СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в образовании школьников и дошкольников в условиях введения ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управленческая  команда и  педагогический коллектив  начальной  школы  в  высокой степени  заинтересованы в  осмыслении и решении  проблем  преемственной  связи двух смежных  ступеней  общего образования – дошкольного и начального школьного.  В нашей практике  мы  рассматриваем  реализацию принципов  преемственности  как  движение смежных  звеньев  навстречу  друг  другу. Действительно,  требования  и  образовательные ориентиры   двух  звеньев  слишком разнятся, даже в части  используемых  понятий  и терминологии.

В течение года реализации проекта работа строилась по следующим направлениям.

Во-первых, это уточнение взаимных представлений о результатах образовательной работы в детском саду и требованиях школы к первокласснику. Анализируя результаты диагностики  и результаты педагогического наблюдения учителей начальных классов за своими воспитанниками, смогли выработать систему предложений, просьб и требований для воспитателей детского сада. Среди этих просьб – усиление работы по трудовому воспитанию (недостаточно развиты навыки самообслуживания и ручного труда), увеличение требований к формированию операций мышления и качественных характеристик предметной готовности. Особая просьба – формирование культуры безопасности и навыков социального поведения.

Во-вторых, это повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации индивидуальной работы с нашими учениками. Дети приходят к нам не «чистым листом», они имеют свою историю, свой характер, представления, желания и интересы. Мы в своей работе  организовали обучение по вопросам возрастной психологии и физиологии дошкольников и младших школьников, а так же поставили перед педагогами детского сада и школы задачу по обмену информацией о детях. Ведь не секрет, что даже данные официальной психологической диагностики детского сада не попадают в руки учителю, они просто не востребованы! Но есть и тонкие педагогические наблюдения за каждым из воспитанников, которые воспитатель делает в своей ежедневной работе, и эти наблюдения помогут сохранить ребенку психику, поддержать его, выстроить отношения, способствующие развитию и раскрытию способностей.

В-третьих, мы выбрали курс на методическое сближение педагогических процессов детского сада и школы. Речь идёт о переходе к новым образовательным программам. Как уже упоминалось, детский сад в учебном году перешел на программы «Мир открытий», наша начальная школа осваивает курс по математике «Учусь – учиться» по системе Петерсон.

В-четвертых, это ведущая идея событийности, которая в настоящее время пронизывает весь педагогический процесс Гимназии. Построение образовательного процесса  по  «со-бытийному» принципу, позволяет сделать жизнь детей детском саду и наших младших школьников более интересной, а образовательный процесс – мотивированным и насыщенным.

Теперь мы стараемся уходить от логики мероприятия к логике события в построении нашей воспитательной работы и внеучебной деятельности. Это трудная работа, требующая от педагогов не только креативности, но прежде всего душевного старания, желания сделать жизнь детей более яркой.

Если мы посмотрим тематическое планирование детского сада и планы воспитательной работы школы, мы увидим, насколько они близки:

--- День Знаний; День учителя, Неделя добра и т.д. Очевидной становится мысль о введении сквозных линий мероприятий в единой Гимназии, о привлечении воспитанников и педагогов смежных звеньев в единое событие.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в образовании школьников и дошкольников в условиях введения ФГОС.»

Рахманова Н.Н., заместитель директора по УВР. Преемственность в образовании школьников и дошкольников в условиях введения ФГОС.

Управленческая команда и педагогический коллектив начальной школы в высокой степени заинтересованы в осмыслении и решении проблем преемственной связи двух смежных ступеней общего образования – дошкольного и начального школьного. В условиях единого образовательного учреждения – Гимназии – такое взаимодействие двух звеньев может рассматриваться как ресурс развития, как способ повысить качество образования.

Мы рассматриваем реализацию принципов преемственности как движение смежных звеньев навстречу друг другу. В нашей работе мы выделили и организовали работу по следующим направлениям.

Во-первых, это уточнение взаимных представлений о результатах образовательной работы в детском саду и требованиях школы к первокласснику. В дошкольном образовании по ФГОС требования к результатам освоения программ представлены в виде целевых ориентиров. Перед воспитателями стоит важная задача помочь научиться ребенку налаживать отношения, обслуживать себя, организовывать свое рабочее место, исследовать этот мир, умение работать в команде, в группе, в парах, уметь проигрывать и хотеть победить. Требований к предметным знаниям и умениям, особенно специальным (читать\писать\считать) программой не ставится. Педагогам начальной школы хотелось бы видеть, что воспитанники детского сада имеют хорошие предпосылки для формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (УУД), позволяющих осуществить плавный переход от дошкольного к школьному образованию. Однако диагностика выявляет иное. В первом классе с обучающимися -первоклассниками проводится комплексная диагностическая работа по определению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. Данная диагностика выявила следующее: уровень сформированности познавательных (логических) универсальных учебных действий, таких, как «сравнение», «анализ», «классификация», «знако-символическое моделирование», в основном находится на среднем и низком уровнях. А ведь известно, что сформированность данного универсального учебного действия влияет на формирование осознанного чтения, грамотного письма, вычислительных навыков, умения решать задачи и т. д. Мы обсудили с воспитателями ситуацию и пришли к выводу, что требования и образовательные ориентиры двух звеньев слишком разнятся, даже в части используемых понятий и терминологии. Необходимо научное осмысление этих разных подходов к практически одному детскому возрасту и выстраивание на этой основе единой диагностики и единых методических рекомендаций.

В нашем случае мы, анализируя как результаты диагностики, так и результаты педагогического наблюдения учителей начальных классов за своими воспитанниками, смогли выработать систему предложений, просьб и требований для воспитателей детского сада. Среди этих просьб – усиление работы по трудовому воспитанию (недостаточно развиты навыки самообслуживания и ручного труда), увеличение требований к формированию операций мышления и качественных характеристик предметной готовности. Особая просьба – формирование культуры безопасности и навыков социального поведения.

Во-вторых, это повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации индивидуальной работы с нашими учениками. Дети приходят к нам не «чистым листом», они имеют свою историю, свой характер, представления, желания и интересы. Традиционно первые месяцы обучения педагог тратит на узнавание детей и формирование о них мнения, иногда очень субъективного. Мы в своей работе по реализации принципов преемственности пошли следующим путем.

Во-первых, организовали обучение по вопросам возрастной психологии и физиологии дошкольников и младших школьников. Безусловно, у педагогов эти представления были, мы их лишь актуализировали и предложили посмотреть на детей не с точки зрения «удобности» для процесса обучения, а как на растущих, развивающихся, самобытных и интересных личностей.

Во-вторых, мы поставили перед педагогами детского сада и школы задачу по обмену информацией о детях. Ведь не секрет, что даже данные официальной психологической диагностики детского сада не попадают в руки учителю, они просто не востребованы! Но есть и тонкие педагогические наблюдения за каждым из воспитанников, которые воспитатель делает в своей ежедневной работе, и эти наблюдения помогут сохранить ребенку психику, поддержать его, выстроить отношения, способствующие развитию и раскрытию способностей.

В-третьих, мы выбрали курс на методическое сближение педагогических процессов детского сада и школы. Речь идёт о переходе к новым образовательным программам. Детский сад в учебном году перешел на программы «Мир открытий», наша начальная школа осваивает курс по математике «Учусь – учиться». Программа в детском саду и курс математики в начальной школе выстроены на основах системно-деятельностной педагогики Л.Г. Петерсон. Наши образовательные звенья даже получили статус Федеральной исследовательской площадки по этому направлению. Но для нас важно, что эта преемственность образовательных программ задает единые требования к ребенку, единые ожидания в отношении его развития, его активности и самостоятельности, в том числе в сфере поисково-исследовательской деятельности.

В-четвертых, это ведущая идея событийности, которая в настоящее время пронизывает весь педагогический процесс Гимназии. Построение образовательного процесса по «со-бытийному» принципу, позволяет сделать жизнь детей детском саду и наших младших школьников более интересной, а образовательный процесс – мотивированным и насыщенным. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, для получения опыта, его осознания. Наши события – это яркие моменты в жизни ребенка, которые противостоят рутине, которые приостанавливают ежедневное учение, для того чтобы ребенок мог продемонстрировать свои знания и умения, получить радость и удовольствие от чуть нетрадиционного времяпрепровождения в школе, применить свои знания и навыки в нестандартной ситуации.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания. Эти события могут быть связаны с нашими традиционными праздниками («День защитника Отечества») или быть самостоятельно придуманными и сконструированными педагогами («Автостопом по Галактике»), но всегда – это яркое событие в жизни детей, это фейерверк и праздник детства, который эмоционально затронет всех участников. По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Теперь мы стараемся уходить от логики мероприятия к логике события в построении нашей воспитательной работы и внеучебной деятельности. Это трудная работа, требующая от педагогов не только креативности, но прежде всего душевного старания, желания сделать жизнь детей более яркой. И вот здесь хорошую помощь нам может оказать взаимодействие со смежными звеньями единого образовательного учреждения: включение в работу по конструированию события волонтеров из старшего звена даёт огромный эмоциональный и развивающий эффект. Также и наши дети – ученики начальной школы – становятся событием для воспитанников детского сада.

Если мы посмотрим тематическое планирование детского сада и планы воспитательной работы школы, мы увидим, насколько они близки:

• День Знаний;

• День дошкольного работника; День учителя;

• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества, День Победы);

• явления нравственной жизни («Неделя добра»);

• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (День матери, Новый год,  День 8 марта, Праздник весны и труда) и т.д.

Очевидной становится мысль о введении сквозных линий мероприятий в единой Гимназии, о привлечении воспитанников и педагогов смежных звеньев в единое событие. По этому направлению наша начальная школа и планирует развиваться в рамках дальнейшего многолетнего осуществления проекта по реализации задач преемственности на основе со-бытийного подхода.

Комплексное развитие универсальных учебных действий, которые являются логикой ФГОС НО, возможно через включение детей как школьного, так и дошкольного возраста в события-мероприятия Гимназии. Возможно развивать следующие социально-значимые навыки:

  • Самосознание: способность распознавать собственные эмоции и выстраивать связи между своими чувствами, мыслями и поведением.

  • Управление собой: способность конструктивно управлять своими эмоциями, мыслями и поведением, самоконтроль.

  • Социальная осведомленность: способность ставить себя на место другого и демонстрировать эмпатию.

  • Навыки общения: способность создавать и поддерживать здоровые отношения.

  • Ответственность в принятии решений: способность принимать верные решения относительно собственного поведения и взаимодействия с другими.

Т.о., глубокая внутренняя связь дошкольного и начального школьного образования, определяет приоритеты развития детей и позволяет повысить качество образования, сделать педагогическую деятельность школы более гуманитарной, «человекоцентрированной» и современной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!