СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление опыта работы по теме "Методический прием «Фишбоун» как один из способов развития критического мышления"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из методических приемов мышления является прием "Фишбоун", который можно использовать на уроках русского языка. Данная методика направлена на развитие критического мышления обучающихся в наглядно-содержательной форме.

Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы по теме "Методический прием «Фишбоун» как один из способов развития критического мышления"»

Методический прием «Фишбоун» как один из способов развития критического мышления

Одним из методических приемов критического мышления является прием «Фишбоун», который я использую на уроках русского языка. «Фишбоун» в переводе с английского означает «Рыбная кость» или «Скелет рыбы».

Данный методика направлена на развитие критического мышления обучающихся в наглядно-содержательной форме.

Цель данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Что такое фишбоун?

В основе «Фишбоуна» — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы «Фишбоун» дают возможность:

• организовать работу участников в парах или группах;

• развивать критическое мышление;

• визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

• ранжировать факторы по степени их значимости.

Схему «Фишбоун» я составляю заранее, иногда делать в цвете. Также использую обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся, строю схему в горизонтальном или вертикальном виде.

Данный прием включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

• Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

• Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

• Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

• Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием «Фишбоун» предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагаю ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода «Фишбоун» на уроке русского языка


Схему «Фишбоун» применяю на уроках обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в единую систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Работу по заполнению схемы провожу в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения методики Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными.

Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Формы работы на уроке

• Индивидуальная работа. Всем учащимся дается для анализа одинаковое задание. Перед каждым обучающимся ставлю цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

• Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Каждый выполняет задание индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Примеры уроков с использованием методики

  1. Тема: Двоеточие в бессоюзное сложном предложении

Класс: 9

  1. Тема: Тире в бессоюзное сложном предложении

Класс: 9

  1. Тема: Грамматическое значение словосочетаний

Класс: 8







Применение данной методики позволяет развивать у учащихся умение работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.

Таким образом, данная методика позволяет поддерживать внимание обучающихся, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес ребят к уроку. Показателем успешности применения метода «Фишбоун» на уроках является положительная динамика предметных результатов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!