополчения;
увеличение стрелецких полков;
переход России к регулярной армии;
создание новых мануфактур;
передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.
В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:
открыл Славяно-греко-латинскую академию;
отменил смертную казнь; за"возмутительные" слова против власти;
начал вводить европейские формы быта;
предлагал освободить крестьян от помещиков;
ввести "поголовную" подать
неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.
Словарная работа:
Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
(запись в тетрадь)
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?
2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.
Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.
Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
1) Интерес- что было интересно на уроке?
Творчество- какие творческие работы понравились?
Обучение- чему научились?
Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?
Сегодня все отлично поработали, молодцы.
Выставление оценок за работу на уроке.
Ребята дают оценку своим знаниям.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
VI Инструкция по выполнению дом. задания
Дома: прочитать параграф 2. Ответить на вопросы. Сообщение об одном из деятелей эпохи.
Записывают дом. Задание.