Середина урока | Чтобы обыкновенную дробь записать десятичной, достаточно разделить «уголком» числитель этой дроби на ее знаменатель. 1- ый случай. Знаменатель несократимой обыкновенной дроби не содержит других простых множителей кроме 2 и 5. Например: 7 20 , где 20=2х2х5 7:20=0,35 В этом случае числитель дроби делиться без остатка на ее знаменатель. В итоге получается десятичная дробь с конечным числом цифр после запятой , т.е. конечная десятичная дробь . Десятичную дробь, у которой после запятой имеется определенное число цифр, называется конечной десятичной дробью. Несократимая обыкновенная дробь, знаменатель которой не содержит других простых множителей, кроме 2 и 5 , записывается конечной десятичной дробью. 2ой случай. Знаменатель несократимой обыкновенной дроби имеет хотя бы один простой множитель, отличный от 2 и 5. Например: 2/9=2/3х3 или 5/6 5/2х3 Числитель таких дробей не делится без остатка на знаменатель. Деление продолжается бесконечно. Рассмотрим это деление: 20:9=0.2222….. 50:6=0.8333…. Точки в конце числа означают, что деление не закончилось. В частном получается бесконечная десятичная дробь с повторяющимися цифрами после запятой . Выражение 0.222 …и 0.8333… являются бесконечными десятичными периодическими дробями или периодическими десятичными дробями. Бесконечная десятичная дробь, у которой после запятой, начиная с некоторого десятичного знака, повторяется одна и та же цифра или группа цифр, называется периодической десятичной дробью. Повторяющуюся цифру или группу цифр после запятой называют периодом бесконечной десятичной дроби. 0,(2)=0 целых и 2 в периоде 0,8333..=0,8 (3) 0 целых 8 десятых и 3 в периоде. Если между запятой и периодом есть одна или несколько неповторяющихся цифр, то такая периодическая дробь будет смешанной периодической. 2,31=2,310000=2,31 (0) Так же могут встречаться бесконечные десятичные дроби не периодические. П.=3,141559265 ….. такие дроби называются иррациональными числами. Иррациональные на латинском языке означает отрицание. Кантор (1845-1918), Вейерштрасс (1815-1897) 1.Синие числа в порядке убывания, красные в порядке возрастания. (-6;2;-5;0;-4; -1;-2;-3;1) -3 -4 2 0 1 -6 -2 -1 -5 Решение задач. Задание группам: 1). Придумайте периодическую дробь с одной цифрой в периоде Запишите эту дробь на доске: 0, 222: - Кто из вас знает, как записать это число в виде обыкновенной дроби? Ответ на этот вопрос вызывает затруднения учащихся. Учитель объясняет. Рассмотрим один из приемов, который поможет найти обыкновенную дробь. - Умножьте это число на 10. - Найдите разность 2,222: 0,222: 2,000: = 2 Пусть 0,222: = х, тогда 10 х = 2,222: 10х - х = 2, 9х = 2, х = 2). Придумайте периодическую дробь с двумя цифрами в периоде Проделайте то же самое, только умножьте на 100. Работа по группам (работают на листочках с заданиями) Задание: Выполните действия. Результат запишите в виде отношения , где а- целое число, п - натуральное число. 1 группа - сложение: 2 группа - вычитание: 3 группа - умножение: 4 группа - деление: Заполните пропуски (каждой группе выдается 4 экземпляра) Мы выполняли_________________ рациональных чисел и получили, что _______________ рациональных чисел тоже число ____________________. Обменяйтесь своими выводами с другими группами. Прочитайте выводы других групп, сделайте один общий вывод, запишите его в тетрадь 1. Замените звёздочки знаками +или – так, чтобы получились верные равенства. 1)7,2*(-5,3)=12,5 2)-3,7*(-6,4)=-10,1 3)3,6*8,1=-4,5 4)-4,9*1,7=-3,2 5)-6,1*(-2,3)*3,8=0 6)3,9*7,4*(-9,3)=-12,8 2. 1)-2,5х3= 2)-15.3:(-3)= 3)5,3х(-2)= 4)-5,5х(-4)= 5)-7,1х10= Назовите номер примера, результат которого составляет: Ответы: -10,6;22;-71;-7,5;5;1, 3. На доске написано -19. Какое это число Его модуль? Где располагается на координатной прямой? Соседние с ним целые числа? Два числа меньше его? Два числа больше его? Противоположное число? Расстояние между 19 и -19? 4. Вычислите: -5+14:2= 2/17+5/17= -8-10:2= |х|=3 20:х=8:2 А (5) В (2) 0,82323..=0.8(23) 2,333…=2(3) 0,91777…=0,91(70 -6,666….=-6(6) -0,0101…=-0,(01) -4,0,37037…=-4,(0,37) 2/3=0,666….=0,(6) (-3)/22=0,13636…=-0,1(36) 1/15=-0,0(6) 4/9=0.444…=0,(4) (-5)/11=-0,4545….=-0,(45) 7/36=0,19(4) (-1)/36=-0,01(6) 1/4+2/3=(3+8)/12=11/12=0,91(6) 1/5+(-2)=1/5+((-15)/5)=-14/5=-9/5=-1,8(0) 0,9+(-1,5)=-0,6 (0) =(-6)/10 | Учебник: Рабочая тетрадь: Рабочий лист Ресурсы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d0ed0a00-55d0-49b6-882d-1c785446a909/%5BNS-MATH_1-73-83%5D_%5BIM_055%5D.html |
Конец урока | Работа индивидуально и затем в группе. Самостоятельная работа. Каждой группе выдается 5 карточек (по одной для каждого ученика) Гр 1 Заполните пропуски. Рациональными числами называются числа вида_____, где а - целое число, п - натуральное число. Любое натуральное число является ________________________ числом. Любое целое число является __________________________числом. Сумма, разность, произведение рациональных чисел тоже _________________________ число. Частное двух рациональных чисел является рациональным числом, если ________________________ отличен от нуля. Гр 2 Представьте данные числа в виде десятичной или периодической дроби: Представьте данные числа в виде приближенного значения десятичной дроби (результат округлите до десятых): Гр 3 Представьте числа в виде , где а- целое число, п - натуральное число. Представьте в виде обыкновенной дроби периодические 0,(81); 0,(6). Работы собираются на проверку. Результаты работы групп будут сообщены на следующем уроке. Рефлекция -
Какой была тема нашего урока? -
Чему должны были научиться на уроке? -
Как вы думает, чем завтра мы будем заниматься на уроке? -
Оцените свою работу на уроке. Всё ли удалось или над чем-то ещё надо поработать? (Учащимся выдаются картинки с изображением лиц и они оценивают себя). Домашнее задание: Сделать цветную аппликацию | |
| К концу урока учащиеся должны уметь: Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради. | №1: Одолела вас дремота… Шевельнуться неохота? Ну-ка, делайте со мною упражнение такое: Вверх, вниз потянись, окончательно проснись. Руки вытянуть пошире – раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре – и на месте поскакать. На носок, потом на пятку, все мы делаем зарядку. №2 Мы считали – и устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали, раз, два, три. Ножками потопали, раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней. |