Методический прием «Фишбоун» как один из способов развития критического мышления
Одним из методических приемов критического мышления является прием «Фишбоун», который я использую на уроках русского языка. «Фишбоун» в переводе с английского означает «Рыбная кость» или «Скелет рыбы».
Данный методика направлена на развитие критического мышления обучающихся в наглядно-содержательной форме.
Цель данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Что такое фишбоун?
В основе «Фишбоуна» — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы «Фишбоун» дают возможность:
• организовать работу участников в парах или группах;
• развивать критическое мышление;
• визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
• ранжировать факторы по степени их значимости.
Схему «Фишбоун» я составляю заранее, иногда делать в цвете. Также использую обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся, строю схему в горизонтальном или вертикальном виде.
Данный прием включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
• Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
• Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
• Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
• Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием «Фишбоун» предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагаю ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода «Фишбоун» на уроке русского языка
Схему «Фишбоун» применяю на уроках обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в единую систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Работу по заполнению схемы провожу в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения методики Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными.
Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
• Индивидуальная работа. Всем учащимся дается для анализа одинаковое задание. Перед каждым обучающимся ставлю цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
• Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Каждый выполняет задание индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Примеры уроков с использованием методики
Тема: Двоеточие в бессоюзное сложном предложении
Класс: 9
Тема: Тире в бессоюзное сложном предложении
Класс: 9
Тема: Грамматическое значение словосочетаний
Класс: 8
Применение данной методики позволяет развивать у учащихся умение работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.
Таким образом, данная методика позволяет поддерживать внимание обучающихся, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес ребят к уроку. Показателем успешности применения метода «Фишбоун» на уроках является положительная динамика предметных результатов.