СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преимущества и недостатки использования ИКТ в обучении иностранному языку.- Маленко Е.Н.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«приемущества и недостатки ИКТ»

Преимущества и недостатки использования ИКТ в обучении иностранному языку.

Маленко Е.Н. 2021г

Меньше часа длится урок, а учителю сделать надо многое: проверить домашнее задание, поставить перед учениками проблему, организовать деятельность по поиску ее разрешения, закрепить новый материал, увидеть рост каждого ученика, создать ситуацию успеха. Как здесь можно обойтись без электронного помощника?

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Применение ИКТ на уроках дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии использую с разной целью и на различных этапах урока:

  1. иллюстративное, наглядное объяснение материала;

  2. самостоятельное обучение с отрицанием деятельности учителя;

  3. самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

  4. частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

  5. использование тренинговых (тренировочных) программ;

  6. использование диагностических и контролирующих материалов;

  7. выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  8. использование компьютера для вычислений, построения графиков;

  9. использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

  10. использование игровых и занимательных программ;

  11. использование информационно-справочных систем;

  12. организация проектной деятельности учащихся;

  13. дистанционное обучение.

Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.

Достоинства

Недостатки, проблемы использования

  • индивидуализация обучения;

  • интенсификация самостоятельной работы учащихся;

  • рост объема выполненных на уроке заданий;

  • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;

  • повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

  • интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

  • этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

  • применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

  • освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

  • нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

  • у учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

  • недостаточная компьютерная грамотность учителя.

  • отсутствие контакта с учителем информатики.

  • в рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

  • отсутствие демонстрационного центра.

  • сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

  • не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.

  • не хватает компьютерного времени на всех.

  • в школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.

  • при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

  • существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.




Наглядность, изобразительность

Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов; иногда возникающие проблемы с подключением к сети интернет

Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами

Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках

Вариативность представления учебного материала

Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке

Интерактивность (в ряде случаев)

Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР

Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках)

Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности

Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории

Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности

Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс

Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием

Изучение объекта в движении, изменении, развитии

Объективность и быстрота оценивания

в компьютерном тестировании

Математическая обработка результатов

Организация самоконтроля в удобное время

Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете)

Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности

Использование большой базы объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций

Возможность виртуальной экскурсии

Оперативное получение информации энциклопедического характера

Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника



Вывод:

Таким образом, компьютеризация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные психологические и методологические проблемы. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно иные методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения человеком новых типов информации.

При введении новых информационных технологий в процесс обучения необходимо поставить следующие задачи:
1. Ознакомление учителей с положительными и отрицательными
аспектами использования информационных и коммуникационных технологий в начальном и общем среднем образовании;
2. Формирование представления о роли, месте информатизации образования в информационном обществе;
3. Формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения средств ИКТ.
С каждым годом современные технологии улучшаются и совершенствуются. И каждый педагог в своей профессиональной деятельности должен не только совершенствовать свои знания в использовании средств ИКТ в образовательном процессе, но и искать, находить новые интересные методы проведения занятий, которые сделают структуру урока более эффективной и познавательной.





Литература:

  1. Карнаухов Д.А. Психология сети Интернет. Томск, 2004.  

  2. Мельникова Е.С. ИКТ и вред здоровью учащихся // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6205 (дата обращения: 20.11.2016).



Просмотр содержимого презентации
«0005bf42-3a530e6f»

Приемущества и недостатки использования информационно – коммуникационных технологий на уроках.    Маленко Е.Н.  2021г

Приемущества и недостатки

использования информационно коммуникационных технологий на уроках.

Маленко Е.Н.

2021г

Преимущества использования ИКТ

в современном образовании

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений и задач.

3. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Положительное влияние использования ИКТ . На личность обучающегося:  ИКТ способствует развитию новых форм учебной деятельности;  ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;   ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;   ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;   ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;   ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;  ИКТ способствует возрождению эпистолярного творчества (навыки письменного общения, письменной речи, умение в письменной форме выражать мысли и т.д.).  Для учителя. 

Положительное влияние использования ИКТ .

На личность обучающегося:

  • ИКТ способствует развитию новых форм учебной деятельности;
  • ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету; 
  • ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету; 
  • ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли; 
  • ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; 
  • ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  • ИКТ способствует возрождению эпистолярного творчества (навыки письменного общения, письменной речи, умение в письменной форме выражать мысли и т.д.).

Для учителя. 

  • экономию времени на уроке; 
  • глубину погружения в материал; 
  • повышение у обучающихся мотивации к обучению;
  • интегративный подход в обучении; 
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; 
  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; 
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Негативное влияние ИКТ на личность обучающегося. 1. Н аряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с  тотальной индивидуализацией , что предполагает в учебном процессе уход от живого диалогического общения участников образовательного процесса. 2. Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ во всех формах образования является  свертывание социальных контактов, т.е. сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Негативное влияние ИКТ на личность обучающегося.

1. Н аряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с  тотальной индивидуализацией , что предполагает в учебном процессе уход от живого диалогического общения участников образовательного процесса.

2. Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ во всех формах образования является  свертывание социальных контактов, т.е. сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

3.  Парадокс  формирования знаний. Его недостаток состоит в том, что знаковые системы закрывают обучающемуся возможности практического отношения к действительности, из-за чего многие обучающиеся не смогут применять знания на практике.  Т.е. усвоение знаний необходимо осуществлять в контексте выполнения действий и наоборот - выполнение действий должно проводиться в контексте их теоретической основы, а не с опорой на знаковые системы.  4. Доступность большого объема информации. Обучающиеся зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной  отвлечения пользователя от изучаемого материала  из-за различных несоответствий.  К тому же, большие объемы текста легче и удобнее читать на бумаге, а не экране.

3. Парадокс формирования знаний. Его недостаток состоит в том, что знаковые системы закрывают обучающемуся возможности практического отношения к действительности, из-за чего многие обучающиеся не смогут применять знания на практике. Т.е. усвоение знаний необходимо осуществлять в контексте выполнения действий и наоборот - выполнение действий должно проводиться в контексте их теоретической основы, а не с опорой на знаковые системы.

4. Доступность большого объема информации. Обучающиеся зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной  отвлечения пользователя от изучаемого материала  из-за различных несоответствий.  К тому же, большие объемы текста легче и удобнее читать на бумаге, а не экране.

      

5. Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило,  обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями.  Когда обучающемуся одновременно демонстрируют несколько типов мультимедийной информации, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими. Так можно пропустить важную информацию. Более того, возможности людей по одновременному использованию органов чувств ограничены, что может негативно сказаться на потенциале мультимедийных материалов.

6.   Возможности “обратной связи”  с пользователем в учебных средствах ИКТ, как правило, весьма ограничены. Компьютеры в большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяют его возможности. Как правило, “обратная связь” приложения ограничивается контролем ответов на уровне “правильно/неправильно”, и не поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения, не предоставляет дальнейших объяснений по поводу верного или ошибочного ответа. Мультимедийное средство ИКТ не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечать на них подобно преподователю.

 

7. Для обучающихся гораздо эффективнее проведение реальных опытов своими руками, а не изучение визуальным способом.

8 . Использование информации из сети Интернет приводит также к тому, что учащиеся не заинтересованы в создании чего-то нового, а просто используют готовый материал из статей, докладов, рефератов, выложенных в свободном доступе, что приводит к снижению качества образования.

9. Наблюдаются определенные негативные явления в информационной сфере, которые требуют в процессе образования сформировать у школьника механизмы психологической защиты от информационных манипуляций и агрессии массовой культуры, воздействия недостоверной, ложной информации, дезинформации и др.

Одним из проявлений негативного влияния ИКТ на личность школьников является девиантное (отклоняющееся) поведение. Под  негативным   девиантным поведением в сфере компьютерных технологий понимается осознанное или неосознанное использование ИКТ для совершения тех или иных воздействий, направленных на причинение морального, физического или экономического вреда организациям или частным лицам. К наиболее распространенным проявлениям негативного девиантного поведения в сфере компьютерных технологий относят: интернет-зависимость, игроманию и киберпреступность.

Положительные факторы, при работе за компьютером: •          возможность проявить творческие способности •          повышение заинтересованности учащихся •          повышение качества образования •          возможность снять эмоциональное напряжение •          индивидуализация обучения Факторы вредного воздействия, при работе за компьютером: •          усталость глаз •          нагрузка на кистевые суставы •          зависимость от интернета •          неподвижность в течении долгого времени

Положительные факторы, при работе за компьютером:

•          возможность проявить творческие способности

•          повышение заинтересованности учащихся

•          повышение качества образования

•          возможность снять эмоциональное напряжение

•          индивидуализация обучения

Факторы вредного воздействия, при работе за компьютером:

•          усталость глаз

•          нагрузка на кистевые суставы

•          зависимость от интернета

•          неподвижность в течении долгого времени

Рекомендации педагогам: применение на практике здоровьесберегающих технологий.

1) Соблюдение адекватных условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность использования методик обучения и воспитания, адекватность использования информационных технологий).

2) Соблюдение организации учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями к работе с компьютером).

3) Соблюдение учебной и физической нагрузки в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

4) Соответствие нормированного времени использования компьютера.

5) Соблюдение Санитарных правил и норм в процессе обучения.

6) Включение в уроки здоровьесберегающих технологий (проведение физминуток, зарядка для глаз и т.д.)

Несмотря на необходимость использования средств ИКТ не следует преувеличивать важность и возможность компьютеров. Нельзя забывать о том, что передача информации не является гарантией передачи знаний и культуры. Необходимо помнить о том, что   информационно-коммуникационные технологии   - это всего лишь эффективные вспомогательные средства в образовательном процессе. 

Литература:

Литература:

  • Карнаухов Д.А. Психология сети Интернет. Томск, 2004.  
  • Мельникова Е.С. ИКТ и вред здоровью учащихся // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6205 (дата обращения: 20.11.2016).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!