СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ффнр

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. Р. Лурия рассматривал фонематический слух как способность к обобщению в отдельные группы разных звучаний, игнорируя случайные признаки звуков и используя существенные.

Просмотр содержимого документа
«Преодоление нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ффнр»

Оглавление Введение .................................................................................................................. 3 Глава I. Научно-теоретические основы формирования произносительной стороны речи у детей .............................................................................................. 7 1.1.Понятие «произносительная сторона речи»................................................... 7 1.2.Нарушения произносительной стороны речи у детей................................. 17 1.3.Методологические основы изучения и преодоления нарушений произносительной стороны речи у детей ........................................................... 23 1.3.1. Логопедическое обследование произносительной стороны речи у дошкольников........................................................................................................ 23 1.3.2. Преодоление и коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста ............................................................................. 28 1.4. Организационно-методические основы взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса в процессе преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста......................................................... 32 Выводы по Главе I:................................................................................................ 35 Глава II. Экспериментальное исследование состояния произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением фонетикофонематических компонентов речи .................................................................... 37 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента .. 37 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента ............................... 45 Выводы по Главе II: .............................................................................................. 51 Глава III. Логопедическая работа по формированию произносител 3 Введение В цепи задач, встающих перед дошкольным учреждением, одно из важнейших мест занимают задачи подготовки детей для обучения в школе. Одним из главных показателей подготовленности дошкольника к успешному обучению является хорошо развитая и правильная речь. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, дает ему возможность для более осознанного восприятия явлений окружающей действительности. Любые нарушения речи могут повлиять на деятельность и поведение ребёнка. Дети с нарушением речи начинают осознавать свой недостаток, в результате чего становятся молчаливыми, нерешительными, застенчивыми. Важнейшее значение имеет четкое и правильное произношение детьми слов и звуков во время обучения грамоте, потому как на основе устной формируется письменная речь, а упущения и недостатки устной речи способны привести ребенка к общей неуспеваемости [47]. Исследование детей в массовых дошкольных учреждениях выявили, что в старших и подготовительных к школе группах от сорока до шестидесяти процентов детей имеют те или иные отклонения в развитии речи [4]. Наиболее частыми нарушениями являются: фонетико-фонематическое недоразвитие речи при дислалии, дизартрии. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) в настоящее время очень распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Для детей с нарушениями формирования фонетико-фонематических процессов характерны определенные особенности фонематического восприятия и звукового оформления речи. У таких детей часто можно наблюдать ошибки различения звуков и звукопроизношения. Известно, что неполноценная речевая деятельность оказывает существенное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности детей. Поэтому, если вовремя не была проведена коррекция 4 трудностей в обучении, которые есть у детей с нарушениями речи, это может привести к формированию вторичных дефектов, например, таких как недоразвитие лексикограмматического строя речи. Преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие можно только с помощью целенаправленной комплексной работы. Работники дошкольных учреждений должны не только заниматься общим речевым развитием детей с ФФНР, но и они должны обучить детей правильному произношению, развить у них фонематическое восприятие, устранить имеющиеся у детей речевые недостатки к моменту поступления в школу. В дошкольных учреждениях логопедическая работа ведется по двум главным направлениям: профилактическому и коррекционному. Воспитателям нужно знать, какие существуют нарушения речи, как и когда они могут возникнуть, какими способами их можно выявить и устранить. Но в гораздо большей степени для педагога-логопеда важнее профилактическое направление, совпадающее по своему содержанию и задачам с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду». Успех коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, в полной мере зависит от степени взаимодействия каждого из специалистов ДОУ, как прямых участников процесса обучения и воспитания детей. Перечисленные обстоятельства подтверждают актуальность темы дипломной работы. Объект исследования – произносительная сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Предмет исследования – формирование правильной произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Цель исследования – разработка и апробация, содержание комплексной коррекционной педагогической работы по преодолению 5 нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФНР. В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования: 1. Изучить специальную литературу по теме исследования для определения теоретико-методологической основы исследования. 2. Выбрать методику изучения звукопроизношения у детей дошкольного возраста. 3. Экспериментально изучить состояние фонетических и фонематических компонентов речи детей дошкольного возраста с ФФНР и проанализировать результаты. 4. Разработать и апробировать содержание комплексной коррекционной педагогической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФНР. 5. Эксперименталь 6 Практической значимостью исследования является возможность применения полученных в ходе исследования данных логопедами, педагогами, воспитателями, которые осуществляют коррекционную работу с детьми с ФФНР. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений. 7 Глава I. Научно-теоретические основы формирования произносительной стороны речи у детей 1.1.Понятие «произносительная сторона речи» Произношение означает [7] особенности артикуляции звуков речи в каждом конкретном языке. Под правильным произношением подразумевается совокупность орфоэпических норм, которые присущи той или иной разновидности языка. Также произношением является способ, образ, манера выговора, усвоенная племенами, народами, местными жителями, различными слоями общества. Произносительная сторона речи охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся такие навыки, как голосообразование, речевое дыхание, соблюдение норм орфоэпии, воспроизведение звуков и их сочетаний, фразовая интонация со всеми ее средствами и словесное ударение. Произносительная сторона речи соединяет такие компоненты речевой деятельности как фонационное дыхание, звукопроизношение, просодика и голосовые функции, слоговая структура слова [46]. Рассмотрим компоненты, которые оказывают значительное влияние на качественную составляющую речи. Фонационное дыхание является наиболее полезным для речевого процесса типом дыхания так, как оно сопровождается работой межреберных мышц, диафрагмы, косых мышц живота. Он характеризуется [10]: 1. Активностью, с 8 4. Распределение выдоха – умение осознанно разделять объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки, так называемые порции. 5. Ритм этого типа дыхания сильно отличен от обычного: вдох - пауза - выдох. Вдох до пятнадцати раз может быть раз короче выдоха. При правильно натренированном дыхании выдох легко распределяется на двадцать пять, а порой и тридцать порций, при этом, не теряя полнозвучности слов. Чтобы этого достичь, нужно сознательно тренироваться. 6. Добор дыхания в процессе речи. Необходимо выучить быстрое, энергичное, а самое важное незаметное для слушателей подхватывание новой порции воздуха, пополнение его запаса при каждой удобной паузе. Звукопроизношение - это процесс образования речевых звуков, который осуществляется дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата в процессе регуляции со стороны центральной нервной системы [15]. Просодика - интонационно-выразительная окраска речи. Под ней следует понимать членение речи и соединение расчленённых частей, таких как расстановка ударений, повышение и понижение основного тона, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения [15]. Слоговая структура включает в себя количество и последовательность слогов, ударность, строение отдельных слогов (закрытый, открытый, неприкрытый, прикрытый, слог без стечения согласных, со стечением согласных) [42]. Огромную роль в развитии произносительной стороны речи в онтогенезе играет формирование фонематического слуха ребенка и совершенствование артикуляционных навыков. Соответственно развитие артикуляции и фонематического слуха подготавливают основу для формирования нормативного звукопроизношения. Артикуляция подразумевает под собой работу речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые человек может различить [42]. 9 Артикуляция является отчетливым и правильным произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связям, а органам произношения, которые бывают активными, такие как губы и язык и пассивными - твердое и мягкое небо, десны и зубы. Произношение слов представляет собой довольно сложную систему, в составные части которой входят органы дыхания, голосовые связки, губы, полость носа и рта, язык и др. Действия этой системы, координируются между собой и, что немаловажно без приложения усилий говорящего человека. Артикуляция речи - это работа органов отвечающих за речь, которые нужны для произношения звуков. Органы, отвечающие за речь, включают в себя [15]:  головной мозг, который при помощи моторного центра речи посылает конкретные импульсы, а при помощи нервной системы к органам, отвечающим за артикуляцию речи, т.е. ее произношение;  дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), образующий воздушную струю, которая обеспечивает создание необходимых голосовых колебаний, необходимых для артикуляции;  органы произношения речи, которые в большинстве своем называются органами речи. Основным условием для того, чтобы артикуляция звуков была правильной нужно, чтобы человек воспринял речь окружающих людей с помощью слуха. И это непосредственно закладывается в детстве, как ребенок в первый раз слышит произношение слов, так он их и будет произносить в последующем. Формирование правильной артикуляции самым тесным образом связано с развитием фонематического слуха. Фонематический слух является тонким систематизированным слухом, обладающим способностью осуществлять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Л. С. Выготский первым ввел понятие «фонема» [18]: доказав, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой 10 фонетики, развитие детской речи происходит не путем накопления отдельных звуков, а путем развития системы фонем [17]. Фонематический слух включает в себя три речевые операции [35]:  способность слышать есть ли определенный звук в слове или его нет;  способность различать слова, в которых есть одни и те же фонемы, располагающиеся в разной последовательности;  способность отличать различные по значению, но близко звучащие слова. Дошкольный возраст является периодом интенсивного усвоения малышом разговорного языка, становления и развития каждой из сторон речи – грамматической, лексической, фонетической (развитие фонематического восприятия и слуха). Полное владение родным языком в дошкольном возрасте - это необходимое условие решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. М.Е. Хватцев говорил про фонематический слух как про способность воспринимать звуки нашей речи как смысловую единицу, которая является основным качеством человеческого слуха [50]. Лишь при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие смысла отдельных слов и звуков речи. А. Р. Лурия рассматривал фонематический слух как способность к обобщению в отдельные группы разных звучаний, игнорируя случайные признаки звуков и используя существенные. Т. В. Туманова и Т. Б. Филичева рассматривали фонематический слух как способность ребенка к практическим обобщениям понятий о морфологическом и звуковом составе слова [47]. Н. Х. Швачкин изучил развитие фонематического слуха в раннем возрасте. Согласно его работе, в онтогенезе реакции на звуковые раздражения появляются уже у новорожденных детей. Они выражаются в изменении пульса и дыхания, мигании, вздрагивании всего тела ребенка. Чуть позже, на второй неделе, некоторые звуки начинают вызывать прекращение крика и задержку


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!