СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "А.С.Пушкин "Станционный смотритель""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "А.С.Пушкин "Станционный смотритель""»

Образ “маленького человека” в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”

Образ “маленького человека” в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”

Цель урока: 1)ввести в мир “маленького человека”; 2) определить понятие “маленький человек”; 3) пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; 4) выявить ключевую идею.
  • Цель урока:
  • 1)ввести в мир “маленького человека”;
  • 2) определить понятие “маленький человек”;
  • 3) пробудить сочувствие и сострадание к герою повести;
  • 4) выявить ключевую идею.
На Руси вдоль дорог во все концы В прошлом веке звучали бубенцы. В дождь и метель тройки неслись, Тройки людей везли… Вот мчится тройка удалая В Казань дорогой столбовой, И колокольчик, дар Валдая, Гудет уныло под дугой. Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт; Колокольчик звонко плачет, И хохочет, и визжит. В поле чистом серебрится Снег волнистый и рябой, Светит месяц, тройка мчится По дороге столбовой.

На Руси вдоль дорог во все концы

В прошлом веке звучали бубенцы.

В дождь и метель тройки неслись,

Тройки людей везли…

Вот мчится тройка удалая

В Казань дорогой столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудет уныло под дугой.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт;

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит.

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

 Название, вероятно, происходит от древнерусского слова выр - пучина, омут   В октябре 1972 г. в деревне Выра Ленинградской области в бывших корпусах почтовой станции был открыт

Название, вероятно, происходит от древнерусского слова выр - пучина, омут

  • В октябре 1972 г. в деревне Выра Ленинградской области в бывших корпусах почтовой станции был открыт "Дом станционного смотрителя" - первый в стране музей литературного героя.

Музей создан по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" и архивным документам.

Музей открылся в сохранившемся здании Вырской почтовой станции.

  • История его началась в 1800 году.
  • Пушкин любил путешествовать – хорошо думалось. Не менее 13 раз бывал он на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью “Станционный смотритель”.
В пушкинское время почтовая станция в Выре состояла из двух одноэтажных кирпичных корпусов, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет.
  • В пушкинское время почтовая станция в Выре состояла из двух одноэтажных кирпичных корпусов, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет.
 Строения почтовой станции Выра, которые мы видим сегодня, не являются той почтовой станцией на которой служил Самсон Вырин. Эти типовые станции стали строится в царствование императора Николая I, во второй четверти XIX века. После возведения этих построек станция Выра стала типичной почтовой станцией - имела два корпуса: северный и южный. Это одноэтажные домики, построенные из кирпича, оштукатуренные и выкрашенные в розовый цвет. Они выходят фасадом на дорогу и соединяются между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине.
  • Строения почтовой станции Выра, которые мы видим сегодня, не являются той почтовой станцией на которой служил Самсон Вырин. Эти типовые станции стали строится в царствование императора Николая I, во второй четверти XIX века. После возведения этих построек станция Выра стала типичной почтовой станцией - имела два корпуса: северный и южный. Это одноэтажные домики, построенные из кирпича, оштукатуренные и выкрашенные в розовый цвет. Они выходят фасадом на дорогу и соединяются между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине.
В 19 веке Выра была довольно большой почтовой станцией (и третьей по счету от столицы). По своеобразной
  • В 19 веке Выра была довольно большой почтовой станцией (и третьей по счету от столицы).
  • По своеобразной "Табели о рангах" почтовая станция Выра соответствовала третьему разряду, здесь служили 18 ямщиков и содержалось 55 лошадей.

Здесь кипела жизнь.

В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинской поры.

В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинской поры.

Эпиграф к повести  Коллежский регистратор,  Почтовой станции диктатор  Князь Вяземский Серьезно ли говорит А.С.Пушкин? Кто такой диктатор? (прочитайте) А что говорит о станционных смотрителях Пушкин, как относится к ним? Откуда он знает о смотрителях? Что это за люди станционные смотрители? Каково их положение? (найдите цитаты)
  • Эпиграф к повести
  • Коллежский регистратор,
  • Почтовой станции диктатор
  • Князь Вяземский
  • Серьезно ли говорит А.С.Пушкин?
  • Кто такой диктатор? (прочитайте)
  • А что говорит о станционных смотрителях Пушкин, как относится к ним?
  • Откуда он знает о смотрителях?
  • Что это за люди станционные смотрители? Каково их положение? (найдите цитаты)
Давайте попробуем восстановить историю жизни Самсона Вырина Сколько ему лет? Когда он родился, в какой семье? Найдите доказательство в текст, что Вырин отставной унтер-офицер. Что происходит с героем, когда он выходит в отставку? На что обращает внимание в доме Вырина? Что мы узнаем о Дуне? Какая она (по словам рассказчика и отца)? Что можно сказать об отношениях отца и дочери?

Давайте попробуем восстановить историю жизни Самсона Вырина

  • Сколько ему лет?
  • Когда он родился, в какой семье?
  • Найдите доказательство в текст, что Вырин отставной унтер-офицер.
  • Что происходит с героем, когда он выходит в отставку?
  • На что обращает внимание в доме Вырина?
  • Что мы узнаем о Дуне? Какая она (по словам рассказчика и отца)?
  • Что можно сказать об отношениях отца и дочери?
Сколько раз побывал рассказчик на станции? В какое время года это было? Каким мы видим Самсона Вырина в первый раз? (цитата) Каким он предстает перед нами во второй раз? Что же случилось? Что послужило причиной несчастья?
  • Сколько раз побывал рассказчик на станции?
  • В какое время года это было?
  • Каким мы видим Самсона Вырина в первый раз? (цитата)
  • Каким он предстает перед нами во второй раз?
  • Что же случилось? Что послужило причиной несчастья?
Опишите Минского. Как его принял Вырин? Почему Самсон ничего не понял?

Опишите Минского.

  • Как его принял Вырин?
  • Почему Самсон ничего не понял?
Сколько раз он ходил искать дочь? Найдите и прочитайте, как происходит первая, вторая, третья встречи Самсона и Минского. За что он корит себя до самой смерти? Почему он хочет ее вернуть?
  • Сколько раз он ходил искать дочь?
  • Найдите и прочитайте, как происходит первая, вторая, третья встречи Самсона и Минского.
  • За что он корит себя до самой смерти? Почему он хочет ее вернуть?
Прочитайте монолог Вырина. Что узнает рассказчик в третий приезд?
  • Прочитайте монолог Вырина.
  • Что узнает рассказчик в третий приезд?
О чем же эта повесть?  Чему учит? Что означает понятие “маленький человек”? Что может сделать человека “маленьким”?

О чем же эта повесть? Чему учит?

  • Что означает понятие “маленький человек”?
  • Что может сделать человека “маленьким”?
Домашнее задание:   1) написать сочинение-миниатюру – монолог от лица  а) Минского;  б) Самсона Вырина;  в) Дуни; 2) проанализировать финал повести; 3) подготовить библейскую притчу о блудном сыне.

Домашнее задание:

  • 1) написать сочинение-миниатюру – монолог от лица
  • а) Минского;
  • б) Самсона Вырина;
  • в) Дуни;
  • 2) проанализировать финал повести;
  • 3) подготовить библейскую притчу о блудном сыне.
Понимаешь ли ты, что с тобой происходит?    Путь к исцелению у всех один:    прозреть, обвинить себя,    иметь мужество признать    ошибки и покаяться.

Понимаешь ли ты, что с тобой происходит?

Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться.

Продолжите ассоциативный ряд : семья – это …  единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов
  • Продолжите ассоциативный ряд :
  • семья – это …

единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов

Притча… На востоке, в древности, возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя.  Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит?

Притча…

  • На востоке, в древности, возник жанр притчи.
  • Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.
  • Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя.
  • Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит?
Обратимся к лексическому значению слова “блудный”   Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить. В слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное : потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать. - Так почему притча получила такое название? В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках.

Обратимся к лексическому значению слова “блудный”

  • Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения:
  • 1. Распутничать.
  • 2. Блуждать, бродить.
  • В слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути,
  • - и переносное : потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.
  • - Так почему притча получила такое название?
  • В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках.
К кому из героев повести можно задать вопрос темы урока и дать совет эпиграфом?
  • К кому из героев повести можно задать вопрос темы урока и дать совет эпиграфом?
Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина   Неизвестный франко-фламандский художник первой половины XVI века. Блудный сын, пирующий с куртизанками на постоялом дворе Якопо Пальма Младший. Блудный сын (ок. 1600) Альбрехт Дюрер. Блудный сын пасет свиней (Раскаяние Блудного сына) (ок. 1496). Иероним Босх. Блудный сын (1500-е)

Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина

  • Неизвестный франко-фламандский художник первой половины XVI века. Блудный сын, пирующий с куртизанками на постоялом дворе
  • Якопо Пальма Младший. Блудный сын (ок. 1600)
  • Альбрехт Дюрер. Блудный сын пасет свиней (Раскаяние Блудного сына) (ок. 1496).
  • Иероним Босх. Блудный сын (1500-е)
Рембрандт Притча о блудном сыне
  • Рембрандт
  • Притча о блудном сыне
Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин? Для чего тогда картинки на стене комнаты?
  • Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?
  • Для чего тогда картинки на стене комнаты?
Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Проведем сопоставление истории блудного сына и истории Дуни Выриной и заполним таблицу Как покидают дом? Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.  Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда. Как родители ведут себя? Никто не ищет его  Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина?

  • Проведем сопоставление истории блудного сына и истории Дуни Выриной и заполним таблицу
  • Как покидают дом?
  • Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.
  • Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.
  • Как родители ведут себя?
  • Никто не ищет его
  • Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
Образ жизни после того, как покинули отчий дом? Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.  Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве. Возвращение домой Радостная встреча сына с отцом  Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места. Нравственное состояние героя Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.  Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

Образ жизни после того, как покинули отчий дом?

  • Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.
  • Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Возвращение домой

  • Радостная встреча сына с отцом
  • Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Нравственное состояние героя

  • Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.
  • Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
Как финал повести соотносится с притчей? В чем сходство и различие в образах “отцов” и “ детей” Для чего в повесть введена тема “блудного сына”? Каков основной прием, используемый автором при таком построении сюжета? Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет Кто из родителей оказался счастливее? Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь
  • Как финал повести соотносится с притчей? В чем сходство и различие в образах “отцов” и “ детей”
  • Для чего в повесть введена тема “блудного сына”? Каков основной прием, используемый автором при таком построении сюжета?
  • Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
  • Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет
  • Кто из родителей оказался счастливее?
  • Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь

Какая встреча ожидает блудного сына дома? Почему? Чтение сцены ”Последняя встреча Дуни с отцом”. Что переживает каждый? Счастлива ли Дуня? Анализ эпизода “Дуня на могиле отца”.
  • Какая встреча ожидает блудного сына дома? Почему?
  • Чтение сцены ”Последняя встреча Дуни с отцом”. Что переживает каждый? Счастлива ли Дуня?
  • Анализ эпизода “Дуня на могиле отца”.
Могло ли все сложиться по-другому? Индивидуальное задание : написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни Что является истинным счастьем для человека?

Могло ли все сложиться по-другому?

  • Индивидуальное задание : написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни
  • Что является истинным счастьем для человека?
Домашнее задание: подготовиться к сочинению

Домашнее задание:

  • подготовиться к сочинению


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!