Духовно – нравственное воспитание
на уроках биологии
Рекомендации
Алчевск 2015 г
Духовно –
АКТУАЛЬНОСТЬ
Модернизация школьного образования
Необходимы интеллектуально – развитые и духовно – нравственные граждане, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности
Нравственный
Гражданствен-ный
Компоненты духовно-нравственного воспитания
Патриотический
Полите
политехни-ческий
Здоровьесбере-гающий
«Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:
– Нравственный – предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
– Гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.
– Политехнический – предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.
– Патриотический – компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины.
– Здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.«Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в
Основными целями и направлениями изучения биологии в школе
являются
Гражданс
1 . Формирование научного мировоззрения
2 .Овладение знаниями о строении, жизнедеятельности,
Многообразии и средообразующей роли живых организмов
3.Овладение методами познания живой природы
и умениями использовать их в практической деятельности
4.Воспитание ценностного отношения к живой природе. Собственному здоровью и здоровью окружающих
5.Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы
и правила здорового образа жизни
Система нравственных ориентиров – это уважение к:
- родному языку,
- природе родного края,
- к самобытной культуре и культурным ценностям,
- к памяти своих предков,
- к каждой странице нашей отечественной истории
Базовые национальные ценности
Эти ценности мы храним в культурных и семейных
традициях, передаем от поколения к поколению .
В оспитанию гражданина и гуманиста
- способствует а нализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала
Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат :
- оформление кабинета; портретные галерии ученых; выставки и стенды; использованние литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами.
Один из оптимальных путей духовно – нравственного воспитания:
- установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие
Содержание урока
- останется для учащихся нейтральным, если урок не вызовет у них определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность углубляет восприятие информации, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.
От нейтрального знания к личностно-значимому
- знания ---- отношение-----система ценностей ---- поведение
Выполнение лабораторных и практических работ
- умение эффективно работать в коллективе, взаимопомощь и активное участие в совместной творческой деятельности.