ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕПЕРЬ Я ПЯТИКЛАССНИК»
ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Постановка проблемы. Одной из самых актуальных тем организации школьной жизни сегодня продолжает оставаться проблема адаптации учащихся 5-х классов к условиям школы среднего звена. В успешности разрешения этой проблемы ключевая роль, конечно же, отводится простому' человеколюбию, гуманизму всех тех, кто находится рядом с детьми, общается с ними, учит, воспитывает, помогает.
Всем известно, что педагоги всегда стараются облегчать период адаптации пятиклассников, но иногда это получается не в до.лжной мере. Задача школьного психолога на современном этапе, на наш взгляд, состоит в том, чтобы не просто помочь детям 5 класса при переходе в основную школу, но и сделать это новыми, современными, интересными для детей методами.
Работая над компоновкой тренинговой программы, мы определили ее цель - создать зсловия. позволяющие пятиклассникам как можно легче вступить в новый этап школьного обучения: поддержать и развить в детях интерес к знаниям, помочь им в общении с новыми одноклассниками и учителями, быть терпимыми друг к другу, толерантными.
Цель статьи - ознакомить педагогическое общество с тренинговой программой «Теперь я пятиклассник».
Изложение основного материала. Анализируя результаты четырехлетних наблюдений, мы с уверенностью отмечаем: показатели общей тревожности детей в начале учебного года всегда повышены. А наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности:
страх самовыражения и оценивания;
страх несоответствия ожиданиям и требованиям окружающих.
Именно по этому в данной программе значительное место уделено формированию навыков осознания детьми требований учителя, навыков уверенного поведения, адекватной самооценки и работе с негативным эмоциональным состоянием.
Программа-тренинг состоит из 5 разделов, каждый из которых включает в себя несколько занятий (всего 21 занятие).
I. 1-3 занятия предполагают формирование группы, для этого необходимо выработать правила общения на равных, начать преодоление барьеров, мешающих взаимному доверию, побудить детей к выражению своих чувств.
И. 4-8 занятия способствуют обучению эффективного общения, умению слушать и избегать распространённых ошибок в общении, умению дружить и помогать окружающим.
Ш. 9—14 занятия учат детей распознавать свои школьные страхи, помогают найти способы их преодоления, помогают учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях (данные занятия формируют способности учебных навыков, осознание правил работы на уроке, расширяют и обогащают навыки общения с учителями).
15-19 занятия учат детей идентификации и адекватному выражению чувств, а также создают условия, позволяющие детям делиться своими чувствами с окружающими; развивают умения находить альтернативное разрешение проблемных ситуаций, учат отдельной технике самоконтроля.
20-21 занятия формируют осмысление личных целей, способствуют концентрированию силы воли и внимания для достижения уверенности в себе, осознания своих достижений. развивают навыки уверенного поведения.
Начинать занятия с пятиклассниками лучше всего с середины сентября. Программа рассчитана на 21 занятие по одному академическому часу. Желательно встречаться 2 раза в неделю, в этом случае цикл занятий завершится к конце первого полугодия. Если занятия проводить 1 раз в неделю, работа по программе займёт весь учебный год. Психолого- педагогические условия обеспечения инновационной образовательной деятельности данного проекта-тренинга предполагают вариант тесного взаимодействия психолога с учителями и руководством школы. Как показывает опыт многих исследований, плодотворным является только этот вариант, все остальные - тупиковые.
Данная программа, является одной из первых в Крыму, она уже апробирована на конкретном классе в школе-гимназии, и с ее положительными результатами согласны администрация школы и учителя.
Инновационные технологии используются в программе достаточно широко, но самое приятное то, что они вызывают неподдельный интерес и у детей, и у педагогов, Данные технологии включают в себя игровые упражнения, детские анкеты, тесты, деловые игры (например, договор о поведении), арт-занятия, развивающие у школьников различные виды мышления: ассоциативное, абстрактное, логическое. Самое интересное в программе - это компьютерные занятия, использование графическою редактора Paint.
С удовольствием пятиклассники слушают легенды и притчи, афоризмы, стараются вникнуть, понять смысл, объяснить и привести примеры ситуаций из личной жизни, а затем пополняют портфолио, что тоже является инновацией. Портфолио заведено на каждого ребенка в классе.
Рассмотрим цепочку «Легенда - занятие- упражнение - портфолио». Например, ведущий знакомит ребят с восточной легендой. После того, как боги сотворили Вселенную - Землю, Звезды, Солнце, - после того, как сотворили Природу - горы, моря, океаны, леса, цветы, - после того, как они сотворили Человека, они создали Истину Беги не ••.стели, чтобы Истина досталась человеку дагем. тез труда. Он должен сам достичь, открыть ее. И тогда Боги за- думались: где спрятать Петину? Сначала они хотели спрятать ее на вершине самой высокой горы, затем в самом глубоком месте океана, затем на датекой звезде. Но все эти места казались им слишком досту пными для человека. И тогда они решили: «Спрячем истину в сердце Человека. Он станет искать ее на Земле и на Небе, в лесах и в воде, даже не подозревая, что все время носит ее с собой».
Идет обсуждение легенды. Говорится о том, что каждый человек неповторим, загадочен и индивидуален. Его личность - это целый мир, маленькая Вселенная, но, несмотря на уникальность каждого из нас, есть многое, что всех нас объединяет. Поэтому мы нужны друг другу. Каждый человек может добиться успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.
Затем предлагается упражнение «.Моя Вселенная», используется графический редактор Paint. Проводится графический диктант. Учащимся предлагается создать свою Вселенную. Эта Вселенная представлена в виде солнца, звезд и планет, а ее центром является сам ученик. Ребята вписывают в центр свое имя, рисуют портрет и заканчивают предложения.
Выводы. Тренинговая программа бесспорно актуальна не только для психологов, ведь она призвана помочь и классным руководителям создать благоприятную обстановку', близкую к доверительной, искренней, оптимистичной. которая поможет успешней адаптировать детей 5-х классов к «новой» для них школе. Данный тренинг можно назвать формирующим экспериментом, основным учебно-воспитательным принципом которого должен стать только гуманизм.