СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структуройпроисходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.

У детей с общим недоразвитием речи наряду с несформированностью лексики, грамматического строя речи, звукопроизношения, как правило, оказывается грубо нарушенной слоговая структура слов

Просмотр содержимого документа
«Преодоление нарушений слоговой структуры слова»

Рекомендации для родителей дошкольников









Подготовила:

учитель-логопед

Блохина Юлия Александровна







Что такое нарушение слоговой структуры слова?



Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слоговые трудности ребенка – нарушение им порядка слоговой структуры слова, а также пропуски либо добавление новых слогов или звуков.



Типичные ошибки детей

в воспроизведении слогового состава:




1. Нарушение количества слогов:
- сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”
- увеличение числа слогов – “команата” = “комната”


2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка – “гебемот” = “бегемот”


3. Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”
- вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”


4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”


5.Замена предшествующих звуков последующими - “нананасы”=“ананасы”



6. Смешение слов - “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.





  1. Обучать воспроизводить неречевые ритмы



    1. Изолированные удары, где - 1 удар ладонью левой руки по столу







    1. Серия простых ударов, где пробел между палочками означает небольшую паузу и смену рук (первый такт стучит левая рука, второй – правая или наоборот)









    1. Воспроизведение акцентированных ударов, где – сильный удар ладонью левой руки, а - слабый удар ладонью правой руки.







С этой целью детям можно предлагать игры:

«Постучи, как я»

Взрослый предлагает поиграть в интересную, новую игру. Дает образец. В случае ошибки – просим послушать еще раз и повторить.

«Потопай, как я» - игра проводится аналогично предыдущей, только с ногами.

«Ты - мое отражение»

Взрослый предлагает поиграть. «Сейчас я буду хлопать и топать, а ты запоминай». Взрослый воспроизводит простое движение(1 хлопок, 1 стук ногой…и так далее, постепенно усложняя задание, увеличивая количество хлопков и стуков)



  1. Обучать делить слова на слоги

2.2. Привлечение внимания ребенка к слоговому контуру слова

С этой целью необходимо объяснить ребенку, что слова бывают длинные и короткие, и показать это на примере картинок. (см.приложение)

«Жук – короткое слово, че-ре-па-ха - длинное (разводим руки в стороны, показывая, какое оно длинное)».

2.3. «А ты знаешь секрет? Любой предмет можно разделить на части. Яблоко можно разделить, игрушку…Слово тоже можно разделить на части.» Демонстрируем разрезанные картинки.

«А еще слово можно разделить хлопками. Вот так: «МА – МА», «ПА - ПА» и т.д. Взрослый делит слово, ребенок - повторяет. Затем предлагаем ему самому разделить любое двухсложное слово. (ДОМА, ВОДА, КОТЫ, САДЫ, ДЫНЯ, ИВА)

Если Вы успешно освоили деление простых слов с помощью хлопков, можно переходить к следующим этапам работы. (Выполняется на материале картинок)



2.4. Трехсложные слова (ПАНАМА, СОБАКА, ГАЗЕТА, ПИОНЫ и т.д.)

2.5. Слова со стечением согласных (УТКА, ВАФЛИ, ЧАЙНИК, КОМПОТ, КАЛИТКА, МАТРЕШКА и т.д.)

2.6. Четырехсложные слова (ПУГОВИЦА, ЧЕРЕПАХА, КУКУРУЗА и т.д.)





Список рекомендуемой для занятий литературы:

1. О. Новиковская «Альбом по развитию речи для самых маленьких»

2. Т.А.Ткаченко «Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь»

3. Янушко Е.А. « Сколько «Му» у коровы? Слоговой состав слова»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!