СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпосылки петровских преобразований

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока.

1.  Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.

2.  Доказать и показать, что России необходимы реформы.

3.  Рассказать о деятельности -Нащокина, , Ю. Крижанича.

4.  Формирование общеучебных навыков (работа с картой, ПК).

Просмотр содержимого документа
«Предпосылки петровских преобразований»

11



«ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ» (8Б КЛАСС)

Цели и задачи урока.

1.  Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.

2.  Доказать и показать, что России необходимы реформы.

3.  Рассказать о деятельности -Нащокина, , Ю. Крижанича.

4.  Формирование общеучебных навыков (работа с картой, ПК).

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Методы: объяснение, самостоятельная работа с учебником.

Оборудование:

·  Экран, проектор, ПК, доска, настенная тематическая карта.

·  Тематическая электронная презентация «Предпосылки петровских преобразований».

·  Рабочая тетрадь 7 кл. "История России к. XVI-XVIII в." ,

Основные понятия:

·  Реформа, регулярная армия.

·  Выдающиеся личности: - Нащокин, , Ю. Крижанич.

План урока:

1.  Речевая зарядка.

2.  Новая тема:

·  Причины и основные направления реформ.

·  Усиление западного влияния.

·  Реформы - Нащокина

·  и его планы.

3.  Закрепление.

4.  Домашнее задание.

Ход урока (на доске: число, тема, план работы, основные понятия, карта).

Кто сегодня дежурный?

Кого нет в классе?

Ученик: Я дежурный….В классе нет… (В классе все).

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

Учитель: На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

Учитель: - Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

Ученик: Отвечают на вопрос

Определяют тему и цель урока

Учитель: - А теперь давайте посмотрим на карту.

Ученик: Ученики показывают границы России по карте. Страны Западной Европы развивались хорошо.

Учитель: 17-18 век. Наша страна даже тогда была очень обширным государством. Она занимала тогда и занимает сейчас большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока.

Покажите границы России на карте.

Учитель: Вывод по карте.

1.  У нашей страны на тот момент на юге не было выхода к Черному, Азовскому морям.

2.  Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.

3.  На северо-западе нет выхода к Балтийскому морю.

3.  На севере есть выход только к Белому морю и Ледовитому океану.

Мы с вами недавно закончили изучать Новую историю.

Ответ: Ученики пытаются сделать вывод.

Ученики записывают в тетрадь.

Учитель: Вспомните как развивались страны Западной Европы?

Учитель: Да. В европейских странах развивалась торговля, развивались мануфактуры, страны имели флот, выход к морям.

На тот момент в России ничего этого не было.

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Учитель: Давайте выделим основные причины реформ:

·  Не было морских портов для внешней торговли

Отсталая армия и флот

·  Слаборазвитая экономика

·  Плохая системы образования

Ученик: Запишите это в тетрадь

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

Выход к морю Реформа экономики Реформа армии Государственная реформа Реформа культуры и образования

Запишите это в тетрадь

2. Усиление западного влияния.

Что же помогало усилению западного влияния на Россию?

Деятельность Симеона Полоцкого.В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

- Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр….).


3. Реформы Ордина-Нащокина.

Орден-Нащокин. Один из самых известных политических деятелей России 17 века. В 17 лет он поступил на военную службу. Этот человек сделал очень много для развития России.

Основные направления реформ Ордина-Нащокина.

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.


4.Планы

В.В. Голицын и его планы. Василий Васильевич Голицын был князем. С 1682-1689г. он был фактически правителем России. За это время он смог многое сделать для страны.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Приглашение царями на службу зарубежных специалистов

В Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

постоянные войны России с Польшей и Швецией;

присоединение Левобережной Украины и Киева к России


Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа

  • обучал дьяков (служителей) в приказах.

  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

сокращение дворянского ополчения;

увеличение стрелецких полков;

переход России к регулярной армии;

создание новых мануфактур;

передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

открыл Славяно-греко-латинскую академию;

отменил смертную казнь; за"возмутительные" слова против власти;

начал вводить европейские формы быта;

предлагал освободить крестьян от помещиков;

ввести "поголовную" подать

неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Словарная работа:

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

(запись в тетрадь)

Мы с вами изучили новую тему.

Учитель: Кто может сделать вывод по теме урока?

Ученик: ………..Трудно? Я вам помогу.

Учитель: ВЫВОД: К концу 17 века стало понятно, что России необходимы реформы.
Ордин-Нащокин и Голицын показали что и как нужно изменить для дальнейшего развития России.

Запишите это в тетрадь

5. Закрепление.

Оценки.

Домашнее задание: знать записи по тетради

Запишите в дневники



Технологическая карта урока № 2-3

в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Предпосылки петровских реформ

Класс: 8

Предмет: история

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: - создать условия для достижения образовательных результатов:

-Личностный результат – развитие самооценки, определение своего отношения к материалу урока, поддержание познавательного интереса к предмету.

-Метапредметный результат – создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.

- Предметный результат – научатся: давать определения: регентство, местничество, сравнивать: правление Алексея Михайловича и его наследников.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

II. Актуализация знаний

Цель этапа: «открытия нового знания»

Устно: Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

- Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

Отвечают на вопрос

Определяют тему и цель урока

Проблемный вопрос всей темы:

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

Основные задачи урока:

  1. Сравнить наследников Алексея Михайловича

  2. Рассмотреть предпосылки петровских реформ

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о наследниках царя

Самостоятельная работа с текстом учебника по группам

Предпосылки Петровских реформ:

  1. Усиление иностранного влияния.


  1. Деятельность Симеона Полоцкого .В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

- Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).

  1. Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.


  1. В.В. Голицын и его планы.


Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Приглашение царями на службу зарубежных специалистов

В Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

постоянные войны России с Польшей и Швецией;

присоединение Левобережной Украины и Киева к России


Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа

  • обучал дьяков (служителей) в приказах.

  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

сокращение дворянского ополчения;

увеличение стрелецких полков;

переход России к регулярной армии;

создание новых мануфактур;

передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

открыл Славяно-греко-латинскую академию;

отменил смертную казнь; за"возмутительные" слова против власти;

начал вводить европейские формы быта;

предлагал освободить крестьян от помещиков;

ввести "поголовную" подать

неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Словарная работа:

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

(запись в тетрадь)

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.


Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1) Интерес- что было интересно на уроке?

Творчество- какие творческие работы понравились?

Обучение- чему научились?

Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?

Сегодня все отлично поработали, молодцы.

Выставление оценок за работу на уроке.


Ребята дают оценку своим знаниям.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)


VI Инструкция по выполнению дом. задания



Дома: прочитать параграф 2. Ответить на вопросы. Сообщение об одном из деятелей эпохи.


Записывают дом. Задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!