СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление водных препятствий

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преодоление водных препятствий»

М униципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий

г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края







Методическая разработка

открытого занятия по теме:


Преодоление водных препятствий.


















Автор-составитель: Калинич

Лилия Анатольевна,

педагог дополнительного образования










г. Амурск

2018

Аннотация.


Данное занятие по теме «Преодоление водных препятствий» из раздела «Туризм» соответствует дополнительной образовательной программе «Школа безопасности» 3 года обучения, социально-педагогической направленности для учащихся 10-11 лет общеобразовательной школы.

Занятие содержит теоретический и практический учебный материал, включающий ознакомление с основными правилами преодоления различных водных препятствий в пешем походе, правилами безопасного поведения на воде.

Предлагаемый материал может быть использован при подготовке группы детей к проведению пешего похода или соревнованиям по технике пешеходного туризма.


Основная часть.


Цель занятия: ознакомиться с основными правилами преодоления различных водных препятствий в пешем походе, правилами безопасного поведения на воде.

Задачи:

- организация обсуждения темы занятия;

- актуализация знаний;

- введение новых терминов;

- коррекция знаний и умений, обобщение материала;

- организация рефлексии, нацеливание на следующее занятие.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование:

- мультимедийная презентация;

- видеоматериал;

- деревянный шест-опора;

- туристская веревка;

- деревянные жерди;

- «кочки».


Ход занятия.


  1. Организационный момент – 3 мин.

  2. Активизация знаний – 2 мин.

  3. Лекция-получение новых знаний с демонстрацией видеоматериала – 25-30 мин.

  4. Закрепление изученного материала – 7 мин.

  5. Итог занятия – 3 мин.




Этап

Содержание

Примечание

1.

3 мин.


Организационный момент.


Добрый день. Занимайте свои рабочие места. Прежде, чем начать занятие, позвольте представить вам приглашенных гостей, которые сегодня посмотрят и оценят работу нашего объединения со стороны.

Проверяю готовность ребят к занятию, добиваюсь тишины и внимания.

Отмечаю отсутствующих, уточняю причину отсутствия на прошлом занятии.

2.

2 мин.

Активизация знаний.




Сегодня на нашем занятии мы поговорим о преодолении препятствий во время туристского похода. А о каких именно, вы мне скажете, отгадав загадку.

Перехожу к ведению занятия, используя мультимедийную презентацию.

(Слайд 1)

Отгадывание загадки. Определение темы занятия.

(Слайд 2)

3.

25-30 мин.



Лекция-получение новых знаний с демонстрацией видеоматериала.

















Как правило, ни один туристский поход не обходится без преодоления водных препятствий.

Встретившись с водной преградой, необходимо тщательно продумать все варианты и способы перехода.

Если выше и ниже по течению нет моста,

следует внимательно осмотреть берег, нет ли на нем тропинки, спускающейся к воде и имеющей продолжение на противоположном берегу.


Может возникнуть необходимость преодоления водного препятствия вброд.

Так можно переправляться через неглубокие (не выше середины бедра) равнинные реки со сравнительно спокойным течением.


Для переправы через горные реки выбирают места, где скорость течения заметно снижается (например, за крупными камнями).

Горные реки допустимо переходить при глубине только до колена.



Переправляться можно по одному с шестом для страховки и поддержания равновесия или группой из 2-4 человек шеренгой, держа друг друга поверх плеч за лямки рюкзаков, и двигаться наискось против течения.


Через спокойную реку, при условии, что все участники похода хорошо плавают, можно переправиться вплавь.

Необходимое условие – спокойное течение.


О следующем водном препятствии вы должны догадаться, дав ответ на загадку.



Занятие построено на наглядной демонстрации способов преодоления водных препятствий с подробным комментированием и обсуждением увиденного. После ознакомления с каждым из способов, учащиеся отрабатывают технику преодоления препятствий, имитируя передвижение в игровой форме, после чего переход к изучению следующего способа. Контролирую рабочую обстановку.


(Слайд 3)












(Слайд 4)

Просмотр видео с обсуждением.





(Слайд 5)

Просмотр видео.

Практическая отработка перехода горной реки с использованием шеста с выбором мест «за камнями».


(Слайд 6)

Практическая отработка перехода группой из 2-4 человек шеренгой.




(Слайд 7)






(Слайд 8)

Отгадывание загадки.

Просмотр видео. Практическая отработка перехода по кочкам и гати.


4.

7 мин.

Закрепление изученного материала. Опрос по теме.

Какие виды водных препятствий могут возникнуть на пути туриста?

Как правильно перейти вброд реку?

Как правильно переходить горную речку?

Какие виды переправ бывают?

Что важно при переправе вплавь?

Как перейти болото?

Задаю вопросы. Дети отвечают.



5.

3 мин.

Итог занятия.

Рефлексия.

Что из того, что вы узнали, вам было уже знакомо?

Что оказалось новой информацией?

Что вызвало у вас сомнение или с чем вы были не согласны?

На сегодняшнем занятии мы соприкоснулись ещё с одной стороной техники пешеходного туризма.

Теперь вы знаете, как преодолевать водные препятствия, возникающие на пути туриста.

На сегодня мы с вами прощаемся. Следующее занятие по расписанию. До свидания.



Заключение.


Проведение данного занятия нацелено на достижение следующих результатов обучения:

Предметные: учащиеся будут знать различные способы преодоления водных препятствий, разбираться в их назначении, знать правила поведения на воде в пешем походе.

Метапредметные: научатся планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: научатся планировать свою деятельность, оценивать и корректировать результат работы, формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные: отработают навык систематизировать и анализировать информацию, выделять главное и второстепенное.

Коммуникативные: отработают навык передачи информации в группе.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат.

Основным критерием достижения планируемого результата здесь является то, что учащиеся знают и могут назвать различные способы преодоления водных препятствий, разбираются в их назначении, знают правила поведения на воде в пешем походе.




Список литературы.


  1. Переправы вброд через водные преграды. Методические рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 1984.

  2. Основы безопасности в пешем походе. Методические рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

  3. Кодыш Э.Н., Москва, "Физкультура и спорт", 1990

  4. http://tyr-zo.narod.ru/liter/shibaev1/shib_p.html

  5. http://survival.com.ua/sovs/sov_as4.html





































Приложение 1.


Мультимедийная презентация «Преодоление водных препятствий».















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!