СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентации по дисциплине " Основы исследовательской деятельности "

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 презентация представляет собой  вводную лекцию по ОИД

Просмотр содержимого документа
«Презентации по дисциплине " Основы исследовательской деятельности "»

 Лекция 1.  Исследования и их роль в практической деятельности человека. Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования. Наука и научное мировоззрение. Наука и псевдонаука. Величайшие научные открытия и изобретения, научные идеи и гипотезы .

Лекция 1. Исследования и их роль в практической деятельности человека. Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования. Наука и научное мировоззрение. Наука и псевдонаука. Величайшие научные открытия и изобретения, научные идеи и гипотезы .

Роль науки в жизни общества

Роль науки в жизни общества

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова понятие
  • Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества". В философском словаре дается более простое определение. " Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности". 
  • Исследование – это вид деятельности человека, включающий в себя: а) распознавание проблем и ситуаций; б) определение их происхождения; в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения (рис. 1.3).
  • В реальной практике эти признаки исследования находятся в некотором соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
  • Исследование  – это вид деятельности, обладающий более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации предполагает более широкий набор разнообразных методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование, безусловно, включает в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
Сегодня, в век научно технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ. 
  • Сегодня, в век научно технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ. 
Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно логической форме и основанные на данных научных исследований. 
  • Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно логической форме и основанные на данных научных исследований. 
 Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении .

Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении .

  • Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов.
  • В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н.Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы а в XIX в. появляется и само слово «ученый».
  • На рубеже XIX—XX вв. возникают и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством. 
История науки  Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний. Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).

История науки

Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний. Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).

Ученые

Ученые

 Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества.

Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества.

Научные медали и премии Нобелевская премия — самая престижная и знаменитая научная премия, присуждается в ряде номинаций. На неё существует пародия в виде Шнобелевской премии. Премия и медаль Филдса — за успехи в области математики. Вручается королём Испании. Премия Абеля — за вклад в математику. Премия Шао Ифу — за вклад в астрономию, математику и медицину или науки о жизни. Премия Тьюринга — самая престижная премия в информатике, вручаемая Ассоциацией вычислительной техники. Премия Декарта — за выдающиеся достижения в науке и технике.

Научные медали и премии

  • Нобелевская премия — самая престижная и знаменитая научная премия, присуждается в ряде номинаций. На неё существует пародия в виде Шнобелевской премии.
  • Премия и медаль Филдса — за успехи в области математики. Вручается королём Испании.
  • Премия Абеля — за вклад в математику.
  • Премия Шао Ифу — за вклад в астрономию, математику и медицину или науки о жизни.
  • Премия Тьюринга — самая престижная премия в информатике, вручаемая Ассоциацией вычислительной техники.
  • Премия Декарта — за выдающиеся достижения в науке и технике.
 Научный юмор  — вид профессионального юмора, который основан на необычных или парадоксальных аспектах научных теорий и научной деятельности. Часто научный юмор не может быть адекватно воспринят и оценен людьми, не имеющими достаточных познаний в соответствующей области науки.

Научный юмор  — вид профессионального юмора, который основан на необычных или парадоксальных аспектах научных теорий и научной деятельности. Часто научный юмор не может быть адекватно воспринят и оценен людьми, не имеющими достаточных познаний в соответствующей области науки.

Научная картина мира  Научная картина (модель) мира — система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.

Научная картина мира

Научная картина (модель) мира — система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.

Классификация наук Естественные науки Технические науки Астрономия Биология Агрономия География Аэронавтика Геология Баллистика Медицина Биотехнологии Почвоведение Геофизика Информатика Физика Химия Кибернетика Математика Кораблестроение Пищевые технологии Материаловедение Криптография Машиностроение Механика Нанотехнология Робототехника Системотехника Строительство   Архитектура Электротехника Энергетика Общественные и гуманитарные науки Лингвистика Искусствоведение История Краеведение Культурология Литературоведение Педагогика Политология Психология Социология Филология Философия   История философии Экономика Этнография Юриспруденция Библиотековедение Книговедение Документоведение

Классификация наук

Естественные науки

Технические науки

Астрономия

Биология

Агрономия

География

Аэронавтика

Геология

Баллистика

Медицина

Биотехнологии

Почвоведение

Геофизика

Информатика

Физика

Химия

Кибернетика

Математика

Кораблестроение

Пищевые технологии

Материаловедение

Криптография

Машиностроение

Механика

Нанотехнология

Робототехника

Системотехника

Строительство

  Архитектура

Электротехника

Энергетика

Общественные и гуманитарные науки

Лингвистика

Искусствоведение

История

Краеведение

Культурология

Литературоведение

Педагогика

Политология

Психология

Социология

Филология

Философия

  История философии

Экономика

Этнография

Юриспруденция

Библиотековедение

Книговедение

Документоведение

Важнейшими социальными функциями науки являются:   а) познавательно объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;   б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;   в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.   Г) социальная – наука оказывает влияние на жизнь общества, условия существования человека   Д) Прикладная (производственная) – участвует в преобразующей деятельности человека, современная наука – фактор производства 
  • Важнейшими социальными функциями науки являются: 
  • а) познавательно объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития; 
  • б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение; 
  • в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению. 
  • Г) социальная – наука оказывает влияние на жизнь общества, условия существования человека 
  • Д) Прикладная (производственная) – участвует в преобразующей деятельности человека, современная наука – фактор производства 
Наука — важный феномен человеческой культуры. Важный, но далеко не единственный. За пределами науки лежат поэзия, театр, религия и многие другие феномены культуры. Математический опыт подсказывает, что дополнение науки разумно называть ненаукой. Стоит подчеркнуть, что в ненауку входят многие замечательные вещи, часть из которых уже упомянута. Есть и менее привлекательные явления. Одно из них — псевдонаука.
  • Наука — важный феномен человеческой культуры. Важный, но далеко не единственный. За пределами науки лежат поэзия, театр, религия и многие другие феномены культуры. Математический опыт подсказывает, что дополнение науки разумно называть ненаукой. Стоит подчеркнуть, что в ненауку входят многие замечательные вещи, часть из которых уже упомянута. Есть и менее привлекательные явления. Одно из них — псевдонаука.
Наука и псевдонаука  Псевдонау́ка— деятельность, имитирующая научную деятельность, но по сути таковой не являющаяся.  Характерными чертами псевдонаучной теории являются игнорирование или искажение фактов.

Наука и псевдонаука

Псевдонау́ка— деятельность, имитирующая научную деятельность, но по сути таковой не являющаяся.

Характерными чертами псевдонаучной теории являются игнорирование или искажение фактов.

  • Псевдонау́ка  (от  греч.  ψευδής — «ложный» +  наука ; синоним —  лженау́ка ) — деятельность или учение, представляемые сторонниками как  научные , но по сути таковыми не являющиеся [1] [2] .
  • Другое распространённое определение псевдонауки — «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин» [3] .
  • Близкие по значению термины: « паранаука », «квазинаука» [4] , «альтернативная наука», «неакадемическая наука». Некоторые исследователи обозначают комплекс этих понятий, искажающих образ подлинной науки, термином «девиантная наука» (от  лат.   deviatio  — отклонение) [5] , указывая, что эти негативные формы паразитируют на теле науки и ведут к деформациям её ценностного ядра.
  • Вопрос о научном статусе чрезвычайно важен для представителей различных ненаучных направлений, вследствие чего псевдонаука часто называется своими сторонниками «альтернативной» («народной») наукой. В связи с тем, что за последние 300 лет с помощью  научного метода  были достигнуты впечатляющие успехи в самых различных областях знаний, в обществе складывается мнение, что «наука — это хорошо и достойно, а то, что не является наукой — плохо». Поэтому термины «псевдонаука» и «псевдонаучный» зачастую рассматриваются как  уничижительные [6] , а авторы псевдонаучных теорий, как правило, активно оспаривают такую характеристику [6 ] .
  • Социокультурный исток популярности (и, соответственно, причина идеологической поддержки) псевдонауки в том, что «она реализует соблазн простых решений, обслуживает социальный запрос на общедоступную, понятную массам и не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку „непрозрачных“ явлений природы и культуры» [7] . Также популярности псевдонауки способствует удовлетворение с её помощью религиозных, националистических, политических и подобных целей [8] [9] . Лженаука нередко мотивирована той же целью, что и прикладная наука — достижением немедленного практически полезного результата. Однако лженаука демагогически апеллирует к научным методам, лишь имитируя их [7] . При этом она никогда не ставит перед собой в качестве центральной задачи истинное познание действительности [5] .
  • Псевдонаучные теории могут выдвигать и члены научного сообщества, имеющие учёные степени и звания [10] , например, академик  АН СССР   лингвист   Н. Я. Маррновое учение о языке »),  академик РАН   математик   А. Т. Фоменко  (« новая хронология »).
  • Не следует относить к псевдонауке те концепции из областей религии, философии, искусства, морали и т. д., которые не соответствуют современным научным представлениям, но и не претендуют на роль науки [11] . Необходимо также отличать псевдонауку от неизбежных научных ошибок и от  паранауки  как исторического этапа развития науки.
 некоторые эмпирические учения прошлого, которые достигли определённых результатов, но на сегодняшний момент являются не более чем элементами  оккультизма , например: Алхимия  дала начало  химии  и может рассматриваться как исторический этап её развития. Астрология  в некоторых культурах на определенных этапах переплеталась с  астрономией [22] . Нумерология , возникшая в период бурного расцвета  философии ,  математики  и астрологии, дала начало некоторым идеям  теории чисел .
  • некоторые эмпирические учения прошлого, которые достигли определённых результатов, но на сегодняшний момент являются не более чем элементами  оккультизма , например:
  • Алхимия  дала начало  химии  и может рассматриваться как исторический этап её развития.
  • Астрология  в некоторых культурах на определенных этапах переплеталась с  астрономией [22] .
  • Нумерология , возникшая в период бурного расцвета  философииматематики  и астрологии, дала начало некоторым идеям  теории чисел .
  • Псевдонау́ка (от греч. ψευδής — «ложный» + наука; синонимы: лженау́ка, паранау́ка, квазинау́ка, альтернати́вная нау́ка, неакадеми́ческая нау́ка) — деятельность, умышленно или ошибочно имитирующая науку, но по сути таковой не являющаяся.
  • Главное отличие псевдонауки от науки — это использование не проверенных научными методами и просто ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения, тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях) и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые. Виталий Гинзбург, Нобелевский лауреат по физике 2003 года: «Лженаука — это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. Я могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота — это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно. И были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть. Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик. Лженаука — это то, что заведомо неверно». Отличительные особенности
  • Следует отличать псевдонауку от неизбежных научных ошибок и от паранауки, как исторического этапа развития науки. Главное отличие науки от псевдонауки (ненауки) — повторяемость (воспроизводимость) результатов.
Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:  * игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям;  невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории;  * отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению»;  * использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок.  Иными словами, псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода — экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой отрицательной обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования, и превращает её в неуправляемый процесс, подверженный накоплению ошибок.
  • Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются: * игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям; невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории; * отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению»; * использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок. Иными словами, псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода — экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой отрицательной обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования, и превращает её в неуправляемый процесс, подверженный накоплению ошибок.
Важнейшие научные проблемы Астрофизика  Скрытая масса Тёмная энергия  Медицина СПИД Рак Биология Клонирование

Важнейшие научные проблемы

Астрофизика

Скрытая масса

Тёмная энергия

Медицина

СПИД

Рак

Биология Клонирование


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!