СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Предупреждение и снятие психологической нагрузки членов педагогического коллектива"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Предупреждение и снятие психологической нагрузки членов педагогического коллектива"»

Предупреждение и снятие психологической нагрузки членов педагогического коллектива.   Выполнил педагог-психолог: Орлова К.К .

Предупреждение и снятие психологической нагрузки членов педагогического коллектива.

Выполнил педагог-психолог: Орлова К.К .

Преподаватели – представители стрессогенной профессии. Они нуждаются в постоянной реабилитации, в различных психотерапевтических процедурах.
  • Преподаватели – представители стрессогенной профессии. Они нуждаются в постоянной реабилитации, в различных психотерапевтических процедурах.
Сложности умственного труда. Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активность. Особенности умственного труда состоят в следующем: напряженность мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно - тормозных процессов в центральной нервной системе; неравномерность нагрузок, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций; нерегламентированный график работы; сложность взаимоотношений с окружающими; большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации; низкая двигательная активность.

Сложности умственного труда.

Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активность. Особенности умственного труда состоят в следующем:

  • напряженность мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно - тормозных процессов в центральной нервной системе;
  • неравномерность нагрузок, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;
  • нерегламентированный график работы;
  • сложность взаимоотношений с окружающими;
  • большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;
  • низкая двигательная активность.
Профессия преподаватель, аккумулируя в себе все недостатки умственного труда, отличается еще и высокой плотностью межличностных контактов, а значит, и высокой вероятностью конфликтов. Педагогическая профессия к тому же соединяет в себе и творческую, и организаторскую, и исследовательскую деятельность. Все эти особенности делают работу преподавателя значительно более сложной, чем работу человека, занятого в сфере материального производства и обслуживания.
  • Профессия преподаватель, аккумулируя в себе все недостатки умственного труда, отличается еще и высокой плотностью межличностных контактов, а значит, и высокой вероятностью конфликтов. Педагогическая профессия к тому же соединяет в себе и творческую, и организаторскую, и исследовательскую деятельность. Все эти особенности делают работу преподавателя значительно более сложной, чем работу человека, занятого в сфере материального производства и обслуживания.
Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо:   - быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение;  - проявлять терпение, уравновешенность, собранность;  - быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности;  - отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли…
  • Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо: - быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение; - проявлять терпение, уравновешенность, собранность; - быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; - отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли…
Другая особенность педагогической деятельности – необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например:  сочетать фронтальную и индивидуальную работу;  слушать ответ студента, анализировать его и держать в поле зрения весь класс;  объяснять новый материал и поддерживать активность группы;  писать задание на доске и объяснять...

Другая особенность педагогической деятельности – необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременно.

  • Например:
  • сочетать фронтальную и индивидуальную работу;
  • слушать ответ студента, анализировать его и держать в поле зрения весь класс;
  • объяснять новый материал и поддерживать активность группы;
  • писать задание на доске и объяснять...
Признаки психологического напряжения:  неприятные ощущения;  повышенный мышечный тонус;  повышенная двигательная активность:  усиление сердечной деятельности;  учащенное дыхание;  усиленное потоотделение;  увеличение слюноотделения или ощущение сухости во рту;  покраснение кожи лица, шеи, рук;  обострение чувствительности;  чувство неуверенности в себе;  снижение настроения, подавленность;  беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон;  чувство страха, паники, отчаяния;  чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса;  ухудшение памяти;  ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость;  значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость;
  • Признаки психологического напряжения:
  • неприятные ощущения;
  • повышенный мышечный тонус;
  • повышенная двигательная активность:
  • усиление сердечной деятельности;
  • учащенное дыхание;
  • усиленное потоотделение;
  • увеличение слюноотделения или ощущение сухости во рту;
  • покраснение кожи лица, шеи, рук;
  • обострение чувствительности;
  • чувство неуверенности в себе;
  • снижение настроения, подавленность;
  • беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон;
  • чувство страха, паники, отчаяния;
  • чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса;
  • ухудшение памяти;
  • ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость;
  • значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость;
Для снятия психологического напряжения чаще всего применять элементы арттерапевтических методик. Что такое арттерапия? Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) Арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д. Современная арт-терапия включает множество направлений: рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, куклотерапия и другие.
  • Для снятия психологического напряжения чаще всего применять элементы арттерапевтических методик. Что такое арттерапия?
  • Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938)
  • Арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.
  • Современная арт-терапия включает множество направлений: рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, куклотерапия и другие.
Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, страдающих от соматических и психических заболеваний.
  • Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Одно из самых мощных выразительных средств для снятия нагрузки – это изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира.
  • Одно из самых мощных выразительных средств для снятия нагрузки – это изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира.
В танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм, поэтому для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок, полька.
  • В танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм, поэтому для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок, полька.
 Библиотерапия - это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем.
  • Библиотерапия - это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!