Приемущества и недостатки
использования информационно – коммуникационных технологий на уроках.
Маленко Е.Н.
2021г
Преимущества использования ИКТ
в современном образовании
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений и задач.
3. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Положительное влияние использования ИКТ .
На личность обучающегося:
- ИКТ способствует развитию новых форм учебной деятельности;
- ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
- ИКТ способствует возрождению эпистолярного творчества (навыки письменного общения, письменной речи, умение в письменной форме выражать мысли и т.д.).
Для учителя.
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышение у обучающихся мотивации к обучению;
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Негативное влияние ИКТ на личность обучающегося.
1. Н аряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией , что предполагает в учебном процессе уход от живого диалогического общения участников образовательного процесса.
2. Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ во всех формах образования является свертывание социальных контактов, т.е. сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.
3. Парадокс формирования знаний. Его недостаток состоит в том, что знаковые системы закрывают обучающемуся возможности практического отношения к действительности, из-за чего многие обучающиеся не смогут применять знания на практике. Т.е. усвоение знаний необходимо осуществлять в контексте выполнения действий и наоборот - выполнение действий должно проводиться в контексте их теоретической основы, а не с опорой на знаковые системы.
4. Доступность большого объема информации. Обучающиеся зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, большие объемы текста легче и удобнее читать на бумаге, а не экране.
5. Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями. Когда обучающемуся одновременно демонстрируют несколько типов мультимедийной информации, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими. Так можно пропустить важную информацию. Более того, возможности людей по одновременному использованию органов чувств ограничены, что может негативно сказаться на потенциале мультимедийных материалов.
6. Возможности “обратной связи” с пользователем в учебных средствах ИКТ, как правило, весьма ограничены. Компьютеры в большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяют его возможности. Как правило, “обратная связь” приложения ограничивается контролем ответов на уровне “правильно/неправильно”, и не поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения, не предоставляет дальнейших объяснений по поводу верного или ошибочного ответа. Мультимедийное средство ИКТ не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечать на них подобно преподователю.
7. Для обучающихся гораздо эффективнее проведение реальных опытов своими руками, а не изучение визуальным способом.
8 . Использование информации из сети Интернет приводит также к тому, что учащиеся не заинтересованы в создании чего-то нового, а просто используют готовый материал из статей, докладов, рефератов, выложенных в свободном доступе, что приводит к снижению качества образования.
9. Наблюдаются определенные негативные явления в информационной сфере, которые требуют в процессе образования сформировать у школьника механизмы психологической защиты от информационных манипуляций и агрессии массовой культуры, воздействия недостоверной, ложной информации, дезинформации и др.
Одним из проявлений негативного влияния ИКТ на личность школьников является девиантное (отклоняющееся) поведение. Под негативным девиантным поведением в сфере компьютерных технологий понимается осознанное или неосознанное использование ИКТ для совершения тех или иных воздействий, направленных на причинение морального, физического или экономического вреда организациям или частным лицам. К наиболее распространенным проявлениям негативного девиантного поведения в сфере компьютерных технологий относят: интернет-зависимость, игроманию и киберпреступность.
Положительные факторы, при работе за компьютером:
• возможность проявить творческие способности
• повышение заинтересованности учащихся
• повышение качества образования
• возможность снять эмоциональное напряжение
• индивидуализация обучения
Факторы вредного воздействия, при работе за компьютером:
• усталость глаз
• нагрузка на кистевые суставы
• зависимость от интернета
• неподвижность в течении долгого времени
Рекомендации педагогам: применение на практике здоровьесберегающих технологий.
1) Соблюдение адекватных условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность использования методик обучения и воспитания, адекватность использования информационных технологий).
2) Соблюдение организации учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями к работе с компьютером).
3) Соблюдение учебной и физической нагрузки в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
4) Соответствие нормированного времени использования компьютера.
5) Соблюдение Санитарных правил и норм в процессе обучения.
6) Включение в уроки здоровьесберегающих технологий (проведение физминуток, зарядка для глаз и т.д.)
Несмотря на необходимость использования средств ИКТ не следует преувеличивать важность и возможность компьютеров. Нельзя забывать о том, что передача информации не является гарантией передачи знаний и культуры. Необходимо помнить о том, что информационно-коммуникационные технологии - это всего лишь эффективные вспомогательные средства в образовательном процессе.
Литература:
- Карнаухов Д.А. Психология сети Интернет. Томск, 2004.
- Мельникова Е.С. ИКТ и вред здоровью учащихся // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6205 (дата обращения: 20.11.2016).