Педсовет: «Панорама деятельности классного руководителя» «Тема самообразования»
МБОУ «СШ №12» аул Новобжегокай
Формирование системы воспитательной работы, охватывающей и учебную и внеучебную деятельность, зависит не только от педагогического мастерства учителей предметников, но и прежде всего от слаженной системы взаимодействия классных руководителей и педагогов дополнительного образования.
Классный руководитель в союзе с родителями – это заглавная фигура в процессе формирования личности ребенка, его социализации и становлении гражданственности, в процессе утверждения и самоутверждения ребенка в обществе. Классный руководитель, сопровождая учащегося на этом пути, обязан действовать без ошибок. Цена этих ошибок – душа ребенка, и в конечном итоге, искалеченная жизнь взрослого человека. Как уберечь ребенка от пропасти, в которую его засасывает окружающая жестокость, как пробудить в нем все самое лучшее, что заложено в нём природой? Именно классный руководитель руководит всеми этими процессами.
Классный руководитель в силу многообразия своей деятельности должен обладать разнообразными способностями и всесторонними знаниями в различных сферах деятельности. Одному овладеть таким багажом знаний просто физически невозможно, и именно поэтому в школе необходимо создать систему совершенствования и повышения квалификации классных руководителей, в которой самообразованию отводится далеко не последняя роль.
«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных и воспитательных целей. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью; с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования и воспитания, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать воспитательные проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются: непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Система самообразовательной работы классного руководителя: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования учителя должен включать:
перечень литературы, которую планируется изучить;
формы самообразования;
срок завершения работы;
предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, описание опыта работы, оформление результатов в виде творческого отчета и т.д.)
Технология организации самообразования классного руководителя может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу;
выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год;
формулирование личной индивидуальной темы, согласно проблемам классного коллектива, осмысление последовательности своих действий.
практикум изучите характеристику класса и предложите тему самообразования
Психолого-педагогическая характеристика 9 класса
В 9 классе 6 человек: 3 мальчика и 3 девочеки. Состав класса по возрасту в основном одинаков: двое учащихся с 2003-го, все остальные с 2004 года рождения. Одна ученица из неполных семей (воспитывается без отца). Неблагополучных нет. В течение трех лет работы с классом налажен постоянный контакт с родителями. Родители учащихся по составу - представители интеллигенции, почти все имеют высшее образование. Образованы инициативные группы родителей, которые оказывают большую помощь в воспитательной работе, принимают активное участие в подготовке и проведении классных дел, оказывают спонсорскую помощь в организации экскурсионной работы, ремонте и оборудовании классной комнаты. В тесной связи с классным руководителем находится родительский комитет.
В результате трех лет совместной работы учащихся, учителей, родителей и классного руководителя прослеживается динамика развития коллектива. В коллективе воспитанников сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. В классе нет неуспевающих.
У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели. Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных дел, часто сами выступают инициаторами в их проведении.
Коллектив 9 нельзя назвать единым целым. Он состоит из отдельных групп по симпатиям, которые активно взаимодействуют. Дети в основном доброжелательны друг к другу, по-доброму относятся к новым ученикам, недавно влившимся в коллектив, помогли им освоиться и прижиться.
Исходя из вышеизложенного, я определила следующие воспитательные задачи :
1. Продолжить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива: воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию культуры человеческого общения.
2. Систематически проводить работу по формированию у воспитанников любви к России, ее традициям, нравам, обычаям, культурным ценностям.
3. Воспитывать способность ребят корректировать собственную жизнедеятельность в процессе изменения социальных условий.
4. Воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей, умение видеть красоту и создавать красоту в школе, -классе, семье, своем доме, городе.
5. Продолжить работу по воспитанию ответственного отношения к учебе.
Помочь учащимся успешно закончить 9-й класс и определиться в выборе дальнейшего пути: продолжить обучение в гимназии или поступить в средние учебные заведения.
Темы по самообразованию классных руководителей.
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей.
Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе.
Организация воспитательной деятельности в классе.
Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся начальных классов.
Ориентация младших школьников на нравственные ценности.
Классный час как основная форма воспитательной работы с классом.
Нравственное воспитание младших школьников в семье.
Культура общения подростков в семье.
Структура межличностных отношений в группах детей и подростков.
Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями.
Личностно-ориентированный подход в системе воспитания.
Взаимосотрудничество: семья – родители – школа.
Развитие самоуправления в классе.
Нормы и правила межличностного общения.
Профориентация старшеклассников.
Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.
Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.
Корректировка индивидуального пути развития ребенка.
Методика и технология создания и развития ученического коллектива.
Психологический климат в детском коллективе.
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.
ИКТ в работе классного руководителя начальных классов.
ИКТ в работе классного руководителя среднего звена.
ИКТ в работе классного руководителя старших классов.
Патриотическое воспитание в начальной школе.
Эстетическое мировосприятие учащихся.
Воспитание сознательной дисциплины у учащихся на уроках и во внеурочное время.
Развитие интеллектуальных и личностных качеств ученика.
Воспитание культуры поведения у младших школьников.
Духовно-нравственное воспитание учащихся.
Работа по организации ученического самоуправления в начальной школе.
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива.
3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых классных часов и КТД, внеклассных мероприятий по теме самообразования и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный, на котором классный руководитель должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной с классным коллективом работы, установленных фактов, достижений классного коллектива, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом.
|
|
|
|
Темы по самообразованию классных руководителей: |
класс | тема | год |
-
| Здоровьесберегающие подходы к организации УВ процесса | 1 |
-
| Формирование ЗОЖ и профилактика вредных привычек | 1 |
-
| Воспитание сознательной дисциплины на уроках и во внеурочной деятельности | 2 |
-
| Развитие у учащихся чувства коллективизма, дружбы, доброты | 3 |
-
| Взаимосотрудничество: семья-родители-школа | 1 |
-
| Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе | 2 |
-
| Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности | 2 |
-
| Духовно-нравственное воспитание учащихся | 1 |
-
| Сплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности, создание комфортных условий пребывания учащихся в классе | 2 |
-
| Корректировка индивидуального пути развития ребенка | 2 |
-
| Нравственное воспитание – основа духовного развития человека, профориентация старшеклассников | 2 |
Памятка
«Игра как средство воспитания, обучения и развития личности»
«Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся как результат использования краеведческого материала во внеурочной деятельности» «Привлечение родителей к совместной активной деятельности по воспитанию и развитию детей для развития культурной педагогической среды»
«Формирования у учащихся здорового образа жизни»
«Самостоятельная работа учащихся как средство развитие познавательных интересов»
«Организация совместной деятельности родителей и детей как средство расширения поля позитивного общения в семье»
«Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального самосознания»
«Организация совместной деятельности между родителями и классным руководителем для воспитания нравственной личности подростка»
«Использование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»
«Организация совместной деятельности педколлектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов»
«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
«Организация совместной деятельности педколлектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов»
«Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка»
«Взаимоотношение детей и родителей для развития личности школьника» «Успешное учение как средство соцреабилитации и профилактики дивиантного поведения детей состоящих на ВШК»
Практикум
Предложите по 3 классных часа к данной методической теме.
Решение
Рекомендовать классным руководителям использовать в своей работе эффективные методы воспитания
Методическую тему увязывать с текущей воспитательной работой
Воспитательную работу проводить в системе
Творческие отчеты, доклады, презентации о своей деятельности подготовить для публичного отчета на школьный сайт.