МОУ «Гимназия №23»
Представление собственного инновационного педагогического опыта на тему:
Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Учитель первой квалификационной категории Толоконцевой О. Е..
г. о. Саранск 2019
Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальных школе.
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 27 лет. Я работаю по традиционной программе «Школа России».
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий.
Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
2. Концепция деятельности.
2.1 Ведущая ключевая идея.
Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.
2.2 Проблема опыта.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
2.3 Гипотеза.
Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
2.4. Цель опыта.
- определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе;
- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника.
2.5. Основные задачи.
- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;
- показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;
- разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения.
Понятие деятельностного метода в педагогической и методической литературе.
Что такое деятельностный подход в образовании?
Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы.
Ключевая позиция сводится к положению, при котором любое обучение развивает.
Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный
на становление его сознания и его личности в целом.
Попытаюсь сформулировать положения педагогической психологии
и дидактики, связанные с деятельностным подходом.
1. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
Обучать деятельности – это, значит,
-делать учение мотивированным,
-учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения,
- помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля,
оценки и самооценки.
Деятельностный подход в образовании связан еще с одним важным положением. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов.
Таким образом, основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом
Описание системы работы.
Описание возможностей применения технологии деятельностного метода в Образовательной системе «Школа России».
В программе «Школа России» построена новая модель обучения, которая: во-первых, является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения; во-вторых, программа доступна массовой школе; в-третьих, программа разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения; в-четвёртых – это система целостного и непрерывного образования.
Учителям, работающим в рамках Образовательной системы «Школа России», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога.
Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Школа России».
Он используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. Технология проблемно – диалогического обучения даёт возможность наиболее полно соблюсти вопросы
- преемственности между различными ступенями образования;
- сделать учебный процесс единым и непрерывным;
- наиболее полно отражающим идею: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому».
Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.
Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
более качественное усвоение знаний
мощное развитие интеллекта, творческих способностей
воспитание активной личности.
Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит четыре звена научного творчества:
-постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний;
-выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения, т.е. проговаривание знаний.
При этом, в отличие от научного творчества, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого.
« Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте. Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях.
Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?
Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".
Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении.
Принцип проблемности реализуется:
— как в содержании учебного предмета;
— так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
Технологические приемы организации учебного процесса.
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Результативность можно оценить с помощью критериев:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере
в) переживание учащимися субъективного открытия:
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Признаки применения подхода в учебном процессе.
Методы обучения — проблемные:
а) проблемного изложения;
б) частично-поисковый;
в) исследовательский.
Формы организации учебного пространства коллективные:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.
Технология проблемно – диалогического обучения содержит ТРИ главных компонента:
а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться ...")
б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока
в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы
Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода в Образовательной системе «Школа России».
Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.
Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка
в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов деятельности, позволивших выйти из затруднения.
Уроки, организованные по вышеуказанной структуре – развивающие уроки.
В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить в
четыре группы:
Выводы.
Итак, подведу итоги работы. Я выдвигала гипотезу, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Следовательно, можно сделать выводы:
Реализация программы «Школа России» через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
В результате использования проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Образовательная система «Школа России» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию
Реализации деятельностного подхода на уроках помогают:
- карточки;
- дидактический материал;
- накопительный материал;
- плакаты.
Использование имеющегося материала в классе позволяет добиваться лучших результатов. Ребята работают с интересом и желанием.
На своих уроках часто использую групповой метод работы. Группы, в основном, постоянного состава. 2-3 группы - сильные дети, которые могут работать сами и помогать другим. 1 группа – дети у которых есть затруднения в освоении материала.
После обучения на курсах по программам: «Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс» и «Создание эффективной образовательной среды средствами интерактивной доски» в практику работы вошли учебно-методические проекты, использование на уроках ИКТ. Дети с удовольствием работают на интерактивной доске и с компьютером.
6. Список литературы.
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
2. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…» 2005.
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.
5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999.