Бузецкая Татьяна Валерьевна, учитель математики ГБОУ СОШ № 523 Колпинского района Санкт-Петербурга
Предупреждение и преодоление неуспеваемости гиперактивных детей на уроке математики Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным
и покладистым, еще не удавалось НИКОМУ,
а научиться жить в мире и сотрудничать с ним
- вполне посильная задача.
Проблема школьной неуспеваемости беспокоит не только взрослых, но и детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Когда малыш переступает порог школы, он чаще всего мечтает о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с добрыми учителями, т. е ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать хорошим учеником (это ведущая мотивация детей 7-8 лет). Когда мечты об успешном обучении разбиваются, о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, потом он просто отказывается посещать школу, прогуливает уроки, грубит, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать одноклассникам.
Если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, хуже. Подобные мысли и чувства могут возникнуть у любого неуспевающего ученика, не верьте ему, если на словах он уверяет вас, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя ненужным. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ненужными, как это происходит в школе. Так они оказываются во дворе, тем самым пополняя ряды неблагополучных детей или дома за компьютером, приобретая плотную зависимость от последнего.
Итак, проблема школьной неуспеваемости напрямую связана с такими актуальными для нашего времени государственными проблемами, как наркомания, алкоголизм и преступность среди молодежи.
И, несмотря на пристальное внимание педагогов, психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении растет с каждым годом.
Анализ результатов ситуации показывает, что учителя сталкиваются в своей деятельности с проблемами:
низкий уровень усвоения учебного материала при изучении новой темы и проверочных работах на первичное закрепление, нежелание выполнять домашнее задание, отсутствие мотивации к обучению у неуспевающих учащихся и т.п.
На основе вышеуказанного, можно определить ключевую проблему.
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у учащихся нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию, на наш взгляд.
Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания, тем более, если учащийся гиперактивен.
Проблема гиперактивности в психолого- педагогической науке
Что такое гиперактивность?
Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. В психолого-педагогической литературе для описания употребляются термины: подвижный, импульсивный, шустрик, энерджайзер, вечный двигатель, живчик.
Гиперактивные - это очень часто просто тревожные учащиеся. Их тревога настолько высока и постоянна, что они сами давно уже не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит. Тревога, как избыточное возбуждение, которое не может найти выход, заставляет их делать множество мелких движений, суетиться. Они без конца ерзают, что-то роняют, ломают, чем-то шелестят, постукивают, качают. Им трудно усидеть на месте, иногда они могут вскакивать среди урока. Их внимание кажется рассеянным. Но далеко не все из них действительно не способны сосредоточиться. Многие - хорошо учатся, особенно по предметам, не требующим аккуратности, усидчивости и умения хорошо концентрироваться. Многие такие учащиеся имеют заниженную самооценку, поскольку им то и дело приходится слышать от взрослых: "Прекрати сейчас же!" и т. п. Такие дети редко доводят начатое дело до конца и, как правило, не получают удовлетворения от завершения начатого дела или решения поставленной задачи. В результате с годами у них формируются негативная самооценка и склонность к бурным эмоциональным реакциям. Однако многие возбудимые учащиеся могут неплохо контролировать свое поведение, если их к этому мотивировать.
Важно понимать, что у гиперактивного учащегося нет намерения демонстрировать вызывающее поведение "назло" учителю, что источники его действий вовсе не распущенность или невоспитанность. На самом деле такому учащемуся просто трудно контролировать собственное возбуждение и тревогу, что обычно проходит к подростковому возрасту. Активная мыслительная работа учащегося на уроке, познавательная самостоятельность, стойкий интерес к предмету на основе прочных знаний – вот залог успешного обучения без проблем для здоровья.
Но как сформировать интерес у гиперактивного ребенка? Какие методы, приёмы, средства нужно использовать, чтобы они не навредили учащемуся, а наоборот помогли при обучении?
Особенности работы учителя с гиперактивными детьми на уроке математики
В процессе урока эти дети периодически «отключаются», не замечая этого. Они быстро утомляются и не могут сохранять восприимчивость и умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя остаются двигательно-активными до позднего вечера. Из-за этого у них могут быть пробелы в знаниях учебного материала. Конечно же, необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
Нагрузка ребенка обязательно должна соответствовать его возможностям. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение урока. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру (физкультминутка по предмету «Знаю ли я таблицу умножения?, повторение таблицы в игровой форме). При построении урока желательно учитывать цикличность интеллектуальной активности гиперактивных детей.
Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и гот же алгоритм или тип задания.
Дети работают в разном ритме: кто-то еще активен, а кто-то уже устал или, наоборот, отдохнул и готов подключиться к уроку. Если в течение урока варьируется одна и та же тема, то, в каком бы ритме ребенок ни работал, он все время будет «встречаться» только с ней.
Общие принципы работы с гиперактивными, детьми, предложенные Гленом Доманом, строятся на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний.
Математика как более четкая и алгоритмичная наука усваивается детьми гораздо легче и нравится им гораздо больше, чем письмо и чтение. При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. (Например: видеоуроки или игра: «Закончи схему») Желательно графическое изображение алгоритма действия для каждой темы, и давать его детям на карточках. Возможно, проиграть этот алгоритм с детьми. Например, построить из ребят «змейку» или «паровозик» в соответствии с последовательностью событий или действий, которые надо запомнить.
Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для гиперактивного ребенка. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т.д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают
Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.
Основные принципы взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми
С гиперактивностью не так просто справиться даже хорошему психологу, не то, что учителю. Психологи часто работают с проблемами тревожности и самооценки такого ребенка, учат его слушать, лучше понимать и контролировать сигналы своего тела. Много занимаются с мелкой моторикой, которая часто отстает от остального развития, но, работая над которой, ребенок лучше учится контролировать свою крупную моторику, то есть свои более крупные движения. Гиперактивные часто бывают одарены, способны и талантливы. У них живой ум, они быстро обрабатывают полученную информацию, легко впитывают новое. Но в школе, такой учащийся будет находиться в заведомо проигрышном положении из-за трудностей в чистописании, аккуратности и послушании.
Проблемы гиперактивных не решаются одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Ее невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.
Поэтому, для поддержания хорошей физической и психологической формы у учащихся на уроках необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов обучения, соответствие их выбора с содержанием материала, целям урока, возрастным особенностям учащихся, уровнем подготовленности и способностям. Поэтому учителю необходимо придерживаться основных принципов работы с такими детьми.
1. Как можно чаше показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 мин).
2. Очень важно сохранять во время занятий с гиперактивным ребенком спокойствие, не раздражаться и не нервировать его.
3. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами.
4. Позволяйте гиперактивному ребенку каждые 20 минут вставать и ходить по классу, не мешая окружающим.
5. После занятий надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял.
6. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Старайтесь похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
7. Изменяйте режим урока — устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
8. Работа с гиперактивными детьми должна строиться; индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка — в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
9.Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
10. Хорошо помогает решить проблему мотивации гиперактивных школьников введение проблемного обучения с элементами игры. (Найдите, что лишнее в примере, Дорисуй не достающий элемент и т.п.) Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности.
11.На определенный отрезок времени давайте лишь одну задачу. Если эта задача, состоит из множества действий, то она предлагается ему в виде последовательных частей, и необходимо периодически контролировать ход работы над каждым из действий, внося необходимые коррективы.
12. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявление завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
5.Заключение.
1.Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), повышение самооценки учащихся (Задание «Я — звезда»).
2.Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
- смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости учащегося;
- реализация двигательной потребности учащегося (выполнение поручений преподавателя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.),
- снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
- выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;
- инструкции преподавателя должны быть четкими и немногословными;
- проверка знаний — в начале урока;
- нельзя применять практику категоричных запретов.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.
Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.
Интересным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс.
Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение. Только в том случае, если учителя и родители объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.