Просмотр содержимого документа
«Презентация "А.С.Пушкин "Станционный смотритель""»
Образ “маленького человека” в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”
- Цель урока:
- 1)ввести в мир “маленького человека”;
- 2) определить понятие “маленький человек”;
- 3) пробудить сочувствие и сострадание к герою повести;
- 4) выявить ключевую идею.
На Руси вдоль дорог во все концы
В прошлом веке звучали бубенцы.
В дождь и метель тройки неслись,
Тройки людей везли…
Вот мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудет уныло под дугой.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Название, вероятно, происходит от древнерусского слова выр - пучина, омут
- В октябре 1972 г. в деревне Выра Ленинградской области в бывших корпусах почтовой станции был открыт "Дом станционного смотрителя" - первый в стране музей литературного героя.
Музей создан по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" и архивным документам.
Музей открылся в сохранившемся здании Вырской почтовой станции.
- История его началась в 1800 году.
- Пушкин любил путешествовать – хорошо думалось. Не менее 13 раз бывал он на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью “Станционный смотритель”.
- В пушкинское время почтовая станция в Выре состояла из двух одноэтажных кирпичных корпусов, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет.
- Строения почтовой станции Выра, которые мы видим сегодня, не являются той почтовой станцией на которой служил Самсон Вырин. Эти типовые станции стали строится в царствование императора Николая I, во второй четверти XIX века. После возведения этих построек станция Выра стала типичной почтовой станцией - имела два корпуса: северный и южный. Это одноэтажные домики, построенные из кирпича, оштукатуренные и выкрашенные в розовый цвет. Они выходят фасадом на дорогу и соединяются между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине.
- В 19 веке Выра была довольно большой почтовой станцией (и третьей по счету от столицы).
- По своеобразной "Табели о рангах" почтовая станция Выра соответствовала третьему разряду, здесь служили 18 ямщиков и содержалось 55 лошадей.
Здесь кипела жизнь.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинской поры.
- Эпиграф к повести
- Коллежский регистратор,
- Почтовой станции диктатор
- Князь Вяземский
- Серьезно ли говорит А.С.Пушкин?
- Кто такой диктатор? (прочитайте)
- А что говорит о станционных смотрителях Пушкин, как относится к ним?
- Откуда он знает о смотрителях?
- Что это за люди станционные смотрители? Каково их положение? (найдите цитаты)
Давайте попробуем восстановить историю жизни Самсона Вырина
- Сколько ему лет?
- Когда он родился, в какой семье?
- Найдите доказательство в текст, что Вырин отставной унтер-офицер.
- Что происходит с героем, когда он выходит в отставку?
- На что обращает внимание в доме Вырина?
- Что мы узнаем о Дуне? Какая она (по словам рассказчика и отца)?
- Что можно сказать об отношениях отца и дочери?
- Сколько раз побывал рассказчик на станции?
- В какое время года это было?
- Каким мы видим Самсона Вырина в первый раз? (цитата)
- Каким он предстает перед нами во второй раз?
- Что же случилось? Что послужило причиной несчастья?
Опишите Минского.
- Как его принял Вырин?
- Почему Самсон ничего не понял?
- Сколько раз он ходил искать дочь?
- Найдите и прочитайте, как происходит первая, вторая, третья встречи Самсона и Минского.
- За что он корит себя до самой смерти? Почему он хочет ее вернуть?
- Прочитайте монолог Вырина.
- Что узнает рассказчик в третий приезд?
О чем же эта повесть? Чему учит?
- Что означает понятие “маленький человек”?
- Что может сделать человека “маленьким”?
Домашнее задание:
- 1) написать сочинение-миниатюру – монолог от лица
- а) Минского;
- б) Самсона Вырина;
- в) Дуни;
- 2) проанализировать финал повести;
- 3) подготовить библейскую притчу о блудном сыне.
Понимаешь ли ты, что с тобой происходит?
Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться.
- Продолжите ассоциативный ряд :
- семья – это …
единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов
Притча…
- На востоке, в древности, возник жанр притчи.
- Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.
- Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя.
- Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит?
Обратимся к лексическому значению слова “блудный”
- Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения:
- 1. Распутничать.
- 2. Блуждать, бродить.
- В слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути,
- - и переносное : потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.
- - Так почему притча получила такое название?
- В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках.
- К кому из героев повести можно задать вопрос темы урока и дать совет эпиграфом?
Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина
- Неизвестный франко-фламандский художник первой половины XVI века. Блудный сын, пирующий с куртизанками на постоялом дворе
- Якопо Пальма Младший. Блудный сын (ок. 1600)
- Альбрехт Дюрер. Блудный сын пасет свиней (Раскаяние Блудного сына) (ок. 1496).
- Иероним Босх. Блудный сын (1500-е)
- Рембрандт
- Притча о блудном сыне
- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?
- Для чего тогда картинки на стене комнаты?
Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина?
- Проведем сопоставление истории блудного сына и истории Дуни Выриной и заполним таблицу
- Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.
- Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.
- Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
Образ жизни после того, как покинули отчий дом?
- Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.
- Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.
Возвращение домой
- Радостная встреча сына с отцом
- Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.
Нравственное состояние героя
- Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.
- Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
- Как финал повести соотносится с притчей? В чем сходство и различие в образах “отцов” и “ детей”
- Для чего в повесть введена тема “блудного сына”? Каков основной прием, используемый автором при таком построении сюжета?
- Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
- Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет
- Кто из родителей оказался счастливее?
- Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь
- Какая встреча ожидает блудного сына дома? Почему?
- Чтение сцены ”Последняя встреча Дуни с отцом”. Что переживает каждый? Счастлива ли Дуня?
- Анализ эпизода “Дуня на могиле отца”.
Могло ли все сложиться по-другому?
- Индивидуальное задание : написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни
- Что является истинным счастьем для человека?
Домашнее задание:
- подготовиться к сочинению