СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преобразовательная деятельность Петра Великого

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок-практикум.

Цель урока: формирование информационной компетенции посредством работы с историческим источником.

Задачи урока:

Образовательная; углубить знания по разделу «Преобразования Петра Первого».

Развивающая: развитие умений работать с информацией.

Воспитательная; активизация познавательной деятельности путем вовлечения учащихся в обсуждение страниц истории России.

Оборудование урока: учебник, карточки с заданиями, исторический документ «Аттестат Петра Первого о прохождение курсов артиллерийских наук в Кенигсберге».

Просмотр содержимого документа
«Преобразовательная деятельность Петра Великого»

Преобразовательная деятельность Петра Великого

Тип урока: Урок-практикум.

Цель урока: формирование информационной компетенции посредством работы с историческим источником.

Задачи урока:

Образовательная; углубить знания по разделу «Преобразования Петра Первого».

Развивающая: развитие умений работать с информацией.

Воспитательная; активизация познавательной деятельности путем вовлечения учащихся в обсуждение страниц истории России.

Оборудование урока: учебник, карточки с заданиями, исторический документ «Аттестат Петра Первого о прохождение курсов артиллерийских наук в Кенигсберге».

I. Постановка цели и задач урока.

II. Вводное слово учителя: Во время первого пребывания в Кенигсберге в составе Великого посольства Петр I осматривал город, присматривался к традициям и обычаям местных жителей. Особое его внимание привлекла Фридрихсбургская крепость, расположенная на левом берегу реки Прегель. Там он познакомился с руководителем артиллерийско-фортификационной службы в Пруссии полковником Штернфельдом и договорился с ним о тренировках в стрельбе из артиллерийских орудий.



Прочитайте документ и Аттестат Петра I

Я, Генрих Штейтнер-фон-Штернфельд... над главною и полевою артиллериею полковник, над всеми крепостями Прусского княжества верховный инженер, свидетельствую, что предъявитель сего московский кавалер, именем господин Петр Михайлов, в минувшем году был здесь, в Кенигсберге, благоизволил дать мне знать, что желает он изучать огнестрельное искусство, в особенности метание бомб и гранат под моим руководством и наставлением. Я тем охотнее согласился удовлетворить его желание, что видел в нем высокопохвальное рвение к столь необходимому искусству, и при первом разговоре с немалым удивлением заметил, какая понятливая особа ищет моего содействия. Начало предвещало доброе исполнение, и я тем ревностнее, без потери времени, как здесь, в Кенигсберге, так и в приморской крепости Пиллау, ежедневно господина Петра Михайлова не только в теории науки, но и в практике частыми работами собственных рук его обучал и упражнял; в том и другом случае в непродолжительное время, к общему изумлению, он такие оказал успехи и такие приобрел сведения, что везде за исправного, осторожного, благоискусного, мужественного и бесстрашного огнестрельного мастера и художника признаваем и почитаем быть может. В чем сим свидетельством явственно и непреложно удостоверяю. Дано в Кенигсберге, 2 сентября 1698 г.







1 задание: Великое московское посольство прибыло в Пруссию:

  • в 1689 г. 2. в 1690 г. 3. в 1697 г. 4. В 1968 г.



2 задание: Назовите современные названия городов Пруссии, которые упоминаются в тексте: Кенигсберг, Пиллау.



3 задание: Объясните, почему в тексте Петр I назван господином Петром Михайловым?



4 задание: Как относился, судя по тексту документа, к своему ученику прусский полковник? Приведите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение.



5 задание: Каким учеником был Петр I? Приведите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение.



6 задание: Объясните, как вы понимаете приведенное в тексте выражение: «исправный, осторожный, благоискусный, мужественный и бесстрашный огнестрельный мастер и художник»?



7 задание: Что нового об интересах, образе жизни Петра I вы узнали из текста документа?



IV. Совместная проверка работ.

Для обсуждения предлагаются вопросы:

На какие задания даны верные ответы и почему?

Что сделано неверно и почему?

Почему не удалось обнаружить необходимую информацию?

Почему выстроили неверное умозаключение?

На что не обратили внимание при чтении?

Учитель руководствуется комментариями к оцениванию результатов в баллах.

Задание 1. Деятельность: аналитический выбор информации.

1 балл — ответ 3; 0 баллов — все другие ответы.

Задание 2. Деятельность: работа с дополнительной информацией.

2 балла — верный ответ: Кенигсберг — Калининград; Пиллау — Балтийск; 1 балл — верный ответ дан только по одному названию; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 3. Деятельность: привлечение дополнительных знаний, аргументация.

2 балла — верный ответ: Петр Михайлов — имя и фамилия Петра I в обыденной жизни. На такое имя ему был выдан паспорт для заграничной поездки в 1697 г.; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 4. Деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации.

2 балла — верный ответ: полковник Штернфельд относился к Петру с уважением и симпатией: он пишет, что видел в своем ученике «высокопохвальное рвение», называет его понятливым; указывает, что он охотно согласился обучать Петра Михайлова; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 5. Деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, аргументация.

2 балла — верный ответ: способный, трудолюбивый, любознательный. Это подтверждают слова из документа: «ежедневно господин Петр Михайлов не только в теории науки, но и в практике... упражнялся», «в непродолжительное время, к общему изумлению» Петр показал большие успехи, получил обширные знания; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный или неполный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 6. Деятельность: рефлексия на содержание, аргументация, привлечение дополнительных знаний и личного опыта.

2 балла — может быть приведено следующее толкование: умелый, аккуратный, точно выполняющий все правила; достигший в своем деле высшего мастерства; мастер высшего уровня, профессионал; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный или неполный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 7. Деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, сопоставление информации.

2 балла — могут быть приведены следующие суждения: Петр I много времени уделял обучению военному искусству; это было ему интереснее, чем остальные занятия, был очень настойчивым, трудолюбивым, любо знательным; стремился все уметь и делать сам; iвел себя не как царь, а как простой ученик;

1 балл — дан верный по смыслу, но неточный

или неполный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.



Упражнение на развитие критического мышления

Указ Петра I от 09.12.1709:

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Первый Петр

Неизвестна история издания этого указа. Был ли Петр I в веселом настроении и с присущим ему юмором и образностью речи издал этот документ, или указ соответствовал духу времени?



  • Носит ли этот указ шутливый характер?

  • Если этот указ серьезен, почему он не будет воспринят современными людьми?

  • Если он носит форму шутки, тогда почему в государственном акте самодержец позволяет себе шутить?









Упражнение на развитие критического мышления

Указ Петра I от 09.12.1709:

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Первый Петр

Неизвестна история издания этого указа. Был ли Петр I в веселом настроении и с присущим ему юмором и образностью речи издал этот документ, или указ соответствовал духу времени?



  • Носит ли этот указ шутливый характер?

  • Если этот указ серьезен, почему он не будет воспринят современными людьми?

  • Если он носит форму шутки, тогда почему в государственном акте самодержец позволяет себе шутить?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!