Неделя функциональной грамотности
Формирование
естественнонаучной
грамотности
на уроках географии
Учитель географии
Козлова Т.А.
МБОУ Опалиховская гимназия г.о.Красногорск
Функциональная грамотность, что это?
- Это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
- Функциональная грамотность помогает применить теоретические знания, получаемые в школе, для решения повседневных жизненных задач самого широкого диапазона.
- Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.
Развитие в школьниках умения действовать в современном обществе, принимать грамотные решения и самостоятельно выстраивать цепочку шагов для достижения цели.
Естественнонаучная грамотность - это
- Разновидность функциональной грамотности , направленная на использование знаний по естественным предметам (географии, биологии, химии, физики) для решения конкретных задач сферы взаимодействия человека и природы.
- Цели ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
- Формирование экологически ответственного поведения, бережного использования ресурсов природы, приумножения биоразнообразия.
- Реализация просветительской функции – популяризация простых, но важных правил жизни современного общества (раздельного сбора отходов, посадки леса, сбора мусора на природе, установки кормушек для птиц зимой, ресурсосбережения (снижения потребления воды, электричества, вещей, топлива, ухода от одноразовой посуды и вещей, ориентации на биоразлагаемую упаковку).
Как развивать естественнонаучную грамотность на уроках географии?!
- Использовать проблемный метод обучения, формировать навыки проектно-исследовательской деятельности (ставить перед учащимися задачи по созданию небольших индивидуальных или групповых проектных работ по принципу: от проблемы - к решению)
- Практиковаться в научном объяснении явлений
- Приводить различные доказательства, аргументы своей позиции
- Составлять прогнозы на основе имеющихся данных
- Интерпретировать графическую информацию
- Сравнивать объекты, события, факты
- Видеть суть проблемы и предлагать пути ее решения
Великая Волга От края до края! Прекрасней реки Я в мире не знаю! Течёт величаво, Неся свои воды, Могучая Волга - Царица природы!
ВОЛГА
Почему Волга – главная река России? Почему она стала символом страны, «матерью русских рек», воспета в литературе, живописи, песнях, фольклоре нашей страны?
Сегодня на уроке реализуем три проекта, посвященных Волге - великой русской реке всех времен и народов. Работаем в парах; время на поиск и подготовку 15 минут; защита проектов 5 минут. В вашем распоряжении атлас и сеть Интернет. Ряд у окна выполняет ПРОЕКТ 1: «Вы проходите практику в Министерстве экологии и природопользования. Вам поставили задачу подготовить доклад по теме: Волга – главная артерия страны, ее экологические проблемы и пути их решения». Средний ряд выполняет ПРОЕКТ 2: «В честь годовщины битвы под Москвой вам поставлена задача организовать экскурсию для ветеранов к истоку реки Волги-защитницы рубежей нашей Родины. Для этого нужно собрать информацию о месте, где рождается Волга». Ряд у стены выполняет ПРОЕКТ 3: «На время летних каникул вы решили подработать в туристической фирме. Вам дали задание составить речной круизный маршрут по 5 крупным городам, расположенным на берегах Волги. В каждом городе туристы должны увидеть одну самую важную достопримечательность». Успехов!
Рефлексия – обратная связь по качеству проведенной работы на уроке. Оцените свой вклад в формирование функциональной (естественнонаучной) грамотности от 1 до 5 баллов! Подумайте, что можно улучшить в следующий раз?!