СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление тренинговой программы «теперь я пятиклассник» для успешной адаптации учащихся к основной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Представление тренинговой программы «теперь я пятиклассник» для успешной адаптации учащихся к основной школе»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕПЕРЬ Я ПЯТИКЛАССНИК»

ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Постановка проблемы. Одной из самых актуальных тем организации школьной жизни сегодня продолжает оставаться проблема адап­тации учащихся 5-х классов к условиям школы среднего звена. В успешности разрешения этой проблемы ключевая роль, конечно же, отводит­ся простому' человеколюбию, гуманизму всех тех, кто находится рядом с детьми, общается с ними, учит, воспитывает, помогает.

Всем известно, что педагоги всегда стара­ются облегчать период адаптации пятиклассни­ков, но иногда это получается не в до.лжной ме­ре. Задача школьного психолога на современ­ном этапе, на наш взгляд, состоит в том, чтобы не просто помочь детям 5 класса при переходе в основную школу, но и сделать это новыми, современными, интересными для детей мето­дами.

Работая над компоновкой тренинговой программы, мы определили ее цель - создать зсловия. позволяющие пятиклассникам как можно легче вступить в новый этап школьного обучения: поддержать и развить в детях инте­рес к знаниям, помочь им в общении с новыми одноклассниками и учителями, быть терпимы­ми друг к другу, толерантными.

Цель статьи - ознакомить педагогическое общество с тренинговой программой «Теперь я пятиклассник».

Изложение основного материала. Анали­зируя результаты четырехлетних наблюдений, мы с уверенностью отмечаем: показатели об­щей тревожности детей в начале учебного года всегда повышены. А наиболее высоки показа­тели по следующим видам тревожности:

  • страх самовыражения и оценивания;

  • страх несоответствия ожиданиям и требова­ниям окружающих.

Именно по этому в данной программе зна­чительное место уделено формированию навы­ков осознания детьми требований учителя, на­выков уверенного поведения, адекватной само­оценки и работе с негативным эмоциональным состоянием.

Программа-тренинг состоит из 5 разделов, каждый из которых включает в себя несколько занятий (всего 21 занятие).

I. 1-3 занятия предполагают формирование группы, для этого необходимо выработать пра­вила общения на равных, начать преодоление барьеров, мешающих взаимному доверию, по­будить детей к выражению своих чувств.

И. 4-8 занятия способствуют обучению эффективного общения, умению слушать и из­бегать распространённых ошибок в общении, умению дружить и помогать окружающим.

Ш. 9—14 занятия учат детей распознавать свои школьные страхи, помогают найти спосо­бы их преодоления, помогают учащимся озна­комиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школь­ных ситуациях (данные занятия формируют способности учебных навыков, осознание пра­вил работы на уроке, расширяют и обогащают навыки общения с учителями).

  1. 15-19 занятия учат детей идентифика­ции и адекватному выражению чувств, а также создают условия, позволяющие детям делиться своими чувствами с окружающими; развивают умения находить альтернативное разрешение проблемных ситуаций, учат отдельной технике самоконтроля.

  2. 20-21 занятия формируют осмысление личных целей, способствуют концентрирова­нию силы воли и внимания для достижения уверенности в себе, осознания своих достиже­ний. развивают навыки уверенного поведения.

Начинать занятия с пятиклассниками луч­ше всего с середины сентября. Программа рас­считана на 21 занятие по одному академиче­скому часу. Желательно встречаться 2 раза в неделю, в этом случае цикл занятий завершится к конце первого полугодия. Если занятия про­водить 1 раз в неделю, работа по программе займёт весь учебный год. Психолого- педагогические условия обеспечения иннова­ционной образовательной деятельности данно­го проекта-тренинга предполагают вариант тесного взаимодействия психолога с учителями и руководством школы. Как показывает опыт многих исследований, плодотворным является только этот вариант, все остальные - тупико­вые.

Данная программа, является одной из пер­вых в Крыму, она уже апробирована на кон­кретном классе в школе-гимназии, и с ее поло­жительными результатами согласны админист­рация школы и учителя.

Инновационные технологии используются в программе достаточно широко, но самое при­ятное то, что они вызывают неподдельный ин­терес и у детей, и у педагогов, Данные техноло­гии включают в себя игровые упражнения, дет­ские анкеты, тесты, деловые игры (например, договор о поведении), арт-занятия, развиваю­щие у школьников различные виды мышления: ассоциативное, абстрактное, логическое. Самое интересное в программе - это компьютерные занятия, использование графическою редакто­ра Paint.

С удовольствием пятиклассники слушают легенды и притчи, афоризмы, стараются вник­нуть, понять смысл, объяснить и привести при­меры ситуаций из личной жизни, а затем по­полняют портфолио, что тоже является иннова­цией. Портфолио заведено на каждого ребенка в классе.

Рассмотрим цепочку «Легенда - занятие- упражнение - портфолио». Например, ведущий знакомит ребят с восточной легендой. После того, как боги сотворили Вселенную - Землю, Звезды, Солнце, - после того, как сотворили Природу - горы, моря, океаны, леса, цветы, - после того, как они сотворили Человека, они создали Истину Беги не ••.стели, чтобы Истина досталась человеку дагем. тез труда. Он дол­жен сам достичь, открыть ее. И тогда Боги за- думались: где спрятать Петину? Сначала они хотели спрятать ее на вершине самой высокой горы, затем в самом глубоком месте океана, за­тем на датекой звезде. Но все эти места каза­лись им слишком досту пными для человека. И тогда они решили: «Спрячем истину в сердце Человека. Он станет искать ее на Земле и на Небе, в лесах и в воде, даже не подозревая, что все время носит ее с собой».

Идет обсуждение легенды. Говорится о том, что каждый человек неповторим, загадо­чен и индивидуален. Его личность - это целый мир, маленькая Вселенная, но, несмотря на уникальность каждого из нас, есть многое, что всех нас объединяет. Поэтому мы нужны друг другу. Каждый человек может добиться успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

Затем предлагается упражнение «.Моя Все­ленная», используется графический редактор Paint. Проводится графический диктант. Уча­щимся предлагается создать свою Вселенную. Эта Вселенная представлена в виде солнца, звезд и планет, а ее центром является сам уче­ник. Ребята вписывают в центр свое имя, рису­ют портрет и заканчивают предложения.

Выводы. Тренинговая программа бесспор­но актуальна не только для психологов, ведь она призвана помочь и классным руководите­лям создать благоприятную обстановку', близ­кую к доверительной, искренней, оптимистич­ной. которая поможет успешней адаптировать детей 5-х классов к «новой» для них школе. Данный тренинг можно назвать формирующим экспериментом, основным учебно-воспита­тельным принципом которого должен стать только гуманизм.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!