Просмотр содержимого документа
«Презентация "А.И. Куприн. Краткий обзор жизни и творчества. Повесть "Гранатовый браслет"»
А.И. Куприн. Краткий обзор жизни и творчества. Повесть «Гранатовый браслет»
1870-1938
Долгожданный сын
- Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии в семье мелкого чиновника Ивана Ивановича Куприна.
Тяжёлые испытания
- Когда мальчику не исполнилось ещё года, от холеры умер отец. На долю семьи выпали тяжёлые испытания. Поэтому детство Куприна было трудным.
В лучах материнской любви
- Мать будущего писателя, Любовь Алексеевна Куприна (урождённая Кулунчакова), происходила из рода татарских князей, но княжеского титула не имела. Она была всем для Куприна. Он вырос, купаясь в лучах материнской любви.
- «Мать – верховное существо с непреклонным характером и высоким благородством».
(А. И. Куприн)
Приезд в Москву
В январе 1874 года Любовь Алексеевна приезжает в Москву; устроив дочерей на казенное содержание, сама она с Александром поселяется во Вдовьем доме, где жили на полном казенном обеспечении дворянские вдовы.
Сиротское училище
- В 1876 году Саша расстается с матерью: из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище.
- Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму.
Закрытые учебные заведения
Для Куприна начинаются четырнадцать долгих, мучительных лет пребывания в закрытых казенных учебных заведениях
(июль 1876 – август 1890)
Влюблён в русскую литературу
- В 18 лет Куприн понял, что влюбился окончательно и бесповоротно в русскую литературу, которая стала его любимым предметом. Он начинает писать стихи, прозу.
Литературный дебют
- В 1889 году в журнале «Русский сатирический листок» состоялся литературный дебют Куприна. Это был рассказ «Последний дебют». Первый вкус славы, первый гонорар и двое суток ареста за «небрежное изучение устава внутренней службы»
Первый творческий успех
- Успех к Куприну пришёл после появления в печати повести «Молох» (1896 г.). В ней описаны беспорядки на гигантском заводе в Донбассе и трагедия героя, не принимавшего окружающую жизнь из-за её грубости и жестокости. Герой становится жертвой мира, где нет любви и сострадания.
Повесть «Олеся» (1898)
- «Олеся» – это поэтичная повесть о любви. Изображается дикая и прекрасная природа Полесья. Воспеваются люди, живущие вне сферы воздействия антигуманной цивилизации.
Бесценные жизненные впечатления
- Все приключения, как и все профессии, которые перепробовал А. Куприн, были необходимы ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы рассказать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях, организовывал атлетическое общество... Жизненные впечатления писатель ценил на вес золота.
Гимн жертвенной любви
- Повесть «Гранатовый браслет» (1911) – это гимн всепоглощающей, жертвенной любви. В рассказе органично соединены две темы: тема жертвенной любви и тема «маленького человека» (показана на образе телеграфиста Желткова).
Краткий анализ
Год написания – 1911
История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.
Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.
Жанр – повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.
Направление – Реализм.
История создания
- История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник Желтиков. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.
- Работа над произведением началась в сентябре 1910 г. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. Впервые произведение было напечатано в журнале «Земля» в 1911 г.
- В критике произведения делались акценты на его гуманистических идеях и выразительных «психологических ситуациях».
Смысл названия
- В качестве названия повести Куприн взял украшение, которое Желтков подарил Вере, – гранатовый браслет. Для Желткова браслет был фамильной реликвией. Это самое дорогое и ценное, что было у бедного служащего. Вместе с браслетом он дарил любимой женщине всего себя — свое прошлое, настоящее и будущее, ведь украшение уже сменило несколько поколений владельцев. Оно такое же нетленное и вечное, как чувство героя.
- Такое название было выбрано писателем для того, чтобы подчеркнуть основную мысль произведения «Гранатовый браслет» – истинную, страстную, жертвенную любовь, которую и символизирует собой браслет.
- Гранат — древний символ любви, верности и страсти, этот камень выражает всю глубину чувства Желткова.
Сюжет произведения
- Повесть «Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднику, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека.
- Далее выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его.
- Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решается на самоубийство, чтобы не навлечь на неё позор.
Тематика «Гранатового браслета»
- Любовь – Куприн показывает величие жертвенной, всепоглощающей любви, её преображающую силу, которая превратила мелкого чиновника Желткова в самоотверженного, сильного и искреннего человека. Его трагическое чувство столь же прекрасно, как соната Бетховена.
- Музыка – писатель с особой трепетностью относится к музыке. Она способна помочь человеку в самой отчаянной ситуации. Именно языком музыки Желтков доносит до княгини Веры свои истинные чувства, и именно музыка помогает княгине справиться с чувством вины.
- Семья – с некоторой иронией Куприн изображает семейную жизнь, в которой, по его мнению, нет места настоящей страсти. Супруги ценят комфорт и спокойствие выше самой любви, а семейная гордость брата Веры и вовсе карикатурна. Хотя и семейные чувства в его глазах не лишены возвышенности и искренности, ведь Вера все-таки предана мужу и по-своему любит его.
- Надежда – Желтков, потеряв надежду, совершает самоубийство. Впадает в отчаяние и Вера, но музыка и любовь Желткова возвращают ей надежду на лучшее будущее.
Проблематика повести
- Проблема неразделённой любви – Куприн показывает всю трагедию безответной любви, которая иссушает человека и неизбежно приводит его к полному разочарованию и неизбежному падению в пучину отчаяния. Она прекрасна в своей трагичности и возвышенности, но едва ли уживается с жизнью, где одной красоты недостаточно.
- Безысходность и отчаяние в трудной жизненной ситуации – писатель настаивает на необходимости борьбы с отчаянием и безнадёжностью окружающего мира. Не у всех есть силы, чтобы бороться с отчаянием. Однако княгиня Шеина смогла преодолеть невзгоды и вернуть душевное равновесие.
- Сила общественного мнения – во многом именно оглядка на общественное мнение толкает княгиню Веру и её брата на жёсткий ответ Желткову, что приводит к того к печальному финалу. Куприн показывает, что слепое стремление к соответствию общественным стандартам может привести к неприятным ситуациям и даже к трагическим последствиям.
Композиция
- В начале находится экспозиция , в которой нас знакомят с семьёй Шеиных (пейзажные и бытовые зарисовки, подготовка к празднику).
- За ней следует завязка , когда княгиня Вера получает письмо и браслет от таинственного поклонника.
- В кульминации нас переносят в жилище Желткова, и от героя мы узнаём о его искренней любви к Вере Николаевне.
- В развязке мы узнаём о самоубийстве героя, а Вера Шеина находит его предсмертное письмо, из которого узнаёт о причинах ухода Желткова. Она слушает сонату Бетховена.
- В финале сюжетная линия приходит к своему логическому завершению: героиня осмысливает произошедшее и примиряется с ним (она прощена героем; понимает, что настоящая любовь прошла мимо неё...)
Особенность конфликта
- Главная особенность конфликта повести «Гранатовый браслет» заключается в его неоднозначности и неочевидности.
- Несмотря на наличие любовного треугольника, противостояние не принимает крайних форм: персонажи относятся друг к другу с пониманием и уважением. Читатель не может точно определить положительных и отрицательных героев, так как все действующие лица обладают многочисленными достоинствами и недостатками.
Семья Шеиных
Князь Василий Львович Шеин - известный человек в губернии. Дела его идут не очень успешно, он близок к разорению, но вынужден вести себя соответственно положению. Человек, обладающий чувством юмора, гостеприимный и радушный хозяин. Знает о тайном поклоннике супруге, но, как глубоко порядочный и искренний человек, с пониманием относится к чувству телеграфиста Желткова.
Вера Николаевна Шеина - жена Василия Львовича. Она помогает мужу во всех делах, поддерживает в трудное время. Страстная любовь к мужу со временем превратилась в искренние дружеские отношения. Не скрывает от мужа письма тайного поклонника. Искренне переживает смерть Желткова, сожалея, что настоящая любовь прошла мимо.
Георгий Степанович Желтков
- В повести «Гранатовый браслет» герои поражают своей искренностью и честностью. Но среди них есть герой, который вызывает восхищение. Внешне ничем не приметный мелкий служащий однажды увидел княгиню Веру и влюбился. Это чувство сопровождало его всю жизнь. Не надеясь на взаимность, Желтков искренне любил Веру Николаевну, боготворил свой идеал и описывал свои чувства в письмах к ней. Чтобы не доставлять неприятностей любимой женщине, замужней даме, он покончил с собой, оставив последнее письмо…
Герои повести
- Генерал Аносов - это справедливый, добрый и честный человек. Это очень мудрый и чувствительный старик. Генерал прожил долгую жизнь, многое испытал, и теперь он судит о людях с позиции своего жизненного опыта. Генерал осуждает моральное разложение общества, превратившего все святое в бытовую потребность. Он хорошо знает людей, их мысли и поступки. Многие выражения этого героя стали афоризмами.
- Николай Николаевич Мурза-Булат-Тугановский - брат княгини Веры. Он служит в должности помощника прокурора. Это честный, строгий, серьезный человек - непримиримый, решительный, прагматичный. Для него не существует тонких нюансов человеческих чувств, он далек от романтики. Он нетерпим и категоричен по отношению к Желткову и его чувствам.
Первая Мировая война
Начало Первой Мировой войны (1914 год) застало Куприна в Гатчине. Он становится армейским инструктором. Дом писателя превращается в госпиталь. Его жена – Елизавета Морицевна – сестра милосердия.
Отношение к революции
После Октябрьской революции 1917 года Куприн работал в издательстве «Всемирная литература», основанном Горьким. Не принял политику военного коммунизма. Был арестован, 3 дня просидел в тюрьме, выпущен. Будущего для себя в изменившейся стране он не видел.
Эмиграция – личная трагедия
- После разгрома армии Юденича Куприн уезжает в эмиграцию. Сначала он оказывается в Эстонии, а потом во Франции, в Париже. Эмиграцию Куприн ощущает как личную трагедию.
Завещание русской молодёжи
В эмиграции А.И. Куприн создал роман «Юнкера», в котором главное место занимают воспоминания писателя о поре отрочества. «Юнкера» – это моё завещание русской молодёжи,»-писал он.
Тоска по России
Тоска по России и предчувствие близкой смерти побудили Куприна хлопотать о возвращении на родину, о получении советского гражданства.
Приезд А.И. Куприна в СССР
А.И. Куприн ощущал вину за то, что оказался вдали от России в тяжёлые минуты русской истории. В СССР писатель возвратился в конце мая 1937 года.