Педагогический проект
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Аннотация
Информационно-коммуникационные технологии на уроке способствуют развитию ИКТ-компетентности учащихся, одновременно позволяя решать первостепенные задачи на уроке. Использование в работе не только книги, мела и доски, но и современных технических средств (компьютеры, мультимедийные комплексы и интерактивные доски – лишь самые очевидные инструменты) ведёт к повышению учебной мотивации учеников и профессиональному развитию самого учителя.
Более качественное усвоение материала при использовании на уроке компьютерной графики, анимации, видео, звука не вызывает сомнения и подтверждается различными исследованиями, практическими результатами работы в школе.
Предметная область
Русский язык, литература, музыка, МХК, изобразительное искусство, информатика.
Русский
учитель русского языка и литературы Березуева О.А. , учащиеся 6В, 8В, 9Б, 9АВ классов
Методические задачи
Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в процесс обучения .
Улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации.
Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.
Разработка перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование.
Интеграция различных видов деятельности ( учебной, учебно - исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий.
Дидактические задачи
Проект помогает формированию эстетических и творческих способностей учащихся, читательского интереса, художественного вкуса, устной и письменной речи, прививает любовь русскому языку и литературе , к ценностям отечественной и мировой культуры. Подготавливает участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества. Развивает социокультурную компетенцию учащихся.
Учебные темы программы
Использование готовых программных продуктов:
- Прослушивание художественной литературы в электронном варианте
- Использование электронные словарей и энциклопедий
- использование видеоматериалов , которые можно включить в презентацию.
Работа с программами MS Office (Word, Power Point)
Вопросы
Основополагающий вопрос:
Какую роль выполняет использование ИКТ на уроках русского языка и литературы?
Проблемные вопросы:
- Как информационные технологии влияют на развитие познавательного интереса учащихся?
- Как использование ИКТ, в частности, презентаций Microsoft Power Point (как наиболее доступного ресурса), позволяет оптимизировать время на уроке?
- Каким образом новые технологии позволяют компактно включить в урок различные элементы: повторение пройденного, объяснение новой темы, проведение опроса?
Деятельность учителя
- Использование готовых программных продуктов.
- работа с программами MS Office (Word, Power Point)
- работа с ресурсами Интернет.
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:
Дидактические материалы
DVD
CD
Чтение художественной литературы в электронном варианте
ИКТ на уроках русского языка и литературы
презентации
Создание проектов
Электронные энциклопедии и словари
Деятельность учащихся
Работа с программой MS Office Word
- написание статей, сообщений, докладов, рефератов по русскому языку и литературе.
Работа с программами MS Office Power Point (создание собственных мультимедийных презентаций, составление интерактивных диктантов по русскому языку)
-Использование ЦОР и интернетресурсов на уроках русского языка и литературы
Работа с программой MS Office Excel для создания таблиц и кроссвордов
Темы самостоятельных исследований учащихся
-Музыкальное оформление презентации
-Использование презентаций при изучении и обобщении тем по русскому языку и литературе
- Использование кроссвордов и таблиц при изучении и обобщении тем по русскому языку и литературе
-Использование ресурсов Интернет для создания сообщений, статей, рефератов.
-Создание интерактивных диктантов по русскому языку
План проведения проекта
Этап
Содержание деятельности
Введение в тему
Необходимое время
Выбор и обсуждение темы проекта.
Организация групп
Самостоятельная деятельность
Учащиеся делятся на группы по 4-6 человек.
2 урока
20 минут
Оформление результатов
Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы индивидуальных исследований, выдвигают гипотезы, выбирают форму представления результатов.
2 недели
Результаты представляются в виде презентации, публикации.
Подведение итогов
1-2 четверть
Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.
неделя
Итоги
Применение ИКТ на уроках литературы и русского языка привело к целому ряду положительных результатов:
- создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по русскому языку и литературе.
- увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по предмету.
- повысило качество обучения;
- повысило у учащихся интерес к познавательной деятельности;
- позволило более рационально распределять время урока; доходчиво объяснять материал, делать его более интересным.