ГУО Ходосовский детский сад
Преемственность в работе
учителя-дефектолога
и других специалистов
в дошкольном учреждении
Мицкович Екатерина Сергеевна
2024г.
Важную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса играет преемственность в работе учителя-дефектолога и других специалистов.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется:
-четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду,
-правильным распределении нагрузки в течение дня ,
-преемственностью в работе учителя-дефектолога, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, воспитателя, родителей.
Учитель-
Педагог-
дефектолог
психолог
Схема взаимодействия специалистов
Заведующий дошкольного учреждения,
Методист.
Воспитатель
Музыкальный
Воспитанник
руководитель
Руководитель
Физ.
воспитания
Условия организации взаимодействия участников коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса в ДУ
Наличие
Планирование и
участников
организация
коррекционно-
коррекционно-
педагогического процесса
педагогического
процесса
Создание специальной пространственной
предметно-развивающей среды
Алгоритм взаимодействия участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса
Диагностический этап
Аналитико-исследовательский
этап
Организационно-проектировочный
этап
Коррекционно-развивающий
этап
Итоговый
этап
Взаимодействие специалистов
Групповая работа по педагогическому
Индивидуальное
просвещению
консультирование
(семинары, консультации,
круглые столы)
Взаимосвязь с социальным окружением
(консультирование,
прослеживание динамики
развития детей)
Практические формы
(семинары-тренинги, семинары-практикумы,
выпуск печатных изданий, стенгазет
специалистами)
Совместное обследование детей
Планирование занятий
Проведение открытых занятий
Тематические встречи за круглым столом
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ учителя-дефектолога и воспитателя
Консультации для воспитателей
Творческие микрогруппы
Проведение семинаров
Взаимопосещение занятий
Тетрадь преемственности
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекции речевых нарушений
Воспитатель
совместно с учителем-дефектологом участвует в исправлении у детей речевых нарушений( закрепляет приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации), а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
Совместно с воспитателем .учитель-дефектолог оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания
В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умения практически использовать разные модели высказывания - от простых до более сложных.
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекции речевых нарушений
- Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности . В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения
Совместно готовятся и проводят праздники, развлечения .
- Данные мероприятия являются важной частью коррекционно – педагогической деятельности с детьми. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы .
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекции речевых нарушений
- Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для развития у детей самостоятельной речи. Воспитатель организует такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно развивает умение детей кратко или развернуто отвечать на вопросы, в зависимости от этапа коррекционной работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка
Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе
- Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе
- Руководитель физического воспитания
работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений. Решает следующие базовые задачи: сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса.
Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе
развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т. д. На занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевыми нарушениями.
Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников