Выступление на педагогическом совете по теме «Преемственность между начальным и средним звеном»
Психолого – педагогическая характеристика классного коллектива
Слайд 1
Общие сведения о классе
Слайд2
Коллектив нашего класса существует с сентября 2014 года. В 4 классе на начало учебного года обучалось 30 человек. Из них 17 девочек и 13 мальчиков.
Не могу не сказать, что детям и учителям, работающим в нашем классе пришлось нелегко. Во - первых – это смена учителя (на заключительном этапе обучения начального звена) период адаптации был нелегким; во – вторых - это частые замены в 3 классе все это добавило определенные трудности, которые нам пришлось преодолевать.
Слайд 3
По дисциплине и учебному процессу класс неоднозначен. Можно выделить группу ребят, которая обладает творческим потенциалом, есть ребята с активной жизненной позицией. Обозначена проблема в воспитании толерантности у детей, в настоящее время, данная проблема актуальна сама по себе, поэтому на данном этапе была поставлена основная задача - продолжить формирование здорового и сплоченного коллектива, где имеют место быть доверительные отношения между сверстниками, взаимоуважение между учеником и учителем, а также между учениками в целом. Важной задачей являлось учить ребенка принимать другого таким, какой он есть и иногда уметь критически относиться к своим собственным взглядам.
2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.
Среди обучающихся можно выделить лидеров класса: Ерещенко Степан, Кузьмина Кристина, Машонский Александр, Метаева Эльза, Голубева Анастасия, Вовк Божена; Куровский Владислав и Дубчак Александр - дети стремящиеся занять позицию лидеров. Гладышев Даниил, Глуховская Анна относятся к группе замкнутых детей. Эти ребята были вовлечены в работу УС класса по интересам.
Гладышев Даниил успешно отвечал за работу сектора «Юные библиотекари», Анна принимала активное участие в секторе «Культуры и отдыха» (т. к. прекрасно танцует и рисует). В свою очередь прослеживалась положительная динамика со стороны учеников по отношению к этим детям.
Слайд 4
Вообще работа УС класса велась в течении всего учебного года с учетом интересов, пожеланий и индивидуальных особенностей обучающихся.
Слайд 5
Для формирования и сплочения детского коллектива была организована КТД (коллективно – творческая деятельность): уроки – праздники, мастер – классы.
Слайд 6 - 9
Походы, игры, эстафеты (спортивно – оздоровительного характера). тематические экскурсии, викторины, интеллектуальные игры, работа в творческих группах (защита проектов) с привлечением учителей физической культуры, зав. школьной библиотекой,
родителей класса. Ребята являлись активными участниками школьных и районных мероприятий. Выпускались коллективные работы, с последующей демонстрацией на школьном и классном стендах. Ребята были награждены грамотами, призами школьного и муниципального уровня. Ребята являлись участниками различных дистанционных олимпиад.
Особое внимание уделялось воспитанию в детях чувства сострадания к товарищам («Позвони другу», «Передай уроки однокласснику», «Помоги товарищу, если он затрудняется», т. к. прослеживались насмешки со стороны некоторых ребят в неуспешности одноклассников).
Слайд 10
3. Характер общения обучающихся в группе.
Взаимоотношения, на данном этапе, между мальчиками и девочками в целом доверительные, ровные. Мальчики с уважением относятся к девочкам, это выражается в их положительных поступках. Видна степень организованности, сплоченности детского коллектива. К сожалению, имеет место быть, где в ходе общения или игры, между некоторыми ребятами могут возникнуть ссоры. Вызывает тревогу поведенческий аспект Малахова Виктора, Лучкина Яромира. На границы дезадаптанта - Гришин Николай (снижение успеваемости; несостоятельность личных контактов со сверстниками; повышенная впечатлительность; мнение ребят для него авторитетно) – было предложено начать работу в ус класса, в секторе «Пресс – центр» помогал снимать и монтировать видеофильм о классе к выпускному вечеру.
4. Познавательный потенциал и познавательная активность обучающихся.
Внимание учащихся на уроках в основном среднее. Но, к сожалению, есть группа обучающихся с неустойчивым вниманием, бывают рассеяны (около 17%.). Есть учащиеся с хорошей памятью - 30%. С плохой памятью - 18%. В классе есть ученики, способные анализировать, обобщать, сравнивать: 25%.
Слайд 11
5. Учебный процесс.
Закончили 4 класс на отлично - 10 человек (33%) Богатищева В., Дубчак А., Ерещенко С., Жданова Е., Ильина Е., Кабанов А., Коваль М., Кузьмина К., Куровский В., Машонский А.
на «4» и «5» - 12 человек (40%)
с одной «3» - 2 человека (6%) Вовк Б. – математика; Гладышев Даниил – русский язык)
более одной «3» - 6 человек (20%) Гришин Н., Лучкин Я., Стогул Б., Хворостьянова А., Хворостьянов Иван, Малахов В.) - следует обратить особое внимание на ребят, которые испытывают определенные трудности в учебном процессе
Слайд 12
Комплексная диагностическая работа
Недостающий уровень - -
Базовый уровень (7 – 15 б.) -2 человека
Повышенный уровень (16 – 20 б) – 10 человек
Высокий уровень (21 -24 б) – 17 человек
Слайд 13
ВПР – окр мир ВПР – математика ВПР – русский язык
«5» - 16 человек «5» - 18 человек «5» - 13 человек
«4» - 11 человек «4» - 10 человек «4» - 13 человек
«3» - 1 человек «3» - 1 человек «3» - 3 человека
5. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.
В классе есть дети с творческим мышлением, способные фантазировать, нестандартно мыслить. Наблюдается потребность ребят в реализации их творческого потенциала. В нашей гимназии создаются все необходимые условия для их реализации.
6. Уровень воспитанности членов коллектива, усвоение ими социального опыта.
Во время учебного процесса в основном ученики дисциплинированны, ответственны, являются активными участниками учебного процесса.
Вывод:
- сохранить преемственность между начальной школой и средним звеном (еще началась в прошлом году, когда шла подготовка к выпускному вечеру и будущие первоклассники вместе с 4 классом готовились к выступлению), в этом году 5 классники приходят в гости, оказывают помощь первоклассникам, помогают на переменах, проверяют готовность к уроку…
- продолжить работу, совместно с новым классным руководителем по вопросу, затрагивающему вопрос становления здорового и сплоченного коллектива, где имеют место быть доверительные отношения между сверстниками, взаимоуважение между учителями и учениками, а так же между учениками в целом;
- продолжить работу УС класса;
- продолжать развивать творческий потенциал в детях;
- продолжать воспитывать в детях ответственное отношение к учебному процессу.
Слайд 14 Спасибо за внимание)
План-анализ воспитательной работы
в классе за 2017-2018 учебный год
Класс 4 В Классный руководитель Панюжева И. В.
Цель воспитательной работы в 4 «В» классе за 2017-2018 год – создание условий для становления устойчивой, физически и духовно здоровой, творческой личности со сформированными ключевыми компетентностями, готовой войти в информационное сообщество, способной к самоопределению в обществе.
Задачи: - формировать гражданско-патриотическое сознание: развивать чувства сопричастности к истории, малой родины, Отечества; - воспитывать активную жизненную позицию через творческую и проектную деятельность; - развивать у учащихся инициативу, стремление к самообразованию, саморазвитию, самоуправлению, способности к успешной социализации в обществе и культуру межличностных отношений; - приобщать к здоровому образу жизни; - совершенствовать условия взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.
Направления деятельности: - учебно - познавательная деятельность; - духовно – нравственное воспитание; - гражданско - патриотическое воспитание; - физкультурно – оздоровительное воспитание; - экологическое воспитание; - экскурсионная деятельность; - самоуправление в классе; - семейное воспитание
Воспитательная работа в 4 «В» классе строилась на основе общешкольного плана воспитательной работы и мероприятий, проводимых в ОЛГ и образовательных и воспитательных мероприятиях города «Одинцово» и Московской области.
В течение года уделялось большое внимание работе по вовлечению ребят в процесс обучения и воспитания, созданию ситуации успеха, развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ученика. Ребята активно участвовали во внеклассных и общешкольных мероприятиях, награждены похвальными листами, дипломами и грамотами.
Участие различного уровня мероприятиях учащихся 4 «в» класса.
Название мероприятия | Участие | Фамилии участников | Результат |
Международные и Всероссийские |
Дистанционные олимпиады Математический Конкурс «Кенгуру» Конкурс «Русский медвежонок» Конкурс «Интеллектуальный марафон» | | Куровский Владислав Машонский Александр 10 человек 6 человек 25 человек | Победитель,1, 2, 3 места Победитель, 2, 3 места участники участники |
Районные |
Районный турнир по шахматам «Белая ладья» Районная выставка «Школа мастерства» в номинации «Оригами» Районный конкурс рисунков «Пушкин и дети» в номинации «Декоративно – прикладное искусство» Муниципальный конкурс на лучшее знание государственной символики России в номинации «Государственные символы моей страны» (видеоролик) Движение гражданской колонны, митинг у Мемориала Славы (Вечный огонь) Шествие «Бессмертный полк» | | Гордеева Лилия Голубева Анастасия Кабанов Александр Машонский Александр Дубчак Александр, Метаева Эльза, Росс Ева 6 человек | грамота 5 место грамота 2 место грамота призер участник участник участник |
Региональный |
Интеллектуальный марафон «Рыжий кот» | | 4 человека | участники |
Гимназические |
Конкурс рисунков и поделок на Новый год, ко Дню матери, к дню народного единства, ко дню здоровья, ко Дню Победы | | Богатищева В., Вовк Б., Голубева А., Ильина Е., Кузьмина К., Кабанов А., Малахов В., Мудрик В., Машонский А. | Победитель, 1, 2, 3 места |
Конкурс чтецов «Живое слово» | | Коваль Мария | призер |
Соревнования по плаванию | | Кузьмина Екатерина | 2 место |
Турнир по шахматам | | Гордеева Лилия | 2 место |
Турнир по мини – футболу среди сборных команд 4 классов | | Команда 10 человек | 2 место |
Всероссийский конкурс сочинений в жанре «сказка», «рассказ» (на уровне гимназии) | | Богатищева Варвара Росс Ева Ерещенко Степан | призер призер участник |
Классные |
Интеллектуальные игры; викторины (литературное чтение, окружающий мир, математика, русский язык); тематический интегрированный библиотечный урок /окружающий мир, литературое чтение/ «Скажи -ка, дядя, ведь недаром…»; мастер – классы; защита тематических индивидуальных /групповых/проектов по истории | | весь класс | |
Экскурсии: «Бородино»; «Музей Космонавтики»; «Фабрика мороженого «Чистая линия»»; выездной мастер – класс по росписи имбирных пряников; выездной спортивный праздник «Здравствуй, лето!». | | весь класс | развитие кругозора, повышение познавательного интереса, сплочение детского коллектива |
Работа с родителями.
Тема родительского собрания | Дата | Решение |
Организационное собрание. | 6. 09. 2017 г. | 1.Закупка рабочих тетрадей. 2. Приобрести настольный глобус, демонстрационные карты / «Физическая карта мира. Карта полушарий» и пр./ 2. Школьная форма. |
Адаптация ребёнка в 4 классе | 4.10. 2017 г. | 1.Создание условий для успешной адаптации ребёнка в школе, рекомендации классного руководителя и школьного психолога. 2.Выбор родительского комитета. |
Итоги 2 триместра. Учебно – организационные вопросы. Рекомендации. Подготовка индивидуальных /групповых/ творческих проектов класса | 16. 03. 2018 г. | 1.Рекомендации по учебно-воспитательному процессу 2.Организационные вопросы по индивидуальным проектам |
4.Итоговое родительское собрание. Результаты ВПР обучающихся. «Пятиклассник – новый статус младшего школьника» | 18. 05. 2018 г. | 1.Рекомендации родителям об особенностях обучения в среднем звене школы. 2. Индивидуальные рекомендации родителям. 3. Учебные достижения по результатам ВПР каждого ребенка и класса в целом |
5.Текущие вопросы (индивидуальные консультации) по учебной и воспитательной деятельности, промежуточные и итоговые результаты | В течение учебного года | 1.Классные успехи. 2.Организация защиты индивидуальных проектов. 3.Достижения обучающихся в учебной деятельности и воспитательной работ. |
Индивидуальная работа с учащимися.
Ф.И учащегося | Форма работы | результат |
Машонский Александр, Куровский Владислав Богатищева Варвара, Росс Ева Ерещенко Степан | Задания по русскому языку и математике для подготовки к олимпиадам, конкурсам Задания по литературному чтению; русскому языку «Проба пера» | 1 и 2 места в школьных олимпиадах, дистанционных международных и всероссийских олимпиадах; Призеры. Всероссийский конкурс сочинений в жанре «сказка», «рассказ» (на уровне гимназии) |
Коваль Мария Богатищева Варвара | Развитие мимики, жестов, навыков выразительной речи | Призер в конкурсе чтецов в гимназии «Живое слово» Участник в конкурсе чтецов в гимназии, посвященном «9 Мая» |
Диагностическая работа.
Тема | Форма работы | результат |
Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) | диагностика | Выявлены дети с высоким, хорошим и средним уровнем воспитанности. Выявленные дети с уровнем воспитанности ниже среднего соответствуют наблюдениям классного руководителя. Систематически проводилась индивидуальная работа с обучающимися, индивидуальные беседы с родителями. |
Система взаимоотношений в классе, адаптация в классе, к учителю, школе | опросник «мой класс» | выявленные лидеры, «трудные дети» соответствуют наблюдениям классного руководителя |
Цель и задачи на следующий учебный год – вести педагогическое сотрудничество с классным руководителем 5 «В» класса, оказывать помощь в адаптации будущим пятиклассникам, организовать и провести творческий проект «Праздник Букваря» /преемственность между начальным звеном и средним звеном/.